В Национальном музее Киева исследуют взаимосвязь музыки и живописи

В начале ХХ в. композитор Александр Скрябин впервые в мире разработал светомузыкальную композицию. Развил этот стиль в живописи киевский художник Анатолий Сумар. Как стало известно «Фразе», расшифровать взаимодействие цвета и звука на его картинах можно будет 27 сентября в Национальном музее в Киеве. Перформанс проведет Георгий Потопальский (Ujif_notfound).

Творчество Анатолия Сумара начали основательно исследовать лишь несколько лет назад. На протяжении десятилетий его имя оставалось забытым. До наших дней дошло лишь пять десятков его полотен, выполненных в стиле абстрактной беспредметной живописи. При жизни он не продавал свои работы ни коллекционерам, ни музеям. О нем написано так мало и так эмоционально, что лучшей почвы для формирования легендарного образа не найти.

Центральным в творчестве Сумара является цикл «Цвет и музыка». В нем музыка переводится языком живописи. Слушая пластинки, художник обозначал отдельным цветом определенные сегменты композиционной структуры мелодии, намеченной заранее. Жена художника вспоминает, как он по много раз прослушивал фуги Баха, работая над работами этого цикла.

В 60-х многие художники пытался развить цветомузыкальную теорию Скрябина. На волне этих поисков даже родился первый в истории музыкальный клип. Его автор — киевский художник и музыкант Флориан Юрьев. Время просеяло все это пестрое разнообразие художественных поисков. И сегодня одним из самых успешных синтезаторов живописи и музыки признан именно Сумар.