В ближайшие недели правительство России внесет предложения по изменению бюджетных ассигнований по ряду направлений, которые будут имплементироваться в 2015 году. Ожидается, что российское правительство сократит приблизительно на 10% финансирование всех бюджетных направлений, за исключением военного сектора.
Анализ ситуации
В новый год Россия вступила в условиях серьезного ухудшения экономической ситуации, а также в ожидании рецессии, которая повторится впервые за последние шесть лет. В соответствии с оценками Всемирного банка, падение российского ВВП в нынешнем году составит от −0,7% до −2,9%.
Американское рейтинговое агентство Fitch также понизило рейтинги 13 ключевых российских компаний, включая «Лукойл», «Газпром» и «Российские железные дороги». Падение цен на нефть до рекордных отметок, умноженное на стремительную девальвацию российского рубля, заставляет Кремль пересматривать бюджет.
Уменьшение объемов финансирования коснется практически всех бюджетных организаций, включая Министерство иностранных дел России и Службу внешней разведки. Вместе с тем Путин упорно отказывается сокращать ассигнации военного бюджета, увеличив его практически на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ради справедливости стоит отметить, что российский министр финансов Антон Силуанов постоянно указывает на необходимость сокращения расходов на военные нужды. Его голос в Кремле пока не слышен. По оценкам финансовых аналитиков, урезание на 10% расходов по основным статьям бюджета усложнит социально-экономическую ситуацию, однако пока что не станет критическим для Кремля.
При этом социальная напряженность в российском обществе резко увеличится, поскольку зарплаты работникам бюджетной сферы не будут проиндексированы с учетом высокого уровня инфляции. Кроме того, произойдет урезание бюджета работников медицинской сферы, вследствие чего эта категория бюджетников окажется в тяжелом финансовом положении. А ведь не так давно — в ноябре 2014 года — работники медицинских учреждений Москвы уже выходили на массовые акции протеста. Но, видимо, власть не считает исходящую от них угрозу значимой. А зря, поскольку планы по закрытию только в Москве в 2015 году ряда медицинских учреждений, вследствие чего на улицах рискуют оказаться около 10 тысяч людей, могут расшатать ситуацию до стадии неконтролируемой.
Российское правительство во главе с Медведевым также заморозит в текущем году ряд крупных инфраструктурных проектов. Например, строительство третьей и четвертой секций окружной дороги вокруг Москвы (протяженность — около 500 километров, стоимость — 2,6 млрд. долл. США) отложено, что приведет к сокращению рабочих мест и остановке работы многих связанных со строительством компаний. Строительство было приурочено к подготовке России к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Под угрозой остановки строительства также окажется московский стадион. Таким образом, Россия, ввиду развивающегося кризиса, может провалить подготовку к Чемпионату мира-2018. Это станет реальной катастрофой лично для Путина, который планирует переизбраться на второй (четвертый срок) именно в 2018 году. Олимпиада в Сочи станет для него давно забытым прошлым.
Также будет заморожен проект по строительству новых коммуникаций в обход Украины, которые должны соединить Россию и аннексированный Крым (предварительная стоимость — 3,5 млрд. долларов США). Это означает, что у России не останется ничего другого, как начать переговоры с Украиной по вопросам жизнеобеспечения Крыма. Ведь провальный туристический сезон 2015 года может разочаровать крымчан, которые считали 2014 год переходным к светлому и беспроблемному будущему в составе России. Их надежды могут рухнуть.
Пенсионеры и олигархи — под ударом
Еще одной уязвимой частью российского общества, коротая пострадает вследствие кризиса в России, станут пенсионеры. Российское правительство уже залезло в Пенсионный фонд, вынув из него в 2014 году около 7 млрд. долл. США на спасение падающего российского рубля. В 2015 году ситуация может повториться, и это на фоне, когда пенсии россиянам также не будут проиндексированы. Пока что Путину удается списывать все беды российской экономики на происки Запада, который воюет с Москвой на территории соседней Украины. Однако, как ожидают аналитики группы глобальной разведки Geostrategy, такие аргументы будут все менее эффективными. Кремлевским политтехнологам нужно будет придумывать новые басни для граждан РФ.
Российские олигархи в условиях нарастающего кризиса постепенно становятся опасными для кремлевского руководства. Падение прибылей и капитализации активов уже вселило в их души панику и страх. В критические для российского рубля дни они теряли миллиарды долларов. Интересные цифры: в течение 48 часов вследствие паники на российском финансовом рынке 20 наиболее богатых русских олигархов потеряли 10 миллиардов долларов.
