Киев в ретрофильмах. Часть 6 (Андреевский спуск)

Более кинематографического места не отыскать во всём Киеве. На Андреевском спуске нет, пожалуй, ни одного здания, которое бы не появлялось в каком-нибудь игровом фильме. Это едва ли не единственный уголок во всем городе, который сохранил атмосферу позапрошлого века. Какие-то неведомые чары охраняют эту улицу от агрессивной застройки центра Киева современными зданиями. И как после этого не верить в мистическую ауру этого места?

О том, как за последние сто лет изменилась улица Владимирская и ее окрестности, читайте и смотрите в первой части.

О том, как за последние сто лет изменились «Олимпийский», «Динамо» и окрестности, читайте и смотрите во второй части.

О том, как за последние сто лет изменился Майдан Независимости, читайте и смотрите в третьей части.

О том, как за последние сто лет изменился Крещатик, читайте и смотрите в четвертой части.

О том, как за последние сто лет изменился Крещатик, читайте и смотрите в пятой части.

Первым игровым фильмом, в котором хорошо различим Андреевский спуск, стал «Шкурник» (1928) Николая Шпиковского:

События ленты разворачиваются во время гражданской войны в Украине 1917-21 годов. Случайный обыватель Аполлон Шмигуев всеми силами пытался остаться в стороне от бушующей на улице неразберихи. Однако случайность, показанная в отрывке, делает его одним из участников противостояния. Его принимают за человека, занимающегося обеспечением армии. С этого момента он оказывается то по одну, то по другую сторону фронта, ловко «перекрашиваясь» то в красного, то в белого, то в махновца... Во главе угла для него постоянно остаются его шкурные интересы. Это комедийное роуд-муви было запрещено в советское время.

Ракурс в конце отрывка сегодня выглядит так:
 

Здания в глубине кадра стоят до сих пор. А вот одноэтажная хатка слева уступила место типичному для Андреевского спуска трёхэтажному зданию, выполненному в стиле классицизм. В конце этого отрывка также видны первые этажи замка Ричарда-Львиное Сердце. Следующий раз его можно встретить в ленте Суламифь Цыбульник «Нет неизвестных солдат» (1965):

Искусственность боя с нацистами в этой сцене характеризует лживость всего фильма. Став жертвой пулемётной очереди, солдаты здесь падают без пятен крови, а враг едет на мотоцикле, стреляя по стенам и мраморным табличкам, тогда как во время войны каждый патрон был на счету.

Эта лента — типичный пример банальной советской агитки о том, какие же у нас героические соотечественники, которые самоотверженно одолели врага.

Сам же Замок Ричарда в советские времена заполнили коммунальные квартиры. Заваленные пожитками балконы в Замке можно рассмотреть в отрывке из мини-сериала «Судьба барабанщика» (1976):

Также в этом ролике видны ещё заасфальтированные тротуары Андреевского, деревянные столбы и деревья, растущие просто из-под брусчатки. Кроме того, в ту пору ещё не было лесенки, ведущей на холм рядом с Замком. Несмотря на то, что последний пустует уже не одно десятилетие, — его отреставрировали. Накануне Евро-2012 дома напротив Замка обтянули декоративной фасадной сеткой. Если же заглянуть под неё, — увидишь такие же облупленные здания с прогнившей и осыпавшейся штукатуркой — как в этом фильме.

Ракурс в конце отрывка сегодня выглядит так:

Фильм «Судьба барабанщика» рассказывает о наивном мальчике Серёже, которого пытается использовать в своих целях самозваный «дядя»-шпион. Оба эти персонажа появляются в отрывке из фильма.

Здание № 24, возле которого эти двое поворачивают, мелькает в самом начале отрывка из ленты Олега Гойды «Мост через жизнь» (1986):

На момент съёмок фильма тротуары спуска были уже покрыты не асфальтом, а плиткой, а вместо деревянных столбов появились чугунные.
Фильм рассказывает о судьбе Евгения Патона (Александр Филиппенко), который оставался верным своему делу, несмотря на многочисленные смены власти в Украине в первой половине ХХ века. Мостостроение для каждого нового руководства страны было одной из важнейших задач.

Решить её без специалистов уровня Патона зачастую было невозможно. Так что учёному пришлось десятилетиями лавировать между монархистами, коммунистами и нацистами, чтобы иметь возможность заниматься главным делом своей жизни.

