Если вы считаете, что таланты этих людей не стоят и 400 долларов в месяц, зачем вы на 5 лет доверили им целую страну?
В чем виноват Мустафа Найем? Этот непростой вопрос уже не первую неделю не сходит с напряженных физиономий большинства украинских интеллектуалов. И не то чтобы Найем был настолько ненавистен думающей прослойке общества, чтобы та жаждала над ним немедленной и скорой расправы — нет, никоим образом! Просто так уж на данный момент сложилась ситуация, что не любить Мустафу вдруг стало модно одновременно и в дворцах, и в хижинах, и в библиотеках. И если для плебса вопрос мотивации вообще не стоит («ах, 5 тысяч ему мало? ну зажрался!»), а для толстосумов тоже неплохой вариант вырисовывается («а, это тот нищеброд, который за 5 тысяч удавится?»), то в интеллектуальных кругах уже не первый месяц придумываются железобетонные версии того, почему Найем неправ, даже если говорит логичные и правильные вещи.
«Ну, зарплату-то, конечно, повышать нужно, но почему он до избрания об этом молчал?», «Да, маленькая зарплата, но почему он еще до избрания о ней говорить начал?», а то и вообще — «Я, конечно, со всем согласен, но ведь раньше депутатам хватало — и не жаловались!». Данными аргументами забит весь фейсбук, и их авторов совершенно не колышет, что, во-первых, не «молчал» (с самого дня объявления о походе на выборы), во-вторых, «говорить начал» потому, что журналисты спрашивали, а в-третьих, «депутатам хватало» только до 31 июля, пока им зарплаты до нынешнего уровня не урезали. И неудивительно: все-таки цель этих аргументов — доказать себе самому, что в основе твоего несогласия с зарплатными требованиями Мустафы лежат не банальные зависть и злорадство, а непреодолимые мировоззренческие расхождения.
Да-да, будем называть вещи своими именами, именно зависть и злорадство — те чувства, которые способен вызвать у большинства украинцев народный депутат Украины независимо от политической принадлежности и послужного списка. Слишком долго общество впитывало неоднократно проверенную информацию о том, что нардеп — это бесполезная шишка с мандатом, льготами и неприкосновенностью, от которых у простого люда разве что чубы трещат. И если у украинского избирателя будет возможность насладиться унижением и страданиями народного депутата, избиратель от такой радости добровольно никогда не откажется.
Так что голосовать за урезание зарплаты нардепам и министрам ради помощи АТО (а именно так Арсений Петрович Яценюк сформулировал цель происходившего в ВР 31 июля) — это был для депутатов ход довольно рискованный, и вышло все не только пошло, но и больно. Очередную попытку дешевого пиара на крови соотечественников (интересно было бы услышать, что армия получила от такого самопожертвования) общество с хитрой ухмылкой проглотило и село с интересом следить за развитием событий. «Ну-ну, посмотрим, как эти жучары теперь будут объяснять возвращение зарплаты», — предвкушал плотоядный социум. «Повыеживались перед выборами — и будет. Теперь бы как-нибудь незаметно или оклад вернуть, или по надбавкам хотя бы компенсировать», — беспокоились нардепы. И тут вдруг откуда-то нарисовался честный Мустафа, которому правила этой увлекательной игры стороны объяснить забыли...
Поначалу Мустафу троллили все — и даже нардепы посмеивались, что чувак, мол, по неопытности в гиблую тему вляпался, сидел бы себе тихо — глядишь, все бы само и образовалось. Однако неделя шла за неделей, а градус напряжения вокруг зарплатной темы как-то спадать и не думал. На самого Мустафу за это время уже опрокинулось столько ведер искренней классовой ненависти, что, похоже, для прощения блудному сыну рачительного гражданского общества нужно как минимум зарегистрировать в Раде покаянный законопроект о заселении иногородних депутатов в бараки на ДВРЗ. На депутатские всхлипывания «Эй, ну мы же пошутили!» общество не реагирует, а фейсбук-жалобы депутата Залищук на разорванную трубу встречает с безжалостным каменным лицом. Единственным нардепом, полностю устраивающим общество, остался Миша Гаврилюк, который, по ходу, еще не понял, шо на 5 тысячах числовой ряд не заканчивается и можно реально получать больше.
Народ попробовал депутатской крови, и ему понравилось. Подержаться наконец за пухлую шейку народного избранника, прощупать ему ребрышки, почувствовать себя классом-гегемоном, наделенным властью определять условия найма Найема на работу!
«Если его не устраивает зарплата — его здесь никто не держит! Он всего лишь наемный менеджер, и наше ему предложение — 5 тысяч. Больше он пока не заслужил! Экономику поднимет — будет 10 тысяч зарабатывать, а пока что — испытательный срок! За 5 тысяч жить нельзя? А как врач живет?! Чем депутат лучше врача?»
Дорогое гражданское общество! Поскольку последний вопрос в разных вариациях звучит чаще всего, то с него и начнем. Народный депутат Украины лучше врача только тем, что десятки тысяч граждан Украины (миллионы граждан, если нардеп — списочник; ну или хотя бы полторы тысячи, если нардеп — Звягильский) именно ему делегировали свои полномочия по управлению страной. По какой причине делегировали (подкуп, шантаж, свободное волеизъявление) — уже несущественно, главное, что именно этот условный мешок с полномочиями граждане признали своим лучшим представителем.
Если вы всерьез считаете, что деловые качества этого наемного менеджера стоят меньше 400 долларов в месяц, как вы могли на 5 лет отдать ему в управление собственное будущее? Какой еще «испытательный срок»? «Испытательным сроком» для нардепа были выборы, и если он уже получил свой мандат, значит, вы испытанием оказались довольны — теперь не жалуйтесь.
Ну и, наконец, главное. Раз уж вас так заводит аналогия с «наемным менеджером», то не будем забывать, что:
1) наемного менеджера всегда можно уволить;
2) даже если наемного менеджера нельзя уволить, то его во всяком случае можно отстранить от принятия важных решений;
3) зарплату наемному менеджеру устанавливает наниматель, а не сам наемный менеджер.
Если первые пункты хоть и малореальны, но теоретически возможны, то заветные «5 тысяч» нардепам уж точно назначили не избиратели, а сами же нардепы (тем забавнее, что эту случайную цифру общество вдруг бросилось защищать как свою, выстраданную, кровную — даже после того, как у депутатов оказалось не 5, а таки 6,5 плюс на квартиру). Так что, если кто-то из хейтеров до сих пор не понял, смысл зарплатной дискуссии совсем не в том, чтобы объяснить народному депутату, почему ему придется работать за 5 тысяч. А в том, чтобы убедить народного депутата добровольно отказаться от возможного возвращения нормальной зарплаты и работать за 5 тысяч. И пока что это искусство убеждения выглядит так:
«Эй, мужик! Ты должен сделать мою жизнь счастливой и смиренно просить за это всего лишь 5 тысяч гривень в месяц!»
«А это еще почему?!»
«Потому что ты сволочь, казнокрад и тупая скотина!»
Сложно, конечно, со стороны оценить, как такие аргументы мотивируют их адресатов на беззаветное служение обществу. Но почему-то кажется, что насильно воспитывать из слуг народа врагов народа — вещь вредная. Особенно если у этих врагов впереди еще 5 лет полномочий.