Хуто-хуторянка, или История одного переселения. Часть 32 (сельские суверия)

Люди с древности верили в разные приметы и суеверия. Даже сегодня черная кошка, перебежавшая дорогу, считается дурным знаком. Но нигде более люди так не подвержены предрассудкам, как в селе!

Все части «Истории одного переселения» читайте здесь

Про черную кошку, цифру тринадцать и тетку с пустым ведром я знала с детства. Но четыре года назад после переезда в село я столкнулась с чем-то новым для себя — настолько сильны среди селян суеверия. Однажды ко мне зашла соседка, застав меня за уборкой. Увидев, что я веником собираю мусор в совок и пытаюсь отправить его в ведро, едва не выхватила из моих рук и совок, и веник. «Что ты! — закричала Лена. — Нельзя выбрасывать мусор в ведро, нельзя выносить из хаты, только в печь». Она не смогла объяснить мне истоки данного предрассудка — просто сказала, что так надо, и так делали веками. Что ж, в силу своей природной любознательности и профессиональной деформации я решила разобраться в вопросе суеверий.

Любое жилье является замкнутой энергетической системой. Думаю, все прекрасно знают, что любой предмет также обладает собственной энергетикой. Мусор — не исключение. Недаром старики всегда говорили: «Не выноси сор из избы». И в прямом, и в переносном смысле. Если говорить о переносном значении выноса мусора из дома, то, естественно, не стоит никому рассказывать о своих делах. Большинство людей, увы, завистливы, особенно в селе. Просто многие из деревенского люда считают, что все городские до ужаса богаты и хранят свои мешки с деньгами под кроватью. Соответственно, это слухи и сплетни. Расскажешь что-то позитивное — позавидуют, негативное — позлорадствуют. Никакой семье это здоровья не добавит. Что касается физического мусора, то в селе очень-очень сильна вера в ведьм и колдунов. Соответственно, на выброшенный за пределы дома мусор можно навести порчу. А мусор, сгоревший в печи, мусором уже не является, стало быть, золу выбрасывать можно.

В тот же день я попросила Лену рассказать мне еще о сельских суевериях. «Никогда не выбрасывай волосы, ногти и женские прокладки, — выполнила просьбу соседка, — либо закопать, либо сжечь в печи». Волосы накапливают тонкие энергии. Кстати, поэтому в древние времена женщины обязаны были носить косы. У скандинавов, к примеру, бритыми были только рабы. Помните библейских персонажей Самсона и Далилу? Сила Самсона была в волосах, пока коварная Далила их не остригла во сне. Чем длиннее волосы, тем больше духовной силы челоек получает. А сила питает физическое тело, дает необходимую для оболочки энергию, балансирует ее. Однако при определенных обстоятельствах ненужную энергию можно скинуть путем состригания волос. Отсюда и таинство пострижения в монахи. А поскольку волосы являются частью человеческого тела, значит, они не должны валяться, где попало. Это относится и к ногтям. Тоже самое можно сказать и про женские прокладки. Вообще, менструальная кровь издавна пользовалась у магов особым почетом. Самые сильные ритуалы делаются на крови. Остается только представить, что может сделать с прокладкой человек, обладающий магическими знаниями.

Сельские никогда не поздороваются через порог и никогда ничего не передадут через него. Во-первых, это просто невежливо, а во-вторых, в селе христианство опирается на языческие корни. К сожалению, большая часть горожан утратила знания предков, как и лишилась природной интуиции. Кстати, сельские, пусть хоть и имеют недостаток образования, зато обладают сильно развитой интуицией, полученной от природы. Здесь даже клички не даются просто так односельчанам. Итак, в чем же мистика порога? В языческие времена прах предков хоронили под порогом. Наши пращуры верили, что деды (духи умерших предков) охраняют жилище от беды. Поэтому на пороге не совершали никаких действий, дабы не потревожить духов. Кроме того, порог — своеобразная граница между миром живых и миром мертвых.

