Филипп Ильенко: Украинское кино должно объединить нацию

Менее двух месяцев прошло с тех пор, как Филипп Ильенко официально назначен на пост главы Государственного агентства Украины по вопросам кино (Госкино). За это время был оглашён очередной конкурс кинопроектов, впервые за этот год была выделена весомая сумма госсредств на кино, в парламент внесён законопроект о запрете вредного для Украины кино, а в прокат продолжают активно выходить новые украинские фильмы.

Если наша киноиндустрия будет и далее развиваться такими темпами — через несколько лет она станет, наверное, единственной сферой деятельности в Украине, которая действительно достигла европейских стандартов.

Однако сам глава Госкино смотрит в будущее со сдержанным оптимизмом. О том, сколько украинских фильмов выйдет в этом году, и сколько составляет бюджет фильма, который может окупиться в нашей стране, как в дальнейшем будет развиваться копродукция, и как найти деньги на кино, в эксклюзивном интервью «Фразе» рассказал Филипп Ильенко.

В прошлом году в Украине было выпущено около 10 «полных метров», которые были сняты как при участии госфинансирования, так и за счет частных инвесторов. Сколько будет выпущено фильмов в этом году?

Если в полном объеме плановые бюджетные обязательства будут выполнены, то всего должно быть завершено около 25 лент. Среди них — полнометражные игровые картины, анимационные и документальные фильмы. Но сейчас очень трудно прогнозировать, какое количество фильмов будет готово до конца года.

Создание фильма требует непрерывности финансирования. Производственный процесс проходит согласно сезонному календарно-постановочному плану (скажем, зимой нельзя снимать летнюю сцену на пляже). Однако первые серьезные бюджетные поступления за нынешний год пришли только 13 августа. А это означает, что летние сцены снять в этом году уже никто не успеет. Кроме того, некоторые проекты находились в консервации, а их съемочные группы — временно распущены. Задержка финансирования вызвала существенные проблемы, с которыми столкнулись практически все студии, где снимаются картины, получившие господдержку. Но кроме производственной, в этой проблеме существует и другая сторона — творческим людям трудно находиться в таком стрессовом состоянии, когда их заставляют остановить работу.

Какие украинские фильмы выйдут на экраны в этом году?

В этом году в прокат выйдут четыре новые отечественные ленты: «Племя» Мирослава Слабошпицкого, «F 63.9 Болезнь любви» Дмитрия Томашпольского, «Поводырь» Олеся Санина и «Братья. Последняя исповедь» Виктории Трофименко. Эти фильмы были закончены в 2014-м и 2013-м годах.


Трейлер фильма «Племя»

В 2012 году в украинских кинотеатрах было 19,6 млн. зрителей, из которых — 528 тыс. зрителей приобрели билеты именно на украинские фильмы. Как эта статистика изменилась в 2013 году?

Общее количество прошлогодних зрителей — 20 464 899 человек. Показатель вырос на 7%. Но эта статистика немного не соответствует действительности, ведь трудно подсчитать всех зрителей в кинотеатрах. Часто кинотеатры обманывают дистрибьюторов. Тем более, если речь идет о маленьких дистрибьюторах. Часто отчеты кинотеатров о количестве зрителей очень занижены. Бороться с этим могут только крупные дистрибьюторы. Если кинопрокатчик поймает кинотеатр на факте подтасовки статистики, то в следующий раз просто не даст ему потенциально кассовый блокбастер. И сложится ситуация, что во всех соседних кинотеатрах идут, например, какие-нибудь «Пираты Карибского моря», а в этом кинотеатре — их нет.

Если бы Украина была высокоразвитым кинематографическим государством, сколько бы фильмов у нас снималось, и сколько бы кинотеатров у нас было?

В конце 1980-х еще советская Украина была одной из наиболее развитых кинематографических республик. По количеству киноэкранов мы были одним из лидеров в СССР. А по посещаемости кинотеатров Украина тогда уступала только Индии. При этом киностудия Довженко в те годы снимала в среднем по 25 фильмов в год. А кроме этого еще работали Ялтинская и Одесская киностудии, студия телевизионных фильмов, Укркинохроника, творческое объединение анимационных фильмов на «Киевнаучфильме», а также студия научно-популярного кино.

Страна в состоянии войны, денег в бюджете нет. Будет ли в дальнейшем делаться ставка на привлечение частных инвесторов? Ведь по сегодняшний день основным источником финансирования киноиндустрии остается госбюджет.

