Люблю время после выборов. То первое, незабываемое, когда еще сохраняется интрига борьбы, а ЦВК подсчитывает голоса. Когда определяются основные игроки на политическом небосклоне, а острота и непредсказуемость конечного результата добавляет адреналина всем участникам избирательной гонки.
Именно в это время и формируется новая стратегия, проходят публичные и тайные переговоры, идет череда измен, разочарований, ссор, но также и создание союзов. От качества и размеров таких союзов всегда зависит то, какой курс возьмет государственный корабль под названием Украина.
Парламентские выборы 2014 года показали: история учит, что ничему не учит. Да, в Раду зашли новые силы, новые лица. Но в то же время из 423 народных депутатов 64 — это те, кто голосовал за законы 16 января. Что будет делать такой политик в парламенте восьмого созыва, с учетом происходящего? С большой вероятностью — выжидать наиболее удобного момента для реванша, играть ради этого на личных амбициях и политических разногласиях участников коалиции.
Что же до самой коалиции, таковая, скорее всего, может возникнуть на основе пяти политических сил: Блока Петра Порошенко, «Народного фронта», «Самопомочи», «Батькивщины» и Радикальной партии. Но это не означает, что данный формат большинства будет стабильным и неизменным. 300 голосов нужны только для нескольких ключевых решений. Для принятия же остальных, но не менее важных, достаточно 226 народных депутатов.
Моделируя разные варианты дальнейшего развития событий, можно говорить о наличии существенных рисков для власти. В частности, для Петра Порошенко и Арсения Яценюка. Крайняя трудность нахождения точек соприкосновения при одновременном присутствии в Раде коалиции таких критиков, как Юлия Тимошенко и Олег Ляшко, в условиях приближения зимы может иметь негативные последствия для рейтинга президента и премьера.
Не будем забывать и о том, что успех «Народного фронта» на выборах стал неприятным ударом по президентской партии. Такая победа полностью разрушила планы окружения Порошенко насчет будущего формата правительства, ведь теперь разговоры о замещении Яценюка теряют свою актуальность. Загадка только в том, что взамен премьерского кресла выторгует себе Блок Петра Порошенко. С большой вероятностью можно говорить о силовом, экономическом и промышленном секторах власти. Но в каком формате, пока не известно. Можно предположить, что Банковая однозначно будет настаивать на контроле над МВД. И если Порошенко получит своего министра внутренних дел, мы сможем говорить о существенной доле аналогии с политическим режимом Виктора Януковича, когда влияние президента на силовые структуры государства было абсолютным.
Разговоры о премьерстве Владимира Гройсмана при наличии сильного Яценюка так и будут оставаться разговорами. А вот должность первого вице-премьера вполне может ожидать недавнего мэра города Винница.
Кроме двух основных фаворитов избирательной гонки есть еще «Самопомич», «Батькивщина» и Радикальная партия. «Самопомич» вполне способна претендовать на экономику и социальную политику. Нельзя исключать, что именно эта политсила может получить и кресло министра юстиции Украины. Также партия Андрея Садового (или же люди Ляшко) могут быть назначены на высокие посты в МЧС, Министерстве культуры, а также в Министерстве молодежи и спорта. Кроме этого, «радикалы» вполне могут получить посты в Минтрансе, налоговой службе или же в гуманитарной сфере.
Что будет требовать Юлия Тимошенко? Возможно, МИД, или одно из вице-премьерских кресел. Не исключаем ее амбиций насчет должностей в энергетическом комплексе и в части фискальных или силовых ведомств. Но также нельзя исключать участие ее соратников в экономическом и социальном блоках исполнительной власти.
Разговоры о коалиции будут продолжаться ближайшие несколько недель. Можно говорить о том, что политики будут действовать в «лучших традициях отечественной политики» и тянуть до последнего. Позже (примерно во второй половине декабря) вспомнят о государственном бюджете на 2015 год, примут — не примут, пакеты реформ перенесут на новый год и отлетят на отдых в счастливом желании встретить праздники в кругу близких и родственников. Заметим, что сделать это новоиспеченные парламентарии могут уже не имея депутатской неприкосновенности.
А тем временем их подопечная страна в центре Европы, которую по размерам сравнивают с Францией, будет и дальше плыть в море несправедливости, ибо там, где алчное и личное берет верх, никогда не будет места гражданскому обществу и правовому государству, а тем более — территориальной целостности и суверенитету страны.