Кто убивает Украину

«Украина не будет федеративной, а останется унитарным государством!» Это цитата из обращения Петра Порошенко по случаю Дня соборности Украины. И в этом же обращении есть еще один яркий пассаж: «Сейчас почти 100% граждан — за единую страну. И впечатляющее большинство украинцев видит ее именно унитарной, а не федеративной».

Откуда у господина Порошенко подобные цифры, по большому счету, не важно. Из этого обращения понятно следующее — никакой, даже формальной, децентрализации власти президент проводить не собирается. А это значит, что ключевая проблема, которая не только породила гражданскую войну, но и является глубинной причиной коррупции — унитаризм по-украински — останется при Порошенко неизменной.

Дети из зеленой «капусты»

Украинский унитаризм — явление достаточно уродливое. Оно построено на двух факторах, разрушающих наше государство изнутри, — гуманитарных комплексах и насквозь забюрократизированной модели экономики. Первый фактор подпитывает через СМИ широкие массы сельской и западной/центральной Украины. В представлении «свидомого» обывателя замена унитаризма федерализмом несет ужасную угрозу. Здесь замешаны и комплексы носителей украинского языка по отношению к языку русскому, и специфическое отношение к «национальным героям», и иные культурно-исторические моменты. Иными словами, любая культурно-региональная децентрализация угрожает хуторянской идентичности, которая сегодня на Украине представляется единственно правильной. Соответственно, любые дискуссии о федерализме вызывают у хуторянской «титульной нации» на подсознательном уровне буйную агрессию.

Однако есть еще второй фактор украинского унитаризма, который в своих интересах использует любая пришедшая к власти финансово-олигархическая группа (в том числе, победивший в 2010 году под лозунгами федерализации Виктор Янукович) — чиновничий центризм. Унитаризм — это гигантский цветник всей украинской коррупции, можно сказать, ее первооснова. Распределение сотен тысяч должностей через единую вертикаль приносит колоссальные доходы региональным бенефициариям, а также всей огромной чиновничьей прослойке. Например, такса на назначение главой районной госадминистрации начинается с 2-2,5 млн. долларов (с учетом потери Крыма и части Донбасса «под Порошенко» остается еще около 460 районов).

То же самое касается ведомств, которые спускаются по вертикали АП или Кабмина из Киева в регионы. Только госслужащих на Украине порядка 280 тысяч, и еще около 100 тыс. региональных назначенцев. Все остальные сферы государственной жизнедеятельности — армия, налоговая администрация, милиция, медицина, образование — основаны на той же коррупционной схеме. Стать в Киеве начальником ЖЭКа стоит от 200 тыс. долл. — и, опять же, это все примеры из «низового» уровня. По сути, украинцы вообще не влияют ни на какие кадровые назначения в своей стране.

Таким образом, в державе образовался уникальный по своей абсурдности симбиоз коррупционных чиновников с хуторянским мышлением, такой своеобразной антикультурой. Одни, вне зависимости от своего происхождения (Донецк ли, Днепропетровск ли, etc.), попадая в Киев, становятся поборниками унитаризма, потому что это крайне выгодно для личного обогащения. А другие, на «иррациональном» уровне боятся нарушить свою хуторянскую идентичность, потеряв в гуманитарной конкуренции с востоком статус «титульной нации».

Земля для дураков

Через призму этой проблемы следует рассматривать и войну в Донбассе. Именно Донбасс, а не та же Россия, сегодня представляет основную угрозу для старой чиновничье-хуторянской идентичности, которая сложилась на Украине еще во времена Кравчука/Кучмы. Например, потеря Крыма для этой идентичности никакой принципиальной угрозы не несет, хотя бы потому, что полуостров вошел в юридическое поле другой страны. Донбасс же нарушает два главных принципа хуторянско-чиновничьей Украины:
1) нарушение вертикальной иерархии в управлении регионами;
2) возможность построения новой модели экономики, с проектированием бюджета из регионов в центр, а не из центра в регионы, как происходит на территории «континентальной» Украины.

Собственно, по этой причине Киев усиленно избегает ЛЮБЫХ прямых диалогов с Донецком/Луганском, пытаясь изобразить войну на востоке как вооруженный конфликт между Россией и Украиной. Причем это даже не столько русофобская политика — иначе, как минимум, с Москвой разорвали бы дипломатические отношения, — сколько борьба за сохранение той дегенеративно-чиновничьей модели Украины, которая сложилась за последние 23 года.

Любые переговоры Киева с Донецком и Луганском будут означать не только признание самостоятельности Донбасса, но и автоматически поставят один из исторических регионов Украины в особый статус. И тогда уже даже в среде хуторянской идентичности появятся вопросы: а почему Донбасс может выбирать своих руководителей и назначать своих чиновников, а Львов/Тернополь/Винница получают таковых из Киева?

В свою очередь, появление подобного вопроса нарушит сложившееся экспансионистское направление развития хуторянской культуры, которое сегодня направлено на вытеснение чужаков и построение «одинаковой Украины» от Ужгорода до Луганска. Возможность влиять на формирование власти и бюджета в своей общине отодвинет на второй план вопросы, вроде того, почему в Краматорске не раскрашены заборы в цвет украинского флага или почему в Запорожье до сих пор стоит памятник Ленину? Децентрализация замкнет на себе хуторянскую идентичность, которую начнут волновать, в первую очередь, СВОИ права и возможности, а не ущемления прав и возможностей носителей других (не хуторянских) идентичностей.

Однако реальная децентрализация одновременно будет обозначать и крах современной политической элиты. Порошенки, турчиновы, яценюки будут выброшены на помойку истории. Как только Киев превратится в один из равных регионов Украины, а украинцы смогут формировать политическую элиту снизу вверх (а не наоборот, как сейчас), из управленческой элиты государства исчезнут популисты и откровенные идиоты. Впрочем, последние, скорее, добьют саму Украину, нежели позволят изменить модель государства, в котором им — популистам и идиотам — не найдется места.

«фрАза» может не разделять мнение автора, но уважает его право выражать свои взгляды на жизнь