Чтобы привлечь частного инвестора, нужно ответить на главный вопрос: может ли украинский фильм вернуть вложенные в него деньги? Сегодня — нет. И в среднесрочной перспективе отечественное кино не станет самоокупаемым. Эти расчеты объективны. В них учитывается количество кинотеатров, отечественный рынок кинопроката, валовый бокс-офис, показатели посещаемости кинозалов, а также покупательная способность населения.

На сегодняшний день в Украине работает 409 киноэкранов. Сколько их должно быть, чтобы малобюджетный фильм ($200-300 тыс.) мог окупиться на территории Украины?

Ну, если речь идет о ленте стоимостью в $200-300 тыс., то достаточно и этого количества киноэкранов. Однако за такие деньги сегодня не снимешь картину индустриальным образом. Это будет фильм, снятый частично на энтузиазме. Если же говорить о кино, работа над которым проплачивается должным образом на всех этапах, то его минимальный бюджет составит $500-800 тыс.

Однако если появится больше киноэкранов — это не значит, что ленты начнут окупаться. Надо понимать, что фильмы — это своего рода стартапы. Вообще киноиндустрия — это некий венчурный бизнес. Вы финансируете десять проектов, из которых в итоге один выстреливает. И никто до конца не знает, какой именно из этой десятки сработает. Нельзя снимать один фильм и думать, что именно он будет успешным: поедет в Канны или соберет большую кассу. Часть из всех профинансированных лент будут плохими, большинство — посредственными и лишь часть — удачными. Ведь без посредственных и хороших не будет.

У отечественного зрителя есть предубеждение по отношению к украинскому кино...

И это касается не только фильмов, но и всех вообще товаров. Если украинскому потребителю приходится выбирать между украинской и импортной одеждой — с большой долей вероятности он остановится на зарубежном бренде. Так складывалось годами. Кино должно преодолеть это предубеждение путем диалога с собственным зрителем. Кино должно быть таким, чтобы его было интересно смотреть. Ведь это, в конце концов, и развлечение. Это не только способ самореализации режиссера, который выливается в фильмы для снобов-интеллектуалов. Это ленты, после просмотра которых заплачет или засмеется простой сельский парень. Развитие отечественного кинематографа исключительно по пути артхауса — это путь в никуда. Это приведет к тому, что в украинских кинотеатрах всегда будут лишь российские и американские ленты. К счастью, у нас сейчас начали снимать прокатные фильмы.

Отечественное кино, по большому счету, еще не имеет опыта нормального проката. А продюсеров, которые пробовали довести фильм до кассового успеха, у нас единицы.

По словам одних из наиболее активных отечественных продюсеров Игоря Савиченко и Владимира Хорунжего, иногда на создание отечественных фильмов дают деньги бизнесмены, которые занимаются ІТ-технологиями, недвижимостью, тяжелой промышленностью и банковским делом. Будут ли в дальнейшем разрабатываться системы льгот для частных инвесторов, которые поддерживают отечественное кино?

Уже существует определенная система льгот. Также есть льготы, которые можно предложить дополнительно. Но если будет введена схема, по которой можно будет отчислять деньги на кино, вместо того, чтобы платить налоги, — все, конечно, начнут активно давать деньги на кино. Однако в украинских условиях это может открыть поле для злоупотреблений и махинаций.

Но есть еще и богатые люди, которых можно убедить просто подарить определенную сумму денег на кино. Например, вы общаетесь с каким-то очень состоятельным человеком — скажем, сидите у него на даче, пьете виски. И если вы ему понравитесь — он у вас может спросить: «Сколько тебе нужно, чтобы ты успокоился, перестал, как сумасшедший, носиться с этой твоей идеей и начал снимать фильм?» А вы отвечаете: «Миллион долларов ...» Он подумает и ответит: «Ну, миллион я тебе не дам, но сто тысяч — держи». И не имеет особого значения, какой у него бизнес. Просто есть определенная категория богатых людей, которых можно убедить дать деньги просто так.

Существует также проект Закона «О сборе на развитие национального кино» — это небольшие отчисления, поступающие от проката, дистрибуции и распространения иностранных фильмов. Зарубежное кино ведь является конкурентом отечественных фильмов. Эта система много лет успешно работает во Франции. Сейчас нечто подобное мы планируем ввести и в Украине.

Во Франции в этот фонд отчисляется 11% от стоимости билетов в кинотеатрах, интернет-услуг, продажи DVD и т. п. Сколько этот процент будет составлять в Украине?

В зависимости от вида отчисления это будет 2-5%.

Сейчас переписывается закон о кинематографии. В его новой редакции будет учтен опыт европейских стран...

