Киев в ретрофильмах. Часть 8 (Подол)

Несмотря на то, что киевский Подол переполнен атмосферой старины, кинематографисты очень редко обращались к его красотам. Из всех центральных районов города этот менялся, пожалуй, наиболее динамично. Оттого многие его здания, мосты и транспортные маршруты, оставшиеся в старых фильмах, теперь уже не встретишь в реальности.

О том, как за последние сто лет изменилась улица Владимирская и ее окрестности, читайте и смотрите в первой части.

О том, как за последние сто лет изменились «Олимпийский», «Динамо» и окрестности, читайте и смотрите во второй части.

О том, как за последние сто лет изменился Майдан Независимости, читайте и смотрите в третьей части.

О том, как за последние сто лет изменился Крещатик, читайте и смотрите в четвертой части.

О том, как за последние сто лет изменился Крещатик, читайте и смотрите в пятой части.

О том, как за последние сто лет изменился Андреевский спуск, читайте и смотрите в шестой части.

О том, как за последние сто лет изменились бульвар Шевченко и район ж/д вокзала, читайте и смотрите в седьмой части.


Контрактовая площадь

Когда снимался фильм Виктора Живолуба «Театральный сезон» (1988), Контрактовая площадь ещё носила официальное название Красная. В этом отрывке из ленты видно строительство здания, в котором сегодня расположен супермаркет:

Кроме того, на видео ещё нет колокольни Храма Святой великомученицы Екатерины. В этом здании располагается Главное управление Национального банка Украины по городу Киеву. Усилиями последнего колокольня и была восстановлена в 1995 году. Сегодня этот ракурс выглядит так:

В «Театральном сезоне» рассказывается о романе знаменитого актёра с журналисткой. Несмотря на то, что у мужчины есть сын и преданная жена, он не может совладать с собой. Оттого-то в этой сцене встречи с любовницей у него столь напряжённый взгляд.

Также в этом фильме встречается таксофон, висевший на третьем корпусе Киево-Могилянской академии:

Атмосфера, царившая на площади в годы Перестройки, видна в титрах фильма Владимира Попкова «Допинг для ангелов» (1990):

Убогие серые фасады советских магазинов сегодня сменились разноцветными и хорошо украшенными вывесками и витринами. Людей и автомобилей при этом стало заметно больше и все они, как и прежде, куда-то спешат:

«Допинг для ангелов» в своё время стал очень точной репликой на перестроечную горячку, которая бродила по обществу рушащегося Союза. В центре сюжета — скромный неудачник, который привык жить по диетическим правилам советского времени. На обочинах дорог он подбирает кирпичи, из которых уже много лет строит дачу-развалюху. А на свою копеечную зарплату пытается создать семейное счастье. И вдруг на него начинают сваливаться невиданные дары: фирменные деликатесы, иностранная мебель, изысканная одежда. Сроду не видавший ничего подобного, он начинает всерьёз бояться этих подарков судьбы.

До февраля 2011 года через площадь проходил один из старейших в Киеве трамвайных маршрутов — № 5. Он соединял Контрактовую площадь с мостом Патона. Этот трамвай встречается в лентах «Грешник» (1988) и «Без особых примет» (2006). Однако лучше всего его можно рассмотреть в психоделическом зрелище Александра Шапиро «Цикута» (2003):

Также в этом отрывке хорошо виден Гостинный двор, который нынче находится на реконструкции. Уже более полугода прошло, как стройка приостановлена, и когда мы увидим его в обновлённом виде — не известно. Кроме того, когда снимался фильм «Цикута», площадь ещё не превратилась в масштабную стоянку, как сейчас:

«Цикута» погружает зрителя в пространство на грани реальности и наркотических видений. Фильм рассказывает о наркодиллере Барокко, который принял психоделик, открывающий врата в параллельную реальность. Не придя в связи с этим на стрелку, он вызывает панику среди кислотников и торчков.

В 2014 году на экраны вышел минисериал Николая Михайлова «Ветер в лицо», который показывал Киев, как безымянную российскую провинцию. Подобная «маскировка» города случалась в сериалах и телефильмах достаточно часто. По словам одного из продюсеров, в таком случае фильм было легче продать на телеканалы СНГ. Поэтому в Киеве за последние десять лет хоть и сняли трёхзначное число подобных фильмов, распознать в них столицу Украины достаточно трудно. Данный эпизод из «Ветра в лицо» разворачивается на автостанции, находящейся на ул. Нижний Вал:

На заднем плане в этом эпизоде появляются два недостроенных офисных центра, которые сегодня уже действуют:

Почтовая площадь

То, как площадь выглядела в конце 50-х, мельком видно в ленте Владимира Венгерова «Город зажигает огни» (1958):

Сегодня этот ракурс выглядит приблизительно так:

Атмосфера послевоенного, ещё не до конца отреставрированного города, естественным образом вплетена в сюжет ленты. Вернувшись с фронта, разведчик Николай узнаёт, что война разрушила не только сам город, но и личную жизнь молодого человека. Его жена ему изменила, а лучший друг теперь занимается позорной спекуляцией. Идеализированный главный герой, стиснув зубы, начинает строить жизнь заново. Аллегорией этого начинания становится поступление в строительный институт.