Недавно я наблюдала картину, как молодая женщина отругала сынишку за подобранную на перекрестке монетку. Селяне, особенно старики, никогда ничего не подберут на перекрестке. Пересечение дорог является точкой соприкосновениы нашего мира и параллельного. На перекрестках проводится множество ритуалов, далеко не всегда добрых. Существуют ритуалы, с помощью которых можно «сбросить» на какую-то вещь негатив, и оставить эту вещь на перекрестке. Кто подберет эту вещь, тот подберет и негатив. По этой же причине нельзя подбирать мелочь на улице. И чем ценнее и дороже вещь, тем больше бед на себя накличешь.

Как раз перед прошлой зимой у меня неожиданно задымила печь. Я обратилась к мастеру. Печник Иван поскреб затылок, задумавшись: «Приду трусить сажу, но через три дня, когда будет „старык“». Трусить сажу — это чистить дымоход. Почему именно на убывающую луну? Казалось бы, какая разница, когда печник будет прочищать печную трубу! Для меня долгое время это было самой настоящей загадкой. Но ларчик просто открывался. К слову, сами односельчане не могут зачастую объяснить мотивацию тех или иных нерушимых для них правил — новолуние, значит, только новолуние и точка. Если убывающая луна, только убывающая. Так надо. Оказывается, дымоход еще с языческих времен имеет сакральное значение. Поскольку дымоход поднимается вверх, то он в древних верованиях соединяется с небом, а, значит, с миром мертвых. Недаром считается, что душа покойника уходит из жилища через дымоход. С помощью него же в дом может залететь ведьма или нечистая сила. Вот Солоха из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» вылетала в трубу и черта в гости принимала таким же образом. Профессия же печника издревле считается мистической. А чистка дымохода — это уже ритуал. Поскольку ритуал направлен на очищение (чтобы печь не дымила), то все такие ритуалы совершаются только на убывающую луну. Это касается и болезней. Я как-то спросила у Марьяны, хозяйки фермы по соседству, что будет, если почистить дымоход в новолуние? Она ответила, что печь начнет дымить, и экспериментировать не стоит.

Вообще, в сельской местности печь всегда имела магическое значение. В Украине и дома, и русские печи гораздо меньше по размеру, чем на Севере России и в Сибири. Там печи огромные. Всегда считалось, что печь — это сердце, душа дома. Разбери печь, и дом лишится души. В старину в русских печах даже парились, изгоняя всякие хвори, несмотря на наличие бани в каждом дворе. Также мистическо-языческие корни имеет и современная сельская традиция обязательной побелки печи в чистый четверг. В доме должно быть все убрано, печь должна сверкать белизной, чтоб в обновленной печи пеклись пасхальные куличи.

Почти три недели назад мой муж принес домой котенка — обычного «дворянского» замухрышку. Сердце у меня не камень: пришлось к трем моим аристократическим тайским кошкам взять крестьянского оборванца. Кличка приклеилась мгновенно — он стал Васей, как обычно в селах. А чуть позже мне сказали, что мы очень правильно сделали, что забрали котенка, который бежал за мужем от магазина до самого порога дома. Есть поверье, что если кот или кошка приходит в дом или прибилась на улице, сопровождая до дома, прогонять ее нельзя, и надо обязательно забрать себе. Это счастье само пришло в дом. Подарок судьбы. А такое не прогоняют. В селах всегда подбирают котов и кошек, которые приходят в дом. Правда, кличек обычно не дают — кот и есть кот. В городе же, как правило, люди проходят мимо бездомных котят. Может, горожане сами не замечают свою усато-полосатую удачу? Энергетически такой кот-найденыш поможет скинуть накопившийся негатив и разрядит обстановку.

Глядя на сельские суеверия, невольно задумываешься, настолько ли это все является невежеством или все же это оформленная в виде этаких житейских аксиом мудрость предков, накопленная веками?