Волнения нашего короткометражного кино

В конце января в прокат выйдет сборник короткометражек «Украинская новая волна». Эти показы, к счастью, стали регулярным событием, проходя уже третий год подряд. Однако после просмотра этой подборки напрашивается неоднозначный вывод: сама традиция показывать наши короткометражные фильмы в кинотеатрах радует намного больше, чем их качество.

Лейтмотивом всех лент подборки стало одиночество. Одних оно загоняет в тупик, а для других становится единственным выходом. Кого-то сводит с ума, а кого-то делает счастливым. Некоторых же обособляет в революционной лавине.

В отличие от предыдущих двух подборок «Новой волны» на этот раз в ней поднимаются актуальные для обычных людей темы и проблемы. Например, о месте таланта в обществе и личности — в толпе. Или о неоспоримой невозможности любви и хрупкой вероятности счастья.

Открывает цикл короткометражек лента Александра Ратия «Простые вещи». Фильм рассказывает об одинокой старушке, которая теряет единственную подругу. Это был единственный человек, с которым она могла разделить свои радости и печали.

Подобных забытых бабушек можно встретить, пожалуй, в каждом доме. Так что потенциально эта картина могла бы стать портретом уходящего поколения. Однако сбивчивость сюжета, невнятность персонажей и другие небрежности, причиной которых стала неопытная рука молодого режиссёра, не дали фильму дотянуться до столь высокой планки.

Предыдущая документально-репортажная работа Ратия «Возвращения» была намного более цельной, образной и сильной. За это отчасти она и была отмечена главным призом украинской программы на кинофестивале «Молодость-2013».

Традиционными в подобных подборках стали двух-трёхминутные студенческие анимации. В череде получасовых фильмов они создают необходимую эмоциональную перебивку. Увы, именно этим их ценность ограничивается.

На этот раз в подобной роли оказалась лента Сии Титовой «Затычка». Замашка на масштаб притчи сводится в ней до уровня байки:

По сути, эта короткометражка — не более чем эскиз к одной из сцен фильма. Пластика материала, в котором выполнен мультфильм, — не оправдана. Сюжет начинается с остроумной интриги, однако развязка разочаровывает своей простоватостью. Эти недостатки встречаешь во многих молодёжных анимационных фильмах Украины.

Один из лучших украинских аниматоров Анатолий Лавренишин представил мощную анимацию «Магазин певчих птиц». Как и многие предыдущие работы режиссёра, она прошла через ряд международных кинофестивалей.

Этот фильм продолжает канву антиутопических картин в творчестве Лавренишина. В 2003 году он выпустил притчевую короткометражку «Next», которая показывала место свободного человека в обществе. А в 2011-м — «Белую ворону», в которой рассказывалось о положении идеалиста среди обычных людей. На этот раз Лавренишин очерчивает роль таланта среди сильных мира сего.

Лента рассказывает о продавце певчих птичек, который однажды натыкается на пернатую красавицу с очаровательным голосом. О её таланте узнают сильные мира сего, живущие в богатстве. За эту птицу они предлагают золотые горы. И продавец оказывается перед непростым «предложением, от которого нельзя отказаться».

Как и главные герои анимаций «Next» и «Белая ворона», так и протагонист «Магазина...» в результате оказывается за бортом общества. Всех трех персонажей объединяет надежда (хоть и мгновенная) на то, что мир может стать лучше. Быть свободной личностью, идеалистом, или талантом — все равно что находиться в состоянии какой-то патологии. Болезни, которая уничтожает своего носителя, и в то же время излечивает само общество.

«Магазин певчих птиц» окончательно доказал, что Лавренинишу тесно в короткометражном формате. Эта лента кажется перегруженной образами — словно режиссёр хотел сказать больше, чем позволяло пространство короткого метра. Что ж, это заставляет с ещё большим нетерпением ждать его полный метр «Книга теней», над которым он работает уже несколько лет...

Наиболее титулованной лентой в этом цикле стал «Ноябрь» Марии Кондаковой. Фильм был признан лучшим среди украинских короткометражек на Одесском кинофоруме, а также участвовал в конкурсе кинофестиваля класса «А» в Локарно. Однако эти регалии вовсе не утверждают его, как лучший даже в этой подборке.

Лента погружает зрителя в серо-чёрные реалии городской окраины. Встречаются два одиночества: дворник Валя и бывший зэк Коля. Спонтанное знакомство переходит в совместный ужин под водочку и ночь. А потом наступит утро, и пока Валя будет готовить блины по своему любимому рецепту, в Колиной судьбе наступит решающий момент.

Предельно точно здесь показывается грубая ткань украинской реальности — словно тряпка с хлороформом, которую авторы ленты набрасывают на лицо зрителя. Однако когда эффект от фильма выветривается, понимаешь, что парализующе-усыпляющее воздействие на тебя оказало, прежде всего, то, что фильм скучный.

Встретив в этой программе документалку о Евромайдане, многие заподозрят кураторов в банальности выбора. Однако не в случае с лентой Никона Романченко и Анастасии Лысенко «Лица». В этом году картина была признана лучшей украинской короткометражкой на кинофестивале «Молодость».
Среди множества фильмов о Революции Достоинства, фильм «Лица» выделяется тем, что предоставляет зрителю возможность переосмыслить события в центре Киева. Ведь несмотря на то, что об этом было снято множество лент, большинство из них сводится к скупой документации событий.

Лента разворачивает перед зрителем панораму отдельных личностей, вышедших на центральные площади. Сегодня у многих Евромайдан стал синонимом великой драмы, горькое эхо которой будут слышать ещё долго. Но если перенестись в будущее, когда на первый план выйдет общеисторическое значение этого события, то он обретёт значение одного из самых светлых событий нашей истории. Событий, которые подарили людям надежду и светлую радость, — именно те ощущения, которыми наполняет акапельный «Щедрик». С него, собственно, и начинается фильм:

Увы, опытные кинематографисты Украины очень редко обращаются к короткометражному жанру. Так что ранее «Новая волна» оставалась территорией молодого кино. А на этот раз в подборке появилась работа «И Бог шагнул в пустоту», снятая режиссёром старшего поколения Зазой Буадзе.

В центре сюжета — двое стариков, которые живут среди прекрасной природы. Наверняка, истинный рай должен выглядеть именно так, как атмосфера в начальных эпизодах ленты. Но несмотря на окружающую благодать, старик со старухой находятся в ссоре. И даже то, что кроме них двоих в округе больше никого нет, не позволяет им растопить лёд в отношениях. Их прошлое — молодость, счастливая семейная жизнь. Сейчас же у них лишь забор, разделяющий дворы, бесплодная яблоня, растущая на меже, и «почтовый чайник» — единственный способ общения друг с другом.

Этот созерцательный фильм раскрывает малоисследованную в нашем кино тему трагедии на ЧАЭС. От немногих существующих чернобыльских лент, работа Буадзе отличается своим светлым настроением. Улыбкой, которая пересиливает отчаяние, и приветствием, преодолевающим ненависть.

Главные герои ленты живут в чистом мире, где, на первый взгляд, нет места обреченности или отчаянию. Всего того, с чем ассоциируется страх радиации — невидимой силы, что парализует уже при одном лишь упоминании о ней. Ведь сама по себе она в природе не существует. И источник этой сокрушительной силы вовсе не в атомной электростанции, а в самом человеке.
Как же важно сегодня всем нам помнить об этом...