В 1930-1950-х годах сталинская пропаганда вбивала в головы советских людей лозунг о том, что Сталин — это Ленин сегодня.
В наше время и без всякой пропаганды понятно, что Яценюк — это Азаров наших дней. Хотя бы потому, что нынешний, как трубит предвыборная реклама, «европейский премьер» внедряет часто худшие прожекты своего «папередника» Азарова, многие из которых Яныч так и не сумел или побоялся осуществить из-за противодействия тогдашней оппозиции, куда, кстати, входил и Яценюк, а главное, из-за резкого неприятия обществом. Сейчас общество отвлечено экономическим кризисом и трагическими событиями на Донбассе, а состоящая из регионаловских недобитков «оппозиция» печется больше о своей шкуре и ничего серьезного собой не представляет, и поэтому правительству Яценюка удается проталкивать через парламент не только неадекватные, но и давно дискредитированные новации.
Ярчайшим примером могут служить законодательные нормы о специальных счетах для налога на добавленную стоимость (НДС), принятые в июле 2014 года. Особо забавляет, что это случилось аккурат через 10 лет после предыдущей бесславной попытки внедрения в 2004 году подобной более чем сомнительной затеи правительством, которым тогда формально руководил Янукович, а реально рулил первый вице-премьер Азаров.
Считается, что подобные меры лишат нечистых на руку дельцов возможности формировать так называемый фиктивный налоговый кредит и «налоговые ямы» как таковые, что, впрочем, довольно сомнительно.
Как и 10 лет назад, главной проблемой, которую создает такая новация, остается отвлечение оборотных средств предприятий. Также это новшество полностью противоречит логике налогового учета, а также духу и букве гражданского законодательства. К тому же, в мире пока только две страны использовали подобную методу — Азербайджан и Болгария, причем последняя от этой затеи отказалась.
Действительно, подобную новацию уже пытались внедрить в жизнь с 1 апреля (дата-то какая!) 2004 года совместным постановлением Кабмина и Нацбанка от 23 марта 2004 года № 359 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием НДС». Этим документом вводились «отдельные текущие и регистрационные счета плательщиков НДС». Бурная реакция СМИ, предпринимателей и общества заставила тогдашнюю власть отказаться от этой затеи, что юридически и технически было несложно, поскольку для этого всего-то нужно было отменить постановление. Сейчас все намного серьезнее и сложнее...
Что год грядущий нам готовит в вопросе НДС
Нынешние новации введены в виде законодательного акта парламентом, и отменить их можно только путем изменения закона или его отмены все той же Верховной Радой. С учетом выборов парламент обретет дееспособность еще не скоро, а норматив вступает в силу с 1 января 2015 года.
Итак, 31 июля Верховная Рада приняла закон № 1621-VII. Этим документом вводится, среди прочего, электронное администрирование НДС, включающее введение НДС-счетов. Также существенно изменяются порядок и критерии возмещения НДС из бюджета.
Суть новации состоит в том, что та часть стоимости товара или услуги, которая выпадает на НДС, будет проводиться по специально открытым НДС-счетам. По мнению правительства, это сделает невозможным формирование фиктивного налогового кредита, то есть налогового кредита покупателя, для которого отсутствуют налоговые обязательства продавцов. Средства на НДС-счетах принадлежат государству, а не плательщику. Покупатель сможет использовать налоговый кредит в сумме не большей, чем было перечислено поставщиками на его НДС-счета. Только с этого счета плательщик сможет уплачивать положенную сумму НДС как разницу между своими налоговыми обязательствами и налоговым кредитом по этому налогу. Если для уплаты не хватает средств, плательщик должен пополнить их с основного счета. Возмещение государством НДС в оговоренных законом случаях — прежде всего, при экспорте — производится только на НДС-счет.
Вообще, средства, очутившиеся на НДС-счету любым способом, то есть в результате перечисления контрагентом сумы НДС в составе стоимости работы или услуги, при возврате НДС из госбюджета экспортерам или в результате прямого зачисления плательщиком на НДС-счет для расчетов по этому налогу, повторим, становятся собственностью государства и не могут быть использованы ни на что иное, как только на уплату НДС. Эти деньги нельзя использовать даже для уплаты других налогов, взносов и сборов, например, их нельзя пустить на оплату налога на прибыль, единого социального взноса, включающего, как известно, и важнейшее отчисление в Пенсионный фонд, и так далее. Излишек средств на НДС-счету может быть использован только для оплаты этого налога в будущих налоговых периодах.
Мелкие неприятности
Положительным моментом, по сравнению, например, с ситуацией, имевшей место 10 лет назад, является тот факт, что НДС-счета, если верить нормативу, будут открываться автоматически. Напомним, что в конце марта 2004 года вся предпринимательская общественность страны просто-таки «стояла на ушах», поскольку в течение недели нужно было самостоятельно открыть НДС-счета в банках, а это довольно сложная и забюрократизированная процедура.
