Аннулировав действующую лицензию оператора сети цифрового вещания, государство вынуждено будет потратиться на строительство новой инфраструктуры
Недавно в парламенте был зарегистрирован проект постановления «Об обеспечении информационной безопасности и суверенитета Украины, недопущении ограничений доступа граждан к информации и использовании радиочастотного ресурса Украины в соответствии с требованиями действующего законодательства». Документ предписывает Генпрокуратуре проверить законность выдачи лицензии оператору «цифровой» телесети компании «ЗЕОНБУД», а НКРСИ — проверить, какую площадь реально покрывает сигнал ее передатчиков. Результатом таких проверок может стать аннулирование лицензии «ЗЕОНБУДа», многомиллиардные дополнительные расходы бюджета, 10 млн. человек останутся без телевидения, а 17 общенациональных каналов (из 28 вещающих в сети) и 100 региональных потеряют всю аудиторию, так как у них нет собственных аналоговых сетей.
Новые расходы
Проект постановления Верховной Рады стал продолжением уже описанной ранее в СМИ инициативы Минфина о проведении в мае нового конкурса на право быть оператором цифровой сети. Тогда, напомним, ведомство Александра Шлапака предложило Минэкономики «подготовить предложения о пересмотре решения о выдаче лицензии провайдера программной услуги с использованием национальной сети цифрового телевидения и проведения повторного открытого конкурса».
Не прошло и нескольких дней с момента появления ссылок на этот документ в СМИ, как уже и депутаты заявили о том, что реализация положений проекта постановления №4401 позволит «положительно повлиять на информационный суверенитет государства», не допустить ограничений свободы слова и т. д.
При этом авторы посчитали, что дополнительных затрат из бюджета на внедрение постановления не нужно.
Дело в том, что если инициируемые парламентариями проверки закончатся «успешно», «ЗЕОНБУДу», скорее всего, аннулируют лицензию. При этом построенная в течение последних лет цифровая сеть из 664 передатчиков, покрывающая территорию проживания 95% населения страны, окажется вне законодательной базы. Для государства это означает, что нужно будет возводить альтернативную цифровую инфраструктуру. Поскольку требования международного соглашения «Женева-2006» предполагают, что к июню 2015 года все наши аналоговые телевизионные передатчики должны будут быть выключены.
Когда в 2006 году Украина только присоединялась к «цифровому» договору, планировалось, что сеть будет строить как раз государство. Тогда на эти цели в бюджетных документах было заложено около 4,5 млрд. грн. Однако в течение четырех лет Минтранс, Госкомтелерадио и Нацсовет по телевидению и радиовещанию так и не договорились между собой о том, кто должен быть куратором распределения этих денег.
Поэтому регулятор рынка со сменой власти в 2010 году обратился с предложением реализовать «цифровой проект» каналам. Особого энтузиазма это не вызвало. Поэтому был организован конкурс среди частных компаний, победителем которого стал «ЗЕОНБУД».
В построение сети с нуля компания инвестировала 134 млн. долл. заемных средств, без дотаций и субсидий со стороны государства. Сегодня передатчики ретранслируют в цифровом качестве на всю территорию Украины 28 национальных и более 100 региональных телеканалов (по четыре в каждой области). Аудитория цифрового эфирного сигнала сегодня составляет более 10 млн. человек и ежемесячно прирастает на 250—300 тыс. абонентов. При этом, как правило, это жители сельских районов и районных центров, куда кабельным операторам невыгодно заводить свои сети, а покупка «тарелки» под силу очень ограниченному кругу потребителей. Именно эти граждане всего несколько лет назад, до появления цифрового телевидения на 32 общенациональных телеканалах, могли принимать на свои телевизоры не более двух-трех программ ТВ. Причем технически — не лучшего качества. За все время работы оператор цифровой сети не получал замечаний от госорганов. А ведь именно такие претензии к систематическому нарушению закона только и могут становиться причиной аннулирования лицензий в судебном порядке.
«Сегодня, похоже, есть попытки определенных участников рынка вернуться к схеме строительства сети за государственный счет. Если речь идет снова о вложении в этот проект 4,5 млрд. грн. денег налогоплательщиков, то тогда понятен ажиотаж вокруг таких инициатив парламента и правительства», прокомментировал гендиректор «ЗЕОНБУДа» Виктор Галич.
Скрытые потери
Впрочем, расходами собственно на альтернативную сеть финансирование из бюджета не заканчивается. Эксперты подсчитали, что только обследование территории покрытия цифровым сигналом (на предмет того, насколько соответствует действительности цифра в 95%) обойдется Нацкомиссии в 15 тыс. человеко-часов работы, тонны бензина. Кроме того, нужно будет адаптировать существующие стандарты оценки уровня и качества сигнала. Все это вместе будет стоить не менее 30 млн. грн. Не ахти какие деньги, но на несколько детсадов можно было бы сэкономить.
Также неясной остается судьба 360 млн. грн., потраченных государством на закупку льготных декодеров для малообеспеченной семьи. Таких семей, получивших бесплатно от государства «приставки» Т2 по всей стране сегодня более 700 тыс. С отключением сети «ЗЕОНБУД» эти тюнеры станут никому не нужными. А деньги налогоплательщиков окажутся потраченными впустую. Таким образом, проект постановления, