Не успели утихнуть беспорядки в г. Фергюсоне, как США вновь потрясла серия протестных выступлений. Очередная гибель чернокожего гражданина США от рук полиции вновь стала катализатором массовых волнений в городах Западного побережья. Стоит ли категорично относиться к доводу о том, что основным мотивом убийства чернокожих граждан США были расовые предрассудки и нетерпимость со стороны полицейских?
Со времён прекращения беспорядков в г. Фергюсон от рук полиции погибло порядка 14 молодых людей, из которых афроамериканцы составляют лишь половину. Независимо от этноса и цвета кожи физические лица гибнут по разным причинам. Не только из-за превышения самообороны со стороны полицейских, но и в результате неадекватного поведения, агрессивных действий, по банальной ошибке блюстителей правопорядка. И подобного рода инциденты характерны для любой страны мира. США с одним из наиболее высоких уровней преступности тому не исключение. О каких массовых проявлениях дискриминации по отношению к этническим меньшинствам в США может идти речь, если у власти находиться чернокожий президент? Ведь со времён отмены сегрегации в США прошло около полувека. И как можно отреагировать, не иначе как взведением спускового крючка, если вызвавшая наряд полиции афроамериканка встретила правоохранителей с электродрелью в руках? Или если подозреваемый в преступлении чернокожий вместо того, чтобы аргументированно обосновать свою невиновность, завязывает драку с полицией?
Ошибки характерны для обеих сторон. Но почему инциденты, связанные с превышением полицией своих полномочий уже не первый раз за этот год перерастают в США в акции протеста?
Может, корень проблемы кроется не в сочувствии жертвам издержек правоохранительной системы, а в связи с непрекращающейся социальной напряжённостью во многих государствах? Массовые акции протеста параллельно проходят на улицах Милана. И вряд ли жители Парижа, Лондона, Мадрида, Афин и Стокгольма позабудут о погромах магазинов и других объектов инфраструктуры во время общественных волнений. Система международных экономических отношений находится в состоянии депрессии вследствие финансово-экономического кризиса, последствия которого до сих пор отражаются и в рецессии промышленного производства, и в уровне жизни простых граждан. Сокращается уровень социального обеспечения, растёт безработица и ужесточается конкуренция на рынке труда. Не говоря о разочаровании населения в способности действующих политических элит решить насущные социально-экономические проблем. В подобных условиях социальный взрыв может спровоцировать инцидент, который в докризисный период стал бы лишь объектом критики в прессе.
Указанные тенденции не миновали и США. В условиях президентства Б. Обамы, кризис лидерства США на внешнеполитической арене осложнился неудачами в решении внутренних проблем. Администрация действующего президента не добилась значительных успехов в сокращении госдолга США, который на текущий момент составляет почти 109,9% к ВВП США. В то время как уровень безработицы, в том числе среди цветных граждан, в течение четвёртого квартала текущего года не опускался ниже 5,8% (приблизительно 54 500 человек). Не удалось реализовать в полной мере обещанную реформу здравоохранения. Масла в огонь подливает и позиция Б. Обамы по отношению к правозащитным движениям афроамериканцев в США.
Несмотря на цвет кожи, Б. Обама никогда не был активистом подобных движений и старается придерживаться отстраненно-взвешенной позиции по данному вопросу. Хотя нередко политики-афроамериканцы, включая представителей Демократической партии, имели имидж поборников прав этнических меньшинств. Вашингтону удалось заморозить конфликт в г. Фергюсон, но проблема в корне так и не была решена. Чрезмерное превышение права на самооборону со стороны американских правоохранительных органов будет продолжать иметь место в условиях высокой преступности и социальной напряжённости. Среднегодовое количество убийств в США составляет 14 827. Учитывая существование права на ношение оружия, возрастает вероятность того, что потенциальными преступниками могут стать психически нездоровые лица. Не говоря о периодическом применении полноценных штурмовых отрядов полиции для борьбы с наркодельцами либо для освобождения заложников. США продолжительное время придерживаются концепции сильных правоохранительных органов с широкими полномочиями для борьбы с высокой преступностью.
Вот только последствия социальных взрывов могут стать неутешительными. Давление общественности на Конгресс может рано или поздно привести к ограничению права правоохранительных органов на применение силы, что является высокой степенью риска для борьбы с преступностью. Одно дело не открывать огонь, когда перед полицейским стоит невооружённый гражданин. Совсем другое, когда блюститель порядка получает пулю от представителя наркокартеля или организованной преступной группировки. Превентивное использование силы нередко оказывается оправданным. Здесь речь и об очередном камне в огород Б. Обамы. Ведь текущие события негативно отразятся на имидже президента и Демократической партии на будущих выборах, представители которой не могут обеспечить адекватный уровень правопорядка в стране. Поскольку США воспринимаются как этакая витрина западной цивилизации, требования на ограничение полномочий правоохранительных органов могут последовать со стороны диаспор трудовых мигрантов во Франции, Италии, Испании, Германии, Великобритании и в ряде других европейских государств. В этом случае призрак Фергюсона может появиться и на пороге других стран.