Теперь же правительство обещает, что Государственная фискальная служба сама направит реестры плательщиков в уполномоченный банк, где НДС-счета будут открываться автоматически. Но этот закон, как и водится, выписан «на тяп-ляп», и дальше начинаются вопросы...
Плательщикам НДС кто-то как-то и по какой-то процедуре должен сообщить номер счета и банк, но закон не содержит подробностей о способе и сроках уведомления.
Более того, вообще непонятно, как и кто определяет банк для НДС-счетов. Закон твердит, что открывать и вести НДС-счета будет некий Расчетный центр. Но в Налоговом кодексе установлено, что такой банк должен определяться Кабинетом Министров.
Не все ясно даже с тем, будет ли плательщик иметь доступ к информации о движении средств по НДС-счету. Если следовать здравому смыслу, то доступ должен быть, но в нормативе об этом ничего не сказано, что также говорит о «проФФесионализме» сочинителей документа.
Вообще, любой, кто в реальности сталкивался с коррумпированностью и тупым идиотизмом бюрократии, крайне скептически отнесется к инфантильной уверенности чиновников в том, что необходимое в данном случае взаимодействие Единого реестра налоговых накладных, Государственной фискальной службы, Государственного казначейства и НДС-банка будет происходить нормально. Малейший сбой, ведущий к невозможности кем-то где-то перечислить деньги из-за бюрократического «стопора» по НДС-счету, может привести к параличу целых секторов экономики, которая и без того бьется в кризисных судорогах. Достаточно вспомнить, как с начала 2013 года в результате введения новаций в государственной регистрации имущественных прав наступил полный паралич на рынке недвижимости, и последствия этого ощущаются скоро уже два года. А ведь вопрос НДС — это намного серьезнее!
Вообще, время для таких экспериментов Яценюк и компания выбрали очень «удачно»!
Правда, чиновники успокаивают, что для добросовестных налогоплательщиков наступит облегчение, поскольку, дескать, отпадет необходимость проведения сверок налогового кредита плательщика НДС с налоговыми обязательствами контрагентов, а потому сократится количество и сроки налоговых проверок НДС. Даже если это и так, то, с другой стороны, увеличатся затраты на администрирование НДС.
Количество счетов увеличится вдвое, поскольку параллельно с каждым текущим счетом у плательщиков НДС теперь будет существовать НДС-счет. Бухгалтерам придется оформлять на каждый платеж за товары или услуги по два платежных поручения, вести две категории банковских выписок. Фирмы будут вынуждены нанимать дополнительных бухгалтеров, налоговики также не преминут увеличить штат инспекторов.
Чиновничьи обещания, что все компьютеризовано, вызывают скорее беспокойство. Хотя до вступления в силу норматива осталось очень мало времени, программ еще никто не видел, их надежность вызывает сомнения, а платить за ИТ-новации, так или иначе, придется налогоплательщикам.
Но все это хоть и неприятные, но мелочи...
Большие проблемы
Огромной проблемой станет замораживание средств субъектов предпринимательства, что хорошо видно на следующем «школьном» бизнес-примере.
Пусть за выполнение неких работ плательщик НДС получил предоплату 12 тыс. грн. Из них 10 тыс. ушло на основной счет, а 2 тыс. — на НДС-счет (это — налоговые обязательства по НДС, или исходящий НДС). Предприниматель должен закупить сырья, комплектующих и пр. на 6 тыс. грн., т. е. с основного счета он платит 5 тыс. грн., а с НДС-счета — 1000 (это — налоговый кредит, или входящий НДС.) Таким образом, на НДС-счету остается 1000 грн., каковые следует перечислить в бюджет. Вроде бы ничего страшного.
А если за работу платят после ее выполнения? Чтобы закупить материалы за свои деньги, предприниматель, в соответствии с указанным нормативом, вносит на свой НДС-счет 1000 грн. и оплачивает, вместе с 5 тыс. грн. с основного счета, эту тысячу на НДС-счет поставщика. В результате государство оказывается должным предпринимателю 1000 грн. При ныне действующей системе, получив затем 12 тыс. грн., в т. ч. 2000 грн. НДС, от заказчика работ, предприниматель платил только 1000 грн. НДС государству, так как он уже заплатил 1000 грн. в составе платежа за сырье. Теперь же, когда с ним расплатятся, все 2000 грн. окажутся на НДС-счете и половина из них «застрянет» там.
