Киностудия Довженко: деградация или приватизация?

Государственные киностудии уже давно стали балластом, который высасывает госсредства и при этом ничего толком не производит. Чем скорее они будут приватизированы, тем скорее отечественная киноиндустрия сделает шаг вперёд.

На каждой государственной киностудии Украины лежит множество проблем, часть из которых — неразрешимы. Ни одну из них не назовёшь бизнес-структурой. Из 20 украинских лент, вышедших в прокат в этом году, только три сняты на государственных киностудиях. Анимация «Бабай» Марины Медведь — на «Укранимафильме». «Волшебные истории. Эликсир Доброты» Лилии Солдатенко — на Одесской киностудии. И «Такие красивые люди», снятые Дмитрием Моисеевым на киностудии Довженко в 2013 году. К тому же это далеко не лучшие отечественные картины даже в этой двадцатке.

Степень деградации государственных киностудий хорошо видна на примере студии Довженко. Пройдясь по ней в любое время, можно встретить стоящие просто на улице декорации. И не важно — идёт при этом дождь или снег. На её задворках, которые напоминают свалки, можно увидеть аутентичные костюмы, доспехи и другой реквизит, который использовался, например, в фильме «Легенда о княгине Ольге» (1983). Просто посреди дороги натыкаешься на возы и кареты, на которых ездили герои фильмов Ильенко и Мащенко. Их стоимость исчисляется десятками тысяч долларов. И будь они сохранены в надлежащем состоянии, создатели будущих исторических фильмов хорошенько бы сэкономили. Однако последним придётся создавать реквизит с нуля из-за бесхозяйственности руководства студии.

На киностудии случаются небольшие пожары. А прошлой зимой в помещении, где хранился реквизит, провалилась крыша.


По словам кинематографистов, пожелавших не называться, часть довженковского реквизита находится на киностудии Victoria Film Studios (Pro-TV). Глава последней, Виктор Приходько, в 2003-2005 годах был гендиректором киностудии Довженко. С этой должности он ушёл с большим скандалом, по слухам, прихватив с собой часть реквизита. Что ж, там он хотя бы используется в российских сериалах, а не гниёт или сгорает на самой киностудии.

Не лучше обстоят дела и с костюмами. Дошло до того, что нашим кинематографистам выгоднее арендовать одежду для актёров за рубежом, чем на киностудии Довженко. «Костюмы мы взяли на чешской киностудии „Баррандов“, а ретроавтомобили привезли из Польши. Причём зарубежный реквизит обошёлся во много раз дешевле, чем если бы мы искали его в Украине», — рассказывает Виктор Андриенко о работе над своим фильмом «Иван Сила».

Лишнее доказательство того, что студия находится в коматозном состоянии — на её официальном сайте всего пять новостей за весь (!) 2014 год. При этом три из них посвящены одному и тому же короткометражному фильму «Виолончель» Олеси Моргунец. Гора родила мышь...

На студии находится огромный Первый павильон площадью 2520 кв. м. По словам кинематографистов, в последний раз он был полностью занят ещё в конце 80-х, когда снимался фильм «Трудно быть богом» (реж. Петер Фляйшман). В дальнейшем же — для съёмок даже столь масштабных кинополотен, как «Молитва о гетмане Мазепе», достаточно было его половины.

Стандартные современные павильоны на других студиях ограничиваются площадью 450 кв. м., что в пять раз меньше, чем вышеупомянутый довженковский. Вместе с тем, цифровые технологии заменили громоздкие декорации. Потребность в больших павильонах исчезла. Первый павильон киностудии Довженко никому не нужен не только по своим размерам, но и по оснащению. Современного оборудования в нём критически недостаточно.

Оставляет желать лучшего и менеджмент студии. Несмотря на то, что она подпитывается из госбюджета и уже долгое время сдаёт свои площади в аренду телекомпаниям, излечиться от финансовых недугов ей так и не удаётся. Сотрудникам студии время от времени не выплачиваются зарплаты.

Несколько лет назад руководство студии закупило кинокамеры. В свою очередь приватные киностудии, не зависимо от своего масштаба, практически никогда не покупают камеры. Ведь технологии развиваются такими темпами, что камера устаревает уже после одного фильма. Поэтому кинематографисты, активно снимающие фильмы, уже привыкли брать аппаратуру в аренду. В таком случае и платить приходится меньше, и от новых технологий не отстаёшь.

«Скелетом в шкафу» киностудии остаётся мутная история с субподрядом киностудии, начавшемся ещё в 90-х. Финансовая схема заключалась в том, что довженковские площади арендовались за недорого, а потом сдавались третьей стороне за дорого. По словам инсайдеров, в этой схеме так или иначе фигурировали предыдущие гендиректора студии Виктор Приходько и Игорь Ставчанский, охранное агентство «Эдемо» и его глава Эдуард Кравченко.

Когда заходит речь о том, что студию нужно приватизировать — старое поколение кинематографистов начинает скулить: «Уничтожают украинское кино!». Однако если оставить её на попечении у государства, то ситуация не исправится. Ведь из госбюджета в ближайшие годы (если не сказать — никогда) не будет выделена необходимая сумма на реконструкцию киностудии.

Опытный отечественный продюсер, пожелавший не называться, приводит пример современной болгарской студии, которая успешно распрощалась со своим советским прошлым. Чтобы коренным образом её реконструировать — говорит он — на ней был реализован проект стоимостью в $80 млн. Это приблизительно в десять раз больше суммы, которую государство выделило в этом году на финансирование всей киноотрасли в целом.

О «плюсах» приватизации постсоветских киностудий красноречиво свидетельствует опыт чешской студии «Баррандов». Сразу после бархатной революции она была приватизирована за $20 млн. Сегодня же её ежегодный доход достигает уже $80 млн. Именно там снимались такие прокатные хиты, как «Иллюзионист», «Казино «Рояль», «Вавилон», «Хроники Нарнии» и т. д.

В свою очередь киностудия Довженко практически не участвует в конкурсных отборах, которые организовываются за рубежом. А приватные кинокомпании активно привлекают иностранных партнёров.

Тем более, что продюсеры голливудских мейджеров сегодня заинтересованы в сотрудничестве с восточноевропейскими студиями. По словам владельца кинокомпании PSBfilms Арнольда Кременчуцкого, на венгерской киностудии Ридли Скотт реализует проект стоимостью 15 млн фунтов, а Люк Бессон ежегодно оставляет по 20 млн евро в год в Сербии.

Чтобы реализовать эту бизнес-схему в Украине и Арнольд Кременчуцкий, и председатель наблюдательного совета компании «Мультиплекс Холдинг» Антон Пугач предлагают продать все государственные киностудии, а на вырученные деньги создать одну современную.

В свою очередь правительство, наоборот, пытается ограничить возможность приватизации государственных киностудий. 5 ноября оно приняло соответствующий законопроект, в котором говорится о запрете приватизации, отчуждения и передачи в залог Одесской киностудии.

Почему властьимущих устраивает сегодняшнее прозябание госстудий? Может, потому что под их прикрытием чиновникам удобно «распиливать» госсредства?

Вместо того, чтобы активно заниматься приватизацией государственных студий, в сентябре этого года правительство издало указ о том, чтобы они оставляли себе всю прибыль от аренды имущества, которое находится в их распоряжении. Но разве доход от этой аренды сопоставим с вышеупомянутыми $80 млн., которые потребовались на полную реконструкцию подобной постсоветской студии в Болгарии?

Этот указ — не более, чем жалкое оправдание безнадёжного положения государственных киностудий, творческий процесс на которых свёлся к минимуму, а материально-техническая база — деградировала.