Согласно индексу миллиардеров, который составляет Bloomberg, в 2014 году 21 человек из числа самых богатых россиян из-за санкций потеряли в общей сложности $61 млрд., или четверть их совокупного состояния. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые европейские бизнесмены, хорошо знающие российский рынок, в разговорах с представителями группы Geostrategy говорят об обратном: на скачках российской валюты больше потеряли не олигархи, а обычные граждане России. Может, в этом есть доля правды, однако это не делает ситуацию в России менее драматической.
Прибавить к этому потерю доступа олигархов к международным финансовым рынкам, а также уменьшение ликвидности российского рынка — и получится очень невеселая картина. Настолько невеселая, что это может привести к реальному бунту, результатом которого станет начало процесса демонтажа режима Путина. Он об этом знает, понимая прекрасно, что приостановка кормления олигархов может стоить ему не только карьеры, но и жизни.
Конечно, их можно и дальше сажать в тюрьмы или держать под домашним арестом, но в таком случае Путин нарвется не только на и без того жесткую критику Запада, но и получит еще большее недоверие Запада к российскому рынку. Что, в свою очередь, усилит и угрожающий отток иностранного капитала с российского рынка.
На фоне резкого сокращения российского национального резервного фонда — с 599 млрд. долл. США в середине 2014 года до 398 млрд. долл. США в начале января 2015 года — поле для маневра и заигрываний с олигархами у Путина сильно сократилось. Ведь финансовый российский пирог становится все меньше, а ощущение финансового голода у тех, кто на него претендует — все сильнее.
Основные дебаты кремлевской власти ведутся сегодня вокруг государственной компании «Роснефть», которая имеет долг перед государством в размере 35 млрд. долл. США. Санкции, введенные странами Запада против российской компании, усложнили ее деятельность: она полностью потеряла доступ к международному долларовму и кредитному рынкам, а обрушение цены на нефть ее добило.
Бывший сотрудник КГБ Сечин, который управляет этой компанией, попросил у Кремля 40 млрд. дол. США помощи. Некоторые либерально настроенные члены правительства считают неправильным давать деньги «Роснефти», предлагая взамен провести более широкую приватизацию компании (сегодня она приватизирована менее чем на 20%). Вопрос с финансированием остается открытым.
Желание друга Путина — Сечина — получить поддержку от государства очень четко фиксирует тенденцию среди московского политического бомонда: друзья за терпение и поддержку получают многое, но проблема в том, что лакомых секторов становит все меньше. Следовательно, в нынешнем году борьба «друзей Путина» за доступ к государственным ресурсам обострится, что может привести к возникновению конфликтов.
Например, близкий друг Путина — Сергей Чемизов, который возглавляет компанию «Ростек», увеличивает влияние на оборонно-промышленный комплекс России. Это происходит на фоне потери доверия Путина к другим друзьям и олигархам, которые делали попытки убедить Путина в нецелесообразности начала агрессии против Украины. А ведь сектор ВПК будет, очевидно, одним из немногих работающих в стране секторов. Именно поэтому возникнет много рисков, связанных с тем, что другие люди, отодвинутые от бюджетного пирога, затаят обиду на Путина, и будут выжидать момента, чтобы сделать ему и его близким друзьям подножку.
В какой форме это произойдет — предсказать на беремся, однако в том, что такое случится, у группы нет никаких сомнений.
Борьба также ожесточится среди банковских учреждений, прежде всего между ВТБ банком, ВЕБ банком, ГазПромбанком и Сбербанком, которым решено выделить дополнительных 16 млрд. долл. США для укрепления их стабильности. В 2014 году акции таких банков как Сбербанк и ВТБ упали на 18% и 14% соответственно. Российскому банковскому сектору необходимо погасить взятые иностранные кредиты в нынешнем году на сумму около 100 млрд. долл. США, что станет серьезной головной болью для Кремля.
Глава АльфаБанка Михаил Фридман в связи со значительными проблемами закрывает в Европе и США офисы своих компаний, фактически сворачивая зарубежную деятельность. Бывший владелец компании «Норильский никель» Михаил Прохоров не отстает от Фридмана: он уже выставил на продажу Нью-Йоркский баскетбольный клуб Brooklyn Nets, которым владеет не первый год.
