Советские масоны

«Орден тамплиеров и розенкрейцеров», «Автономное русское масонство», «Орден Духа», «Орден Света»... В 1920-х годах в послереволюционном Ленинграде как грибы после дождя расплодились масонские ложи. Но вскоре всему этому чекисты быстро положили конец.

Домохозяйки из «Ордена мартинистов»

Когда Михаил Булгаков писал свой роман «Мастер и Маргарита», он не мог пройти мимо довольно колоритной фигуры барона Григория Оттоновича Мебеса, описав его в своей книге, как барона Майгеля. Ведь именно Мебес возглавлял самую массовую масонскую ложу Ленинграда — «Орден мартинистов», берущий свое начало еще в дореволюционной России. Причем, кроме интеллигенции и людей известных, в орден была открыта дорога всем желающим: домохозяйкам, государственным служащим, женам чиновников, студентам, рабочим и прочим любителям мистики и тайн.

За счет этого «Орден Мартинистов» был намного крупнее своих многочисленных собратьев: «Золотого колоса», «Воскресенья», «Дельфина», «Русского автономного масонства», «Пылающего льва», «Братства истинного служения», «Ордена Святого Грааля», «Храма Искусств» (специализирующегося на рекрутировании в свои антикоммунистические ряды творческой интеллигенции) и прочих тайных лож. И члены таких собраний не всегда ограничивались одной только мистикой и чтением профильной литературы. Входящие в «Орден Света», например, считали советскую власть не чем иным, как воплощением дьявола, и готовились к антибольшевистскому заговору. Могли ли не реагировать на такие высказывания, грозящие воплотиться во враждебные действия, большевики и, прежде всего, их боевой отряд — ОГПУ? Вопрос риторический. В ведомстве Дзержинского давно уже присматривались к подобным подозрительным организациям. И планировали прихлопнуть одним махом всю контрреволюционную камарилью. Нужно было только время, чтобы отследить, задокументировать, запротоколировать и подготовить материалы.

Как часто бывает в подобных ситуациях, помог случай.


На снимке: розенкрейцеры в Советской России. И. Ф. Смолин, Б. Л. Плетнер, Б. М. Зубакин, П. А. Аренский, С. М. Эйзенштейн (Минск, 1920) / Фото: wikipedia.org

Иуда из «Трех северных звезд»

Сразу же после революции некоему Борису Астромову (настоящую свою фамилию, Кириченко, он скрывал), которому симпатизировал известный криминолог Чезаре Ломброзо (сам, между прочим, масон), удалось влезть в доверие к Григорию Мебесу. А затем и стать Верховным жрецом русских мартинистов (по-другому его должность звучала так: Генеральный секретарь ордена). Причем очаровал Астромов и его жену — Марию Нестерову, тоже одного из лидеров мартинистов. Поговаривают, что Кириченко-Астромов обладал недюжинными способностями к гипнозу. Поэтому ему и удалось так быстро (всего через год) взлететь на такую высокую должность. Однако, долго морочить головы мартинистов ему не удалось: через пару лет члены ордена и его руководство разочаровались в своем Верховном жреце и, что называется, наподдали ему под филейное место.

Долго Кириченко не переживал и явился создателем собственной ложи — «Трех северных звезд». А затем собрал под общим руководством более мелкие ордена. Позже все руководимые им организации (в том числе и «Три звезды») он объединил в «Автономном русском масонстве».
К 1925 году Астромову надоело играть Верховного жреца «Автономного русского масонства». Особых дивидендов это не приносило, а вот жизнь в Советской России стала потихоньку напрягать советского масона. Тем более, что, побывав за границей, он-то хорошо себе представлял, что настоящая свобода мыслей и действий без карточной системы и тотального дефицита может быть для него только за границей. И решил пойти на сделку с властью, явившись с повинной в московское ОГПУ. Предложение его было довольно простым: он поведает о всех явках и паролях и откроет чекистам все тайны масонских орденов страны. А в качестве благодарности просил лишь об одном — разрешить ему покинуть СССР, выехать на ПМЖ за рубеж. Чекисты, разумеется, дали свое согласие на сделку и заверили его в том, что выполнят свое обещание. Воодушевленный этим фактом, Кириченко-Астромов засел за создание целой аналитической записки. И скрупулезно изложил все, что знает о масонских ложах, порядках, заведенных в них, посвящениях, обрядах и повседневной жизни граждан мира, коими масоны считали сами себя. Не забыл добавить и свои собственные соображения и мысли по данному вопросу.

Имея на руках необходимые явки и пароли, чекисты осторожно навели справки о своем новом информаторе и выяснили, что на самом деле Астромов никакой не Магистр и Верховный жрец, а авантюрист, не пользующийся в среде ему подобных никаким уважением и авторитетом. Поэтому вскоре и прикрыли его ложу, а его самого вообще арестовали. Заодно были отправлены под арест все ленинградские масоны, в том числе Мебес и Нестерова. Начались обыски, в ходе которых чекистам удалось найти большое количество масонских значков, плащей, шпаг, мечей, книг и даже самого настоящего масонского алтаря. Следствие длилось полгода, после чего Особое совещание Президиума коллегии ОГПУ (а не суд) вынесло всем гражданам мира обвинительные приговоры. Что самое интересное, самый «суровый» приговор был вынесен тому, кто и заварил всю эту кашу, — Кириченко-Астромову. Его приговорили всего к трем годам лагерей. Остальных адептов масонских лож всего лишь навсего выслали из Ленинграда, состав в ссылку в глухие места на тот же самый срок. Что ни говори, а нравы тогда были еще вполне себе вегетарианские. Чем бы закончилась вся эта история в конце тридцатых годов, остается только догадываться.