Далекое близкое

Ровно год назад в Киевском академическом театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра режиссер-новатор Дмитрий Богомазов выпустил премьеру, которая по-прежнему проходит при полном аншлаге. Сегодня комедия «Веселие сердечное, или кепка с карасями», по сборнику рассказов «Чистый Дор» Юрия Коваля, зрителями воспринимается не как инсценировка, а  скорее как своеобразный мир, в который им посчастливилось вырваться хоть на часок-другой из паутины повседневных проблем, от не прекращающейся боли.

Сказать, что Дмитрий Богомазов в своей постановке поднимает какие-либо острейшие вопросы бытия, было бы неуместно. С нами — зрителями, он проворачивает чудеснейшую штуку. Мы просто становимся жителями оазиса, какой-то мистической деревни. Ее, возможно, ты больше не вспомнишь, а возможно, не сможешь забыть. Деревню Чистый Дор не смог забыть и автор детских рассказов Юрий Коваль, но начал писать о своем пребывании там только через время, оценив, насколько далекое стало близким. В наше время на этот материал обратил внимание Богомазов и трансформировал сюжеты для детского чтения в изложение некой простой философии для взрослых.

Постановщик «Веселия сердечного...» воздвиг перед главным героем-писателем на сцене две задачи: быть не только участником действия, но и оставаться чтецом. Чтец в драматургии — это всегда рискованно. Потому что может передернуть смыслы, забрать ощущение вовлеченности в происходящее, но... Здесь это решение помогло зрителю почувствовать самого себя Автором и переживать те же чувства, которые с простотой и без пафоса передавал заслуженный артист Украины Виталий Линецкий.

Наверное, каждый присутствующий на спектакле подойдет вплотную к ответу на вопрос, что же такое счастье? На одной стороне сцены — ярко пламенеет солнце, на другой — в ночной синеве сверкает луна. Вся жизнь небольшой деревни каждый день монотонно протекает от рассвета до заката без изменений. Событием здесь может стать как приезд нового человека-писателя, так и завоз в местный магазин клеенки с дивными васильками. И как наполнить это время и неказистые случаи сельского бытия смыслом? Да просто быть человеком. Не злым, не жадным, не угрюмым, а радостным сердечным человеком.

Жители Чистого Дора ходят в поношенных рабочих одеждах, серых телогрейках не со своего плеча, тельняшках, коричневых пиджаках, женщины — в растянутых колготах, цветастых кофтах и удобных для ведения хозяйства темных юбках. Но в этой серо-коричнево-цветастой гамме есть что-то волшебное. Эти люди — словно с другой планеты, и режиссер спектакля, должно быть, специально решил выбелить их лица пудрой так, чтобы ощущалось, насколько они иные. Хотя вроде и серая масса, но привлекающая своей особенностью.

С самого начала спектакля ощущается благоговейное отношение деревенских жителей к тому месту, где они живут. Для них Чистый Дор — нечто сакральное, понятное только им да сумевшим найти из терний дорогу к ним. Ведь по сути это скрытая от глаз деревня в лесу. Приезжему Автору ее обитатели объясняют, что «дор» — это начисто вырубленный участок под поле, внутри которого возведены дома небольшой деревни, а ее окружает «бор» — лес. И жизнь, которая проходит в Чистом Доре, может показаться нам странной, нереальной и, в то же время, очень правильной.

Деревня Чистый Дор срисована писателем с реальности. Трансформация происходящего в ней в 60-е—70-е годы режиссером Богомазовым с переносом действия на современную театральную сцену — это сочетание всевозможных методов, в основе которых есть глубокий смысл.

«Веселие сердечное...» — спектакль-зарисовка. Это рассказы от Автора о простоте души человеческой и ее красоте. Серые будни разрезает искреннее веселие, созданное не ситуацией, а самими людьми. Народный артист Украины Владимир Горянский в инсценировке предстает в образе дядюшки Зуя, старожила Чистого Дора. Он настолько чистосердечен, что может вывернуть все из карманов перед незнакомцем, рассказать о смысле печеного картофеля, без раздумий разделить отведенные и нужные ему полтора метра «васильковой клеенки» между соседями. В этом его мудрость и отсюда же — незыблемый авторитет Зуя среди населения деревни. Кто знает Владимира Горянского по ролям в кино, здесь увидят его совершенно в другом характере, именно сердечным и даже по-детски наивным. А «...кепка с карасями» — одна из зарисовок спектакля со своей простой философией жизни.

На роль внучки дядюшки Зуя, Нюрки, режиссер выбрал студентку КНУТКиТ им. И. К. Карпенка-Карого Оксану Жданову, сыгравшую наше детство, полное мечтаний и разных настроений. Актриса Леся Самаева в спектакле становится Пантелеевной — «золотой душой» деревни, такой себе труженицей, которая вся в делах и заботе о ближнем. Прекрасно была сыграна эпизодическая роль дяди Вани — Александром Комаренко. В секунды молчания на сцене, поскольку «разговор заглох», в зале смеялись все.

Особым режиссерским приемом в спектакле стало использование пантомимы, во всех сценах это было сделано мастерски. Одна из сцен, например, связана с историей о приезде новой учительницы, которую сыграла Светлана Штанько. Учить азбуке она решила, рисуя буквы прямо на проселочной дороге. Все, танцуя, выводили буквы, которые съедали колеса машин. Но ученики выводили новые и машинист (Сергей Детюк), хоть и бранясь, уже объезжал это «наземное искусство». Все это без слов. А вот музыка... Какой деревенский народ без песен да музыкантов? Какое веселие сердечное без аккомпаниаторов действия?

В спектакле артисты-обитатели Чистого Дора поют песни Луганщины, Слобожанщины, звучит вживую музыка групп «Кука та Банда» и Switch on the Light.

Во всем этом веселье, деревенском антураже неорганично себя чувствует только один человек — писатель. Он, уже проглотивший городского яду, никак не может стать частью простодушного народа Чистого Дора, окунуться с головой в их, порой странное, веселье. Но все же сказочная доброта здешних людей, искренность, теплота и умение радоваться мелочам не отпустили его в меркантильный мир. В Чистом Доре он пробыл год. И даже не хотелось Автору, чтобы все это заканчивалось здесь, где вместо шекспировского вопроса «Быть или не быть?», дядюшка Зуй риторически спрашивает у зала: «А на что хорошему человеку свинья?».

Богомазов в своем спектакле задал загадочно-атмосферный, но веселый темпоритм, а завершил постановку очень яркой, пронизывающей фразой Автора. Ее, кстати, у самого Юрия Коваля нет. Впрочем, многие нюансы были созданы самим режиссером под сегодняшнее время. Поэтому «Веселие сердечное...» находит необычный отклик у зрителя, обеспечивая аншлаги. Во время просмотра спектакля все время думаешь: сколько глупости в нашей жизни, сколько безумной борьбы, а в этой деревне — люди в серых телогрейках находят красоту в простом, для них и борьба-то случается только за клеенку на стол, да и в той найдется кто-нибудь, кто примирит всех.

И начинаешь дорожить временим, проведенным в Чистом Доре, и эта далекая деревня становится очень близкой душе.

Мистика...