«Валенса», или Почему в Украине нет «Человека надежды»?

Ярчайшим событием минувшего фестиваля «IX Дни Польского кино» стал фильм живого классика европейского кинематографа Анджея Вайды «Валенса. Человек надежды». Жаль, что эта картина пришла к нам лишь сейчас после событий на Евромайдане. Ведь в двух часах её хронометража сказано, пожалуй, больше, чем в сотнях спичей, звучавших за последние четыре месяца со сцены на центральной площади Киева.

Но главное, в картине показан национальный лидер. Лидер, которого так и не вытолкнул на поверхность хаос украинских протестов. Лидер, без которого этот самый хаос не обещает стать упорядоченным.

Сюжет картины разворачивается в Польше с 1970 по 1989 годы. В период, за который Лех Валенса прошёл путь от заводского электрика до национального лидера, а Польша переродилась из подневольной социалистической республики в свободное демократическое государство.
Валенса показывается в фильме, как обычный человек со стандартным набором достоинств и недостатков. Это не гений, спустившийся с небес и поднявший всю страну с колен. И не герой, бросивший вызов тиранам. Это человек, который, несмотря на бытовые трудности и многодетную семью (всего у него восемь детей), находил время для подпольного распространения листовок, митингов и прочей протестной деятельности, потому что не мог молчать, видя несправедливость.

Личная жизнь и публичная активность Валенсы две чаши весов, равновесие между которыми главный герой пытается найти в течение всего фильма. Эпизод, в котором ему рукоплещет многотысячная толпа, соседствует со сценой, в которой его жена Данута закатывает ему скандал.
Столь же контрастно в ленте сочетается комичное и трагичное, сиюминутное и фатальное… Всё это заставляет зрителя пережить во время просмотра самую широкую палитру эмоций.

Сценарий для фильма написал известный драматург Януш Гловацкий. «В мире много несправедливости, и вы должны сделать фильм, в котором рассказывается, как с этой несправедливостью бороться», наставлял писателя сам Валенса, который сегодня разменял уже восьмой десяток. «Я люблю хорошо прожаренную свинину…» со свойственным ему юмором и аллегоричностью лидер Солидарности отказывался читать предварительный вариант сценария этой ленты.

То, насколько точно актёр Роберт Венцкевич сыграл Валенсу, поражает. Единственное, что сильно раздражает в игре этого актёра, это отсутствие «Оскара» за эту ленту. Из всех возможных авторитетных наград он получил лишь приз за лучшую мужскую роль на кинофесте в Чикаго.
По иронии судьбы Венцкевич в один год сыграл Валенсу в этой картине и Гитлера в фильме «ПосольССтво». Совпадения иногда кажутся абсурдными, но, возможно, именно в этом проявляется равновесие мира…

Едва ли не единственный персонаж, которому не веришь супруга протагониста в исполнении Агнешки Гроховской. Смотря на утончённые черты лица актрисы и её хрупкую фигуру, слыша её мягкий голос, не позволяешь себе поверить, что именно этот человек мог годами держать на своих плечах всю многодетную семью, пока муж занимался политикой. Что эта женщина могла поддерживать Леха в те моменты, когда даже у него самого не оставалось надежды. Что она могла держаться при допросах и ждать, пока её муж вернётся (да и вернётся ли?) то из тюрьмы, то с митингов, то с очередного подпольного заседания…


Агнешка Гроховская в роли Дануты Валенсы

С учётом телефильмов и сериалов, за свою карьеру Анджей Вайда снял почти 60 картин. С 1954-го, когда он закончил свой первый полный метр, и до 1996-го года, он выпускал практически по фильму в год. «Валенса…» же был снят после трёхлетнего перерыва. Столь продолжительные паузы между фильмами ранее случались у Вайды лишь два раза. Первый имел место с 1996 по 1999, когда он работал параллельно над тремя фильмами, которые в итоге вышли в один год. Ну, а второй в 2005-м, когда мэтр уже вышел на девятый десяток. Сегодня же ему 88…

Наряду с Вуди Алленом и Мануэлем де Оливейрой Вайда один из плодотворных старцев современного кинематографа. В последних фильмах каждого из них чувствуется усталая рука. Их работы далеки от идеала и не превзойдут их былые шедевры. Но всё же их последние работы обладают каким-то удивительным сочетанием холодной мудрости и жаркой страсти.


Анджей Вайда на съёмках фильма «Валенса. Человек надежды»

Фильмы Анджея Вайды напоминают рентгеновские снимки той или иной эпохи. Обладая просто-таки хирургически точным чутьём правды, он осмеливался ещё в советское время показывать, как она подавлялась чугунной пропагандой социализма.

В 1958-м году Вайда снял легендарный «Пепел и алмаз», в котором показан герой поколения, родившегося в свободной Польше, а после Второй мировой оказавшегося в сталинских путах. Эта картина стала чем-то на подобие гимна, под который выросли будущие лидеры Солидарности во главе с Валенсой.