Вернуть эти честно заработанные деньги на обычный счет, использовать для закупки материалов и оборудования, на зарплату и прочее, даже на другие налоги, как сказано выше, предприниматель не имеет возможности. Он может использовать эти средства только на НДС. Если субъект хозяйственной деятельности занимается экспортом, то он имеет возможность вернуть «лишние» средств с НДС-счета в ходе возврата НДС, да и то — только при определенном балансе входного и выходного НДС. Если же субъект предпринимательства работает только на внутреннем рынке, то в ряде случаев вернуть переплату по НДС-счету будет крайне сложно, и на это потребуется много времени.
Таким образом, предприниматель если не дарит вообще, то, как минимум, авансирует государство. Это — мощнейший удар по бизнесу, по зарплатам, по потребительскому рынку! Это вымывание оборотных средств, что особо опасно сейчас, во время кризиса и чудовищной дороговизны кредитных ресурсов. Особо пострадает, как и водится, малый и средний бизнес, не имеющий резервов.
Более того, такие новации противоречат самой логике законодательства об НДС. Закон устанавливает, что плательщик НДС обязан уплатить налог в течение определенного времени после окончания отчетного периода, который составляет 1 месяц или 1 квартал, в зависимости от величины налогооблагаемого оборота. При ныне действующей системе до наступления этого срока предприниматель распоряжается своими деньгами, «крутит» их, зарабатывает на них до тех пор, пока не наступит конец отчетного периода, когда он должен выполнить свои обязательства перед государством, а деньги перестают принадлежать хозяйствующему субъекту.
Таким образом, речь идет не только о фактическом игнорировании положений закона об НДС, но и о грубейшем попрании конституционного права граждан и их коллективов (фирм) распоряжаться своей собственностью (деньгами) до того, как наступит официальный срок исполнения ими обязательств по уплате налогов. Это — тема для Конституционного суда. Возникают вопросы к народным депутатам, проголосовавшим за норматив, попирающий базовые права.
«Дурень думкою багатів»
В правительстве предполагают, что введение НДС-счетов увеличит поступления в бюджет от этого важнейшего налога. Например, в 2014 году НДС должен пополнить казну на 150 млрд грн. В то же время, недобросовестные хозяйствующие субъекты умудряются либо уклоняться от уплаты НДС, либо незаконно получать возмещение НДС. Даже по официальным данным потери от подобных схем составляют 12-20 млрд грн в год.
Также, по мнению чиновников, счета помогут решить проблему с возмещением НДС честным налогоплательщикам. Правительство в очередной раз обещает прекратить практику задержек возврата и утверждает, что именно НДС-счета и автоматизация процесса являются тем единственным путем, который позволит, наконец, это сделать.
Правда, решить проблему возврата НДС обещали все правительства, но без толку. А что касается самого метода, то авторы новации не привели абсолютно никаких аргументов в пользу того, что только введение спецсчетов решит проблему, и других способов нет.
В то же время, по оценкам авторитетной международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, введение НДС-счетов является дорогим и длительным способом проведения реформы администрирования НДС, которая в этом случае продлится около 4 лет. В свою очередь, государству, банкам, субъектам хозяйствования придется разрабатывать соответствующее программное обеспечение, научить работников, перестроить процедуры. Если все это не заработает с 1 января 2015 года, то, повторим, к кризису и хаосу по причине войны добавится хаос из-за развала системы взаиморасчетов.
О том, что НДС-счета являются, мягко говоря, сомнительным способом наведения порядка в оплате НДС, свидетельствует тот факт, что в данный момент этот метод используется только в Азербайджане. В Болгарии, где НДС-счета существовали в 2003-2006 годах, от них отказались из-за неэффективности.
Наконец, большие сомнения вызывают обещания чиновников увеличить поступления в казну НДС в результате применения НДС-счетов. По мнению известного эксперта в области налогообложения Александра Кирша, подобная новация может привести к совершенно противоположным последствиям — многие субъекты хозяйствования начнут дробиться, чтобы уменьшить свои объемы реализации до тех рамок, которые позволяют работать на едином налоге без НДС, — благо, согласно действующим нормам, эти рамки исчисляются в миллионах гривен. Прежде всего, это будет торговля, работающая на конечного потребителя, который налоговой накладной не выдает. Затем на «безНДСную упрощенку» начнут переходить оптовики. И так далее... Куда это заведет — никто не знает, но очевидно, что налоговых поступлений в бюджет это не прибавит.
Очевидно, что махинации с НДС нужно прекращать, но избранный способ пока не сулит ничего, кроме хаоса и дезорганизации экономики, которая и без того бьется в кризисных конвульсиях.
Складывается впечатление, что чиновники из правительства Яценюка, заходясь в реформаторском припадке, последствий не просчитывали, да и не особо способны это сделать. Или для них процесс важнее результата...
Но больше всего удивляет то, что предпринимательская общественность как-то слишком спокойно отреагировала на, мягко говоря, не слишком адекватные эксперименты Яценюка в стиле Азарова десятилетней давности