Есть сложности, касающиеся не только кинематографической отрасли, но и в целом ведения бизнеса в Украине. У нас эта деятельность затруднена искусственно. Когда европеец видит всё то количество документов, которые необходимо оформить, чтобы сделать несложную операцию, то он просто «выпадает в осадок». Согласно нашему законодательству, мы должны делать кучу абсурдных действий, которые не имеют никакого практического эффекта. Почему, например, банкам делегируются права проверять правовые основания для транзакций? Зачем вообще делегировать банкам такие функции? И таких вещей, к сожалению, очень много.

Ряд отечественных фильмов снимается в копродукции с другими странами. Отразились на этих проектах скачки валютного курса?

Из-за роста курса евро наши продюсеры столкнулись с проблемами, ведь Госкино согласовывает размер финансовой поддержки в гривнах, а копродукционный контракт содержит сумму в евро. Возникает также ряд других проблем. Однако свои обязательства по этим проектам мы хоть и с опозданием, и в гривнах, но выполняем.

В прошлом официально заявлялось о начале налаживания копродукции с Аргентиной, Израилем и Китаем. В каком состоянии кинематографическое сотрудничество с этими странами?

Копродукция налаживается по каждому проекту отдельно. Продюсер самостоятельно ищет возможность снимать фильм в копродукции с определенными странами. В дальнейшем мы планируем наладить копродукцию с Польшей.

В последние годы не снимались украинско-польские фильмы...

Да. Но Польша — наиболее близкая для нас страна. Когда лента снимается в копродукции, то она должна быть нацелена на зрителей со всех стран-участниц сотрудничества. Однако если эти страны сильно отличаются по культурной традиции, по языку и другим показателям, то лента становится космополитичной и теряет индивидуальные черты. Сейчас мы должны использовать кинематограф как средство для объединения нации. Поэтому нам интереснее копродукция со странами, которые нам близки ментально и исторически.

Это, прежде всего, постсоветские страны...

Ну, с постсоветскими — очень трудно. Например, перед интервью я читал новости и наткнулся на доказательства того, что в Украине воевали российские десантники. Мы же не можем разделять для себя: здесь мы воюем с Россией, а здесь — вместе с ними снимаем фильмы. Ведь Фонд Кино, финансирующий ленты наших северных соседей, ничего не делает без идеологического подтекста. Буквально в каждой российской картине скрыт некий намек на идеологию. И, по крайней мере, подсознательно это влияет на ментальность.

Учитывая провозглашенный правительством, президентом и вообще всем Майданом евроинтеграционный курс, мы будем разрабатывать копродукцию, прежде всего, с центральноевропейскими, балканскими и прибалтийскими странами. Возможно, к их числу присоединится и Турция, где сейчас взрыв телевизионной продукции. Сегодня нам нужно найти своих телевизионных партнеров, чтобы кинотеатральные ленты, которые снимаются в Украине, имели и свою телеверсию. Таким образом, мы сможем вытеснять из наших телеканалов не очень уместный российский контент.

В прошлом году выдающийся российский режиссёр Виталий Манский начал снимать свой очередной документальный фильм об Украине. Фонд Кино предоставил для этой ленты часть бюджета. Он начал съемки, затем начался Майдан и дальнейшие события в Украине. После этого Фонд Кино прекратил финансирование. Так что в разгар работы над лентой Манский остался без финансирования. Всем известны проукраинские настроения этого кинематографиста. Поддержит ли Украина его ленту?

У меня есть список из десятков недоведенных до конца украинских проектов. Я сначала буду им помогать. А россиянам пусть помогает Россия.

Будут ли предоставляться преференции отечественным кинематографистам, чьи фильмы получили признание на престижных кинофестивалях?

Решение о том, кого финансировать, принимает экспертная комиссия. Но я лично буду делать все, чтобы могли реализоваться те кинематографисты, которые показали свой высокий уровень. Но я считаю достойным критерием оценки фильма, прежде всего, не количество призов на кинофестивалях, а количество зрителей в кинотеатрах.

Предыдущий глава Госкино Екатерина Копылова начала вводить в Украине зарубежный опыт ведения кинобизнеса. Какие его зарубежные принципы киноиндустрии будут внедряться в Украине в дальнейшем?

Первоочередная заслуга Копыловой — введение открытых конкурсов. Однако главное серьезное изменение Копыловой удалось внедрить благодаря несколько абсурдному стечению обстоятельств. Все хорошо знают, что кто-то из приближенных к Януковичу решил попиариться и увеличить финансирование кино. До этого на кино из бюджета выделялось около 5 млн., а потом сразу — более ста миллионов. Конечно же, за этим сразу последовала взрывная реакция...

Фото с сайта kinomaster.org