Как отмечают источники, Путин организовал в Кремле Рождественский банкет, на который были приглашены такие российские олигархи как Прохоров, Дерипаска (компания «Русал»), Потанин («Норильский никель») и Усманов (металлургический магнат). Говорят, что на этом приеме Путин пообещал представителям крупного российского бизнеса не преследовать их в случае, если они согласятся вернуть свои капиталы из офшоров в Россию. Пока что нет реакции на столь щедрое предложение кремлевского руководства. Но все понимают, что без доступа к внешним рынкам жизнь российских компаний будет очень нелегкой, если не сказать короткой. Поэтому любые телодвижения Путина в направлении ограничения деятельности или физической свободы для российского олигархата могут иметь непредсказуемые последствия.
Кстати, интересно, что упомянутый Дерепаска в интервью корреспонденту Archie Goodwin в Давосе сказал о том, что Россия находится в тяжелой ситуации. Все предвидят не просто отсутствие роста, но прогнозируют спад, — сказал миллиардер. По его мнению, Россия сейчас — страна самых больших рисков, и кризис не обойдет ни одну из отраслей. «Российскому бизнесу сейчас не удается привлекать средства ни внутри страны, ни за рубежом. Они (кредиторы) все одинаковы. Они смотрят на риски, а Россия сейчас находится под самым большим риском. ЦБ загоняет российский бизнес на кладбище! Это именно как раз то, чего и ЦБ, и правительство добиваются», — цитирует Дерипаску издание. «Они же хотят добиться нулевой инфляции. Самая, я думаю, низкая инфляция — на кладбище, там уже никому ничего не нужно. Это же небожители, космонавты. Я думаю, если будет новая российская космическая станция создана, проще ЦБ и еще некоторых особенно уверенных в завтрашнем дне экономистов отгрузить туда, чтобы они оттуда комментировали. У них будет более приближенный взгляд на нашу экономику из космоса», — сказал Дерипаска. Очевидно, высказав свое мнение в такой жесткой форме, Дерипаска дал ответ Путину — я не с вами, Владимир Владимирович.
Сложной становится жизнь для еще одного государственного гиганта — российской компании «Газпром». Санкции Запада, умноженные на низкие цены на нефть (цены на газ привязываются к нефтяной цене), ограничение доступа к международным финансовым рынкам, потеря европейского и украинского рынков резко сузили маневренность «Газпрома». Эта компания, потеряв внешнее пространство для маневра, привязала себя к Китаю, который получил огромные рычаги влияния на «Газпром» и лично на Путина.
Китай «пообещал» вложить в проект «Сила Сибири», через который Россия планирует поставлять газ в Китай, около 50 млрд. дол. США (25 млрд. в качестве займа на строительство газопровода, и еще 25 млрд. в качестве предоплаты за газовые поставки). Однако конкретных дат выделения указанных финансовых средств пока что не существует. Собственных свободных денег у «Газпрома» на этот проект нет.
Выводы
Социально-экономическая ситуация в России продолжает стремительно ухудшаться. Остановить кризисные процессу Путину вряд ли удастся.
Аннексировав Крым и спровоцировав войну на украинском Донбассе, он сам себя загнал в смертельный угол. Выйти из него без потерь он уже не сможет.
У него имеется несколько альтернатив.
Первое — под давлением Запада он отступает, отводит войска с Донбасса, соглашается на контроль российско-украинской границы. В этом случае он оказывается под прессингом своих же генералов, которые начнут угрожать ему свержением. Его рейтинг падает, а Запад, почувствовав слабину, начинает активно работать с гражданским обществом, планомерно разрывая режим Путина. Единственное, на что он может рассчитывать в данной ситуации, — на личные гарантии Запада. Однако проблема в том, что он Западу не верит.
Второе — Путин раскручивает маховик насилия еще больше, загоняя себя в угол все дальше, ведь любые «победы террористов» при поддержке регулярных российских воинских частей будут сопровождаться большой кровью с обеих сторон. Как следствие, санкции будут резко увеличиваться вместе с ростом количества убитых российских солдат, паника среди российских граждан будет расти, рубль будет вместе с нефтью падать. Это приведет к тому, что без каких-либо гарантий личной безопасности Путин нарвется или на голодные русские бунты, или на открытый конфликт с армиями стран-членов НАТО.
Существует третий вариант: хозяин Кремля предлагает свой собственный внятный вариант решения конфликта. Для этого слово нужно дать самому Путину. И пусть он никого не обвиняет при этом в отсутствии более радужных опций: ведь такую ситуацию президент РФ сотворил для себя сам.