Агрессия России против Украины побудила некоторых призвать, чтобы НАТО лучше подготовилось к отражению подобных внезапных атак. «Я полностью согласен», — пишет генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен в The Financial Times.
Вместе страны НАТО намного сильнее, чем поодиночке. «И сегодня, когда мы столкнулись с крупнейшим вызовом с момента окончания холодной войны, я жду, что все союзники станут делать больше для нашей общей безопасности», — пишет генсек, сообщает ЛIГАБiзнесIнформ.
По словам Расмуссена, НАТО пыталось сотрудничать с Москвой. В ответ Россия порвала список правил, разжигала конфликты в Молдове, Грузии и Украине, бросила вызов международному порядку, основанному на правилах.
В ответ на аннексию Крыма НАТО приостановило все практическое сотрудничество с Россией, расширило сотрудничество с Украиной и укрепило свою боеготовность.
На сентябрьском саммите НАТО примет важные решения, чтобы сделать альянс еще более готовым к бою, стремительным и гибким. По словам Расмуссена, будет принят план повышения боеготовности, созвучный свежим рекомендациям оборонного комитета британской Палаты общин. Пересматриваются планы обороны, оценки угроз, договоренности об обмене разведданными и т.п., планируется расширить географию учений и отрабатывать на них больше видов обороны.
НАТО хочет еще более укрепить свои многонациональные силы быстрого реагирования. «Семь союзников во главе с Британией создают совместный экспедиционный корпус», — пишет он. Дания, Германия и Польша повышают готовность многонациональных сил, которые базируются в Щецине. Но нужны ресурсы и сильная политическая воля. По данным Расмуссена, за последние пять лет страны НАТО урезали свои оборонные расходы в среднем на 20%, а Россия увеличила вдвое. «Сейчас, когда наши экономики начинают выздоравливать, мы должны обратить вспять тенденцию к снижению расходов на оборону», — уверен Расмуссен.
«Действия России невозможно игнорировать. На кон поставлен мировой порядок, сложившийся после холодной войны. Необходимость в НАТО велика как никогда. В Уэльсе мы намерены показать, что НАТО настроено серьезно», — заключает генсек НАТО.