Евгений Никольский: Интеллигенция — это часть народа, которая мыслит самостоятельно

Что такое интеллигенция? Когда и как разошлись пути наследников Киевской Руси? Как действует на русскую молодежь реформа образования — и как нам теперь воспринимать друг друга через пограничные столбы? Об этом и другом — в интервью с Евгением Никольским, российским филологом и публицистом, ученым секретарем научно-экспертного совета и заместителем главного редактора московского научно-образовательного журнала «Studia Humanitatis».

Евгений Владимирович, вы недавно вернулись из поездки на Запад Украины, как, на ваш взгляд, обстоят дела в сфере свободы использования русского языка?

Сразу хочу сказать, что вопреки всем мифам, которыми наполнены СМИ в России, притеснений русского языка в Украине не наблюдается. Более того, несмотря на то, что украинский язык я знаю с детства и он у меня, можно сказать, второй родной, многие украинцы общались со мной на русском языке. Поэтому как филолог я могу констатировать нормальное двуязычие на Западной Украине.

Учитывая контекст, общение интеллигенции — кстати, что такое, по-вашему, «интеллигенция» — двух стран между собой, полезно ли такое общение?

При трактовке этого термина я придерживаюсь определения, которое в свое время высказал Владимир Даль. Интеллигенция — это часть народа, которая мыслит самостоятельно. Выдающийся русско-украинский философ Николай Бердяев говорил, что интеллигенция — это часть человечества, в которой индивидуальная сторона человеческого духа победила групповую ограниченность. Если придерживаться этих определений, то значительная часть людей интеллектуального труда на Руси интеллигенцией не являлась и не является, а реальная интеллигенция в меньшинстве. Мне доводилось общаться и с украинской, и с русской интеллигенцией, могу сказать, что ее представители не страдают империализмом и шовинизмом.

Можно ли сказать, что с учетом как нынешних событий, так и недавно озвученных концепций русская идентичность претерпевает определенные изменения? Могут ли существовать разные трактовки «русскости»?

Безусловно, «русскость» сейчас начинает распадаться на различные группировки, консорциумы и конвенции по терминологии Гумилева.

Кроме того, одно дело — русскоязычные необразованные маргиналы, поддерживающие войну в Украине и радостно кричащие «Крым наш». Другое дело — немногочисленная и пока еще здоровая часть русской нации, которая хочет сохранить свою идентичность и при этом решительно не связывает себя с проводимым в России наступлением на демократию и свободу слова, стремясь при этом сохранить и здравомыслие, и классическую русскую культуру.

Такие люди считают, что русским можно быть без «русского мира» и нео-евразийской (нео-ордынской) идеологии. Насильно навязываемая сверху и ложно интерпретированная «русскость» (а, точнее — «россиянскость») вызывает отторжение и неприятие таких извращенных концепций якобы «русского мира».

Говоря, скажем так, историософски, если даже не «копать» так глубоко, как князь Трубецкой с его древними фонетическими различиями, когда, по-вашему, начали расходиться государственные традиции Северо-Восточной и Юго-Западной Руси? Может ли это быть связано с двумя современниками — князьями Александром Невским и Даниилом Галицким?

Однозначно — так и случилось. Кто такой князь Даниил? Это украинец (русин), который родился и вырос в Киевской Руси, впитав в себя ее традиции и обычаи. Это — единственный князь, сохранивший культурно-политическое наследие разгромленной домонгольской Руси, который не захотел ни под каким видом признавать власть Орды. Как и каждый житель Руси, он был европейцем по мировоззрению, а потому и искал поддержки у Европы (которая ему, кроме увенчания королевской короны, ничем реально так и не помогла).

А кем же был князь Александр? С детства родной отец отдал его на воспитание Бату-хану, и тот сделал Александра побратимом своего сына Сартака. Фактически Александр вырос среди татар, и от них научился культуре и жизненным принципам, которые заключались в одном: удержание власти Орды и его личной княжеской власти. Потому, что по закону он воспринимался как чингизид. Для этого князь не гнушался ни убийствами, ни коварством, ни пытками и издевательствами. Это был самый первый северорусский князь, который на общем уровне делал все, чтобы распространить азиатскую (ордынскую) ментальность в отношениях между обществом и государственной властью. Именно от него, с одной стороны, эту отвратительную эстафету переняли преемники.

С другой стороны, нам известно, что Даниил Галицкий принял от Римского Папы малую корону и считал Европу своим помощником в борьбе с монголами. Но у Александра Невского вышло все с точностью до «наоборот». Монголы были его друзьями, а Европа представлялась врагом. Поэтому и пошел разрыв по Литовской Руси.

