Каждый новый военный фильм, выходящий сегодня на большие экраны, воспринимается, как событие, и даёт отличный повод в очередной раз поговорить сразу на несколько тем — не только кинематографических.
Голливудская «Ярость» с Брэдом Питтом исключением не стала. Фильм сняли дорого (как для достаточно «камерной», без масштабных батальных сцен картины о Второй мировой, 68 миллионов долларов — это много), он собрал хорошие оценки во всевозможных зрительских рейтингах, правда, умудрившись при этом провалиться в прокате, едва выйдя в ноль.
Сразу о хорошем. У нового блокбастера, не ставшего каким-то откровением в общем ряду подобных голливудских фильмов, есть одно преимущество. Это очень антивоенный фильм. Именно такими и должны быть фильмы о войне — не весёлыми глумливыми картинками как «Бесславные ублюдки», а вызывающими отвращение, отторжение, животный ужас.
Впрочем, реализация, несмотря на верный посыл, получилась не самой выдающейся — хватало и штампов, и ляпов, и откровенной ерунды. Одним словом — фильм сделан для американских мозгов.
То, что американцы не умеют снимать хорошее кино о Второй мировой — не правда, а фильм «Мост слишком далеко» 1977 года — яркое тому подтверждение. Но, за прошедшие десятилетия зритель изменился, поэтому сегодня мы смотрим другое кино. Не только в США, но и у нас. Вместо «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука — «Сталинград» его отпрыска, например. И, что противнее всего, по сравнению с кощунственными «Утомлёнными солнцем», даже эти комиксы смотрятся очень даже ничего...
Такие же фильмы, как «Брестская крепость» — исключение из правил. А едва ли не лучшим фильмом о Великой Отечественной войне является немецкая картина «Наши матери, наши отцы», показать которую не стыдно нашим ветеранам.
Но, вернёмся к «Ярости».
Несколько показательных моментов: на протяжении всего фильма американские солдаты ведут себя как настоящие ковбои — пьют виски, курят сигареты, спят в освобождённых городах с немками, отдающимися им за шоколадки и просто так — по любви. Для них война — это «самая лучшая работа в мире, за которую платят доллар в день». Это хэппенинг и фан. Это круто.
Дело даже не в том, что представить нечто подобное в советской армии было попросту невозможно. Всё происходящее преподносится как нечто само собой разумеющееся, ведь место маленьким радостям, в том числе и удовлетворению своих животных потребностей, есть и на войне. Метафорическая жизнь среди смерти в американской системе жизненных координат.
В изнасилованиях же немецких девушек продолжают винить наших — русских, украинских, белорусских солдат. И вся эта мерзость воспринимается сегодня нормально. Будто и не нас это касается.
Всё это выглядит весьма цинично, потому что если у кого и было право на ярость, то у советских солдат. Но они оставались людьми.
О советских солдатах, к слову, в фильме — ни слова.
Хотя, ещё в самом начале есть один маленький, но очень показательный момент: зрителей сразу предупреждают, что американское вооружение на фронте в апреле 1945 года по всем параметрам уступало немецкому (читай — европейскому, ведь гитлеровские танки производились не только в Германии, но и на территории расчленённой Чехословакии, Венгрии, Франции). Возникает вопрос: почему Советский Союз, воюя на своей территории, неся гигантские человеческие и производственные потери, сумел создать танк ИС-2 (Иосиф Сталин), сопоставимый с доселе непобедимыми гитлеровскими «Тиграми», а США у себя за океаном — нет, бросив на фронт популярный, но не способный противостоять на равных такому монстру «Шерман»?
Ответ очевиден: а зачем? Зачем лезть из кожи вон, когда советская армия уже громит врага на всех фронтах, и можно просто приобщиться к общей победе?
И пока в РФ не без пафоса рассказывают о патриотическом воспитании молодёжи и исторических скрепах, снимая параллельно за бюджетные деньги оскорбительные антисоветские киноэпопеи, Голливуд продолжает делать идеологически правильное кино, высасывая историю буквально из пальца. Поэтому, вместо того, чтобы смотреть кино о танковом сражении на Курской дуге летом 1943 года с участием двухсот тысяч человек и сотен боевых машин, нам предлагают очередной попкорн о героизме американских вояк.