Король говорит. Король бензоколонки

В разгар крымского кризиса американский сенатор-республиканец, экс-кандидат в президенты США Джон Маккейн назвал Россию «бензоколонкой, выдающей себя за страну». Выступление Владимира Путина перед дипломатическим корпусом РФ блестяще подтвердило этот тезис.

Фон для выступления российского президента был не лучшим, ведь в Украине возобновилась АТО, которую в Москве предлагали отложить, используя максимальный арсенал дипломатических инструментов. И не только – российские самолеты постоянно осуществляют угрожающие облеты возле российско-украинской границы, в приграничной зоне сосредоточено немало российских военных с тяжелым вооружением. Секретарь СНБО Андрей Парубий признал, что украинские силовики вынуждены не только наносить удары по террористам, но и держать резервы на возможных направлениях вторжения.

Но вернемся к выступлению Путина. Россия в последнее время демонстрирует избыточные внешнеполитические амбиции. Оккупация Крыма и дестабилизация ситуации на востоке Украины, в которой непосредственное участие принимают российские граждане, сопровождается полномасштабной информационной войной против Украины. Похоже, она повлияла и на Путина, повторившего известную мантру о том, что Россия присоединила Крым, поскольку не могла допустить усиления НАТО в черноморском регионе.

Показательно, что в открытой части выступления Владимира Путина перед дипломатами слово «Украина» прозвучала намного чаще, чем «Россия». Властелин Кремля, популярность которого в РФ зашкалила за 85%, по данным «Левада-центра», обеспокоен отсутствием обсуждения проекта Конституции, возобновлением АТО и «целенаправленной работой по уничтожению представителей прессы». Проблема заключается в том, что об этом говорит Владимир Путин, располагающий ручным Федеральным собранием, призывавший «мочить террористов в сортирах» и многократно названный врагом свободной прессы.  Его выступления уже давно словно имеют гриф «для внутрироссийского употребления», и многим гражданам России  они приходятся по душе. Они не обращают внимания на раздвоение сознания своего кумира, который в одной речи ухитряется обещать защищать всех, кто является частью «русского мира», и одновременно поручить МИД разработать предложения о недопущении вмешательства извне во внутриполитические процессы.

Путин уже традиционно обратил внимание на энергетические проблемы в отношениях с Украиной, подчеркнув, что наша страна отказывается выполнять условия газовых соглашений 2009 года. Даже упомянул решение Верховного Суда Украины, оправдавшего Юлию Тимошенко, в качестве доказательства своей правоты, но забыл упомянуть, что тогдашнему премьеру-министру инкриминировалось злоупотребление служебным положением. Напомню, что, по словам Арсения Яценюка, с 2009 года Украина заплатила за «голубое золото» 50 миллиардов долларов, и наша страна намерена доказать факт переплаты.  Российский президент тем временем обещает продвигать «Южный поток», который уже поддержали Венгрия и Австрия – члены ЕС, игнорирующие официальную позицию Евросоюза в отношении этой трубы. В Будапеште и Вене словно забыли, что Россия склонна применять энергетическое оружие без предупреждения.

Самое интересное заключается в том, что Путин фактически не сказал ничего нового, по крайней мере, в открытой части своего выступления. Для лидера государства, претендующего на статус сверхдержавы, подобный прокол выглядит недопустимым. С другой стороны, он означает, что Россия и дальше будет навязывать миру собственное видение ситуации в качестве истины в последней инстанции, продолжит с подчеркнуто отстраненным видом давление на Украину. Российский президент много и охотно противопоставляет себя мировому сообществу, в частности, пользуясь то слабостью нашей страны после бегства Януковича, то несогласованностью действий внутри ЕС. Путин подчеркивает, что не опасается международных санкций. Несмотря на то, что они сегодня выглядят не слишком эффективными, в итоге вполне могут вынести «бензоколонку, притворяющуюся государством», на отшиб мирового развития.