Фактически Литовская Русь стала границей между славянизированной Ордой и Европой...

По вашему опыту, те граждане России, которые идентифицируют себя в качестве украинцев, или даже украиноязычных украинцев — имеют ли они возможность изучать украинский язык и литературу в российской средней и высшей школе?

Изучение украинского языка и литературы в России сейчас крайне ограничено. Немногочисленные факультеты славянской филологии предлагают спецкурсы по украинской литературе и языку, но и их количество в последнее время сократилось.Теперь украинский язык и литература изучаются обзорно и фрагментарно.

Студенты-филологи (по моему опыту) теперь вообще не имеют представления об украинской литературе и даже не знают имен Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Евгена Гребенки, Евгена Гуцало, Владимира Винниченко, Юрия Андруховича и других украинских классиков.

В Москве, в Украинском культурном центре на Арбате, есть курсы украинского языка, но их посещают в основном немногочисленные, так сказать, «креолы», просто не желающие терять связь с Родиной.

На ваш взгляд, учитывая нынешние потрясения, сопротивляется ли Русская православная церковь тенденции огосударствления, либо оно для нее исторически органично?

РПЦ исторически принимает сторону власти — и очень дорого за это платит. Даже красный 1917 год и последующий кровавый опыт «Русской Голгофы» — опыт новомучеников и исповедников российских — официальные церковные структуры так ничему и не научил.

Увы, им органически чужда идея святого Фомы Аквинского о том, что можно быть в доброй совести и восставать против неправедной власти.

Те реформы, которые были предприняты, главным образом, в российской средней школе, — влияют ли они на уровень знаний учащейся молодежи в области русского языка и литературы?

В худшую сторону. Ведь после введения ЕГЭ дети в российских школах осваивают навыки только репродуктивного (шаблонного) мышления, благодаря этим новым методикам у детей устраняется креативность и дерзновение мысли.

Первокурсники в вузе говорят: «Скажите, как правильно, и мы вам повторим». Они боятся думать и не умеют исправлять ошибки. Зачастую они не знают русской классики, не знают элементарного, даже общеизвестных стихотворений, идей, образов. У молодежи отсутствует навык создания связных текстов, а порой...они не могут построить сложную фразу! Таковы плоды «образования» в современной России.

«Поэт в России — больше, чем поэт». По ряду причин, мы сегодня наблюдаем политизацию — иногда полярную — российского пишущего цеха. А что в современной российской литературе стоит прочесть с точки зрения литературоведа?

Рекомендую романы Елены Чудиновой, Алексея Колышевского и Алексея Иванова. Это хорошая социально-психологическая проза. А модных ныне Улицкую, Донцову, Рубину читать не стоит. Это все уровень желтой прессы.

Сегодня в России вновь развернулась ожесточенная дискуссия на тему «Европа ли мы?» Одни утверждают, что это абсурдный вопрос, другие — что «не Европа, и, слава Богу», третьи ищут варианты. А какова ваша точка зрения?

Россия и Европа — это все же два разных мира. Ведь борьба за европейские ценности идет в России уже больше тысячи лет. При этом Россия в лице лучших своих сынов сделала европейский выбор, но в итоге все равно побеждает ментальность Орды, блистательно описанная Евгеном Гуцало в одноименной книге, ныне в России запрещенной.

Полагаю, что ментально России очень сложно стать Европой. При этом в России всегда существовала европейски ориентированная прослойка, которая была в меньшинстве и была либо гонима властью, либо постоянно осуждалась общественным конформизмом и так называемыми традициями и устоями.

Когда-нибудь в будущем, стоит надеяться, отношения между Украиной и Россией будут другими. На каком фундаменте, по вашему, они смогут развиваться?

Прежде всего, на здравомыслии и взаимоуважении и общей борьбе за правду и волю, а также на интересе к культуре друга, на дружественном общении, на удалении от ордынско-советского наследства.

Сейчас все же идет война между политиками, а не между народами. Поэтому я надеюсь, что очередное ордынское иго уйдет в прошлое.

Ведь национальное недоброжелательство отвратительно, прежде всего, тем, что нацию не выбирают при рождении.

Ненавидеть человека за его национальность, это все равно, что ненавидеть его за пол или цвет глаз. И даже намного хуже, потому что цвет глаз виден лишь тому, кто смотрит в глаза, а национальная идентичность (и часто сложная) сквозит в каждом слове и поступке человека, это основание его культуры.

Ненавидя человека за это, ему отказывают в праве мыслить, чувствовать и говорить...