Несмотря на то, что лента снята уже на закате советской эпохи, — она пропитана идеологией в худшем смысле этого слова.
Дома № 8, № 6 и № 5 появляются в фильме Николая Литуса и Ивана Симоненко «Преодоление»:

В этом отрывке герои заходят в арку дома № 8, которая сегодня закрыта кованными воротами. На момент съёмок в этом здании были коммуналки. А в мае 1988 года в нём открыли театр «Колесо».

«Преодоление» восстанавливает события 1919 года, когда чекисты подавили Куренёвское восстание. Зачастую советское кино заставляло зрителя симпатизировать идеологии коммунистического монстра, показывая на весь экран трудолюбие и преданность харизматичных персонажей. Этот же фильм — один из немногих, которые используют в этих целях женскую красоту. Так, главная героиня ленты, красивая девушка Ирина с благородными чертами лица, мечется между белыми и красными, в результате становясь активнейшей сотрудницей ЧК...

Сегодняшний вид этой части спуска встречается в молодёжной ленте Евгения Матвиенко «Одинок по контракту» (2014):

Главные герои фильма в этом отрывке фотографируются на фоне дома № 5, торцевая стена которого сегодня разрисована размашистым граффити. Дом № 6 увешан витринами с описаниями спектаклей театра «Колесо». А вместо высокого дерева на углу с Боричевым Током растёт молодое деревце. Также эти дома можно увидеть в ленте Андрея Малюкова «Матч» (2011).

Рядом с Андреевским спуском, на Владимирской горке, уютно расположена беседка, с которой открывается красивый вид на Днепр. За последние десятилетия холм густо зарос деревьями. А в середине века его лишь начинали засаживать. Это хорошо видно в легендарной ленте Виктора Иванова «За двумя зайцами» (1961):

Дабы полюбоваться этим видом, создатели картины даже отважились на осознанный киноляп. Несмотря на то, что действие ленты разворачивается в начале ХХ века, когда главный герой Свирид Петрович Голохвостый, для солидности называющий себя Голохвастовым, поднимается по ступенькам — на Днепре отчётливо виден современный катер. Сегодня же беседка выглядит так:

В середине 2000-х фундамент Десятинной церкви был накрыт куполом. До этого же он был открыт, что открывало просторную панораму на Андреевскую церковь со стороны Пейзажной аллеи. Этот вид можно встретить в лентах Виктора Греся «Черная курица, или Подземные жители» (1980), а также «Семья Коцюбинских» (1970) Тимофея Левчука:

Лента воспевает установление советской власти в Украине. В центре сюжета — слегка перевранная биография писателя Михаила Коцюбинского и членов его семьи, которые активно участвовали в революции. Старый Киев, запечатлённый в этой картине, — едва ли не единственное, ради чего его стоит смотреть. Ведь советские манипуляции с историей, ставшие здесь краеугольным камнем, уже давно разоблачены.

Прежний вид Андреевской церкви можно увидеть в ленте «За двумя зайцами» (1961):

В частности этот отрывок показывает халтурно сделанные купола храма, которые до сегодняшнего времени, к счастью, не сохранились. В конце ХІХ в церковь попала молния, практически разрушив её центральный купол. Тогда не удалось отыскать оригинальных чертежей архитектора Бартоломео Растрелли, так что церковь восстанавливали по другим проектам. Оригинальные чертежи итальянского зодчего были найдены лишь в 60-х годах в Венском музее Альбертина. По ним и провели последнюю на сегодня крупномасштабную реставрацию святыни в 1978-79 годах. После этого церковь вновь обрела свой первозданный вид.

В 2007 году Ахтем Сейтаблаев снял комедийную мелодраму «Фабрика счастья». Как и в случае с лентой «За двумя зайцами», в её сюжете обыгрываются мотивы хрестоматийной пьесы Михаила Старицкого. В последней сцене нового фильма появляется уже новая Андреевская церковь:

Милая романтика старого провинциального Киева сменяется в «Фабрике счастья» гламурным пафосом столицы. В этом, собственно, и заключается главное отличие между старыми и новыми фильмами, снятыми в нашем городе.

Также Андреевский спуск можно встретить в фильмах «Дни Турбиных», «О чём говорят мужчины», «А жизнь продолжается», «Женщины шутят всерьёз», «Киевский торт», «Приятель покойника», в сериале «Белая гвардия» и др.