В 1987-м году Вайда выпускает одноимённую экранизацию «Бесов» Достоевского. На волне Перестройки фильм диагностировал основные болезни общества распадающейся империи.

В 2007-м он снял «Катынь», воссоздав в ленте расстрелы польских офицеров, которые провело НКВД в 1940-м году. После премьеры этой картины один российский дистрибьютор выкупил права на её показ на территории всего СНГ и положил её на полку, заблокировав, таким образом, публичный показ фильма на всей постсоветской территории.

И это лишь отдельный пример того, как гноились язвы общества, вскрываемые фильмами Вайды. 

Фильмом «Валенса. Человек надежды» Вайда завершил трилогию, начатую «Человеком из мрамора» (1976) и продолженную «Человеком из железа» (1981). В центре каждого из этих фильмов люди, которые борются за свободу в тоталитарном обществе.

В ленте 1976-го года студентка киношколы снимает фильм о каменщике-стахановце. В молодости этот рабочий был сверхпопулярным человеком, а потом вдруг пропал и практически никто не знает, что с ним стало. А в центре сюжета «Человека из железа» стоит один из лидеров забастовки на гданськой судоверфи, с которой и началась Солидарность.

Вторая лента была снята по горячим следам. Её премьера состоялась менее чем через год после того, как Солидарность была официально легализована. В результате фильм был отмечен «Золотой пальмовой ветвью». Снять столь сильную картину за столь короткий промежуток времени одно из тех чудес, за которые Вайду уже при жизни канонизировали в Пантеоне кинематографа.

Если очистить первые два фильма трилогии от болезненного политического контекста, то они воспринимаются, как притчи. События, столь хлёстко описанные в них, лишь контекст. Суть же в проницательном взгляде в будущее страны. И пусть Вайда не показал в этих лентах то, что увидел в будущем. Во всяком случае, он указал зрителям, куда именно нужно смотреть. Учитывая, что фильм был снят в условиях тоталитаризма, это уже немало.

«…Человек надежды» рядом с вышеупомянутыми двумя лентами трилогии выглядит скромнее. Это скорее ода, а не притча. Памятник при жизни национальному лидеру. Визуализация воспоминаний, которые обычно льются у стариков густым потоком после фразы «А в наше-то время…» Так что не удивляйтесь, если почувствуете буквально детский интерес во время просмотра этой ленты. Так же, как в детстве, вы слушали рассказы своих дедушек с открытым ртом и блеском в глазах, вы будете смотреть эту ленту.

Посвящать отдельным личностям столь масштабные фильмы (да и любые произведения искусства вообще) при жизни прототипа главного героя опасно. Однако авторы этой картины вышли из положения победителями. Её сюжет деликатно оканчивается перед президентскими выборами в Польше в 1990-м году, на которых Валенса победил.

Таким образом, в фильме чётко разделяется Валенса-легенда и Валенса-политик. Первый был символом эпохи. А второй не более чем одним из знаковых политиков демократической Польши. Первого судить нельзя, так как мир живёт уже по иным правилам. А второго судят, ещё и как.

Это фильм не о том Валенсе, который сегодня критикует гомосексуалистов, призывает судить Путина в Гааге, а на президентских выборах в 2000 году набирает всего 1,4% голосов. Это лента о Валенсе, который больше 30 лет назад подарил людям надежду. «Надежду», которая прочнее «Мрамора» и «Железа»…

P. S. В Украине подобный фильм можно (нужно!) было бы снять, пожалуй, лишь об одном политике Вячеславе Черноволе. Причина того, что подобной картины до сих пор нет, не только в низком развитии отечественной киноиндустрии, отсутствии денег на кино, а также должного уровня мастеров, которые бы могли снять достойное кино. Всё это можно было бы решить, будь у нас главное умение хранить и ценить память о своих героях.

P. P. S. «Валенса. Человек надежды» один из немногих исторических фильмов, которые можно показывать в школах вместо урока истории. Урока, который мы сегодняшние украинцы в виду разных причин не усвоили. Оттого в течение последних месяцев мы вынуждены столь болезненно сдавать экзамен на свободу, демократию и патриотизм.

Мы бы сдали этот экзамен намного быстрее, будь у нас свой сильный лидер сродни Леху Валенсе. Символичным в этом плане оказался сорванный показ этого фильма на центральной площади Киева. Так что лидер у нас не появился ни в «буквальном», ни в «экранном» смысле. 

Этот фильм не будет показываться в кинотеатрах и его не отыскать в Интернете. Но к счастью, его можно будет посмотреть в 18:30 в понедельник (21 апреля) на одном из украинских телеканалов (Первом Национальном). Случай, увы экстраординарный. Ведь отечественное телевидение уже давно стало заповедником безвкусицы.

Так что «Валенса. Человек надежды» будет прорывом не только для сознания зрителей, но и для отечественного TV. Первым лента напомнит о Солидарности, а второму о солидности.