В 70-х годах площадь была коренным образом реконструирована. Она была существенно расширена, на ней появилась станция метро, памятник морякам Днепровской военной флотилии, а также пешеходный мост. Последний встречается в фильме Григория Кохана «Тупик» (1998):

Сегодня продолжается начатая в 2012 году реконструкция Почтовой площади. И на месте пешеходного действует уже автомобильный мост. А рядом с ним в том же году открылся отель:

«Тупик» создаёт очень ёмкий портрет человека, который запутался в бардаке лихих 90-х. Узнав, что его девушка вышла замуж, не дождавшись его из армии, парень дезертирует. В поисках своей возлюбленной он попадает в мир нелегального бизнеса. После запутанных злоключений парень оказывается в весьма незавидном положении между военкоматом, мафией и милицией...

Панорама площади с Боричева спуска встречается в не менее интригующем триллере Леонида Бойко и Вячеслава Криштофовича «Приятель покойника» (1997):

Сегодня бы такую сцену на этом месте снять уже не удалось. Вместо асфальта на спуске лежит брусчатка:

Снятый по роману Андрея Куркова фильм рассказывает об Анатолии, в жизни которого началась затяжная череда неудач. Жена ушла. Работы нет. Его знания и опыт применить не удаётся. Случайно встретившись со своим старым другом за бутылкой водки, отчаянный Анатолий необдуманно заказывает своё убийство киллеру. Совсем скоро его жизнь налаживается, однако отменить заказ уже невозможно. Потому-то в этой сцене на спуске Анатолий рассеянно соглашается с тем, что он — мудак.

В 2003 году на площади была восстановлена церковь Рождества Христова, которую большевики снесли в 1935 году. Её купола мелькают в фильме Дмитрия Дяченко «О чём говорят мужчины» (2010).

На этой площади снимались многие сцены юношеского фильма Владимира Крайнева и Алима Федоринского «Тройка» (1985). Например, в этом отрывке видны автоматы, разменивавшие мелочь для проезда. Они висели в фойе здания фуникулёра:

Киностудия им. Довженко, активно работавшая в те годы, выпускала огромное количество лент юношеского кино. Несмотря на свою наивную поучительность, «Тройка» — один из немногих таких фильмов, которые интересно смотреть спустя три десятилетия. Лента выпущена на волне популярности хоккея в СССР. Четырнадцатилетний Саша мечтает стать хоккеистом. Однако тренер не берёт его в команду из-за плохой успеваемости в школе. Чтобы воплотить свою мечту, парню придётся взяться за голову.

В одной из сцен фильма «Цикута» появляется разрушенное здание на ул. Борисоглебской:

В течение 12 лет с момента съёмок фильма этот дом порывались отстраивать. Однако дело так и не было доведено до конца:

Ещё один заброшенный дом, состояние которого может послужить символической аллегорией на положение украинского кинематографа, находится на ул. Боричев Ток:

Так это здание выглядело в 1976 году, когда на экраны вышла лента Виктора Игишева «Судьба барабанщика»:

Этот лёгкий юношеский детектив заставляет главного героя расстаться со своими мечтами. Мальчика пытаются использовать в своих целях уголовные элементы, а также агент иностранной разведки. По сюжету выходит, что душевная простота и наивность сначала создают главному герою проблемы, а затем — помогают ему из них выбраться.

В отличие от ул. Боричев Ток, соседняя ул. Покровская за последние десятилетия существенно преобразилась. Вот, например, снятый на ней отрывок из хрестоматийной картины Виктора Иванова «За двумя зайцами» (1961):

Сегодня этот ракурс выглядит намного цивилизованнее:

Ну и напоследок — две панорамы Подола. В отрывке из ленты Тимофея Левчука «Киевлянка» (1958) видно, что зелени в этой части города когда-то было больше, чем зданий:

А эта сцена из фильма Суламифь Цыбульник «Нет неизвестных солдат» (1965) показывает, как выглядел Днепр, до того, как его опоясали мосты.

Этот эпизод был снят со смотровой площадки Андреевской церкви:

Сегодня этот ракурс выглядит так:

О лентах «Киевлянка» и «Нет неизвестных солдат» мы неоднократно писали в предыдущих частях кинематографических путешествий по старому Киеву. Учитывая приторный идеологический посыл этих фильмов, упоминать лишний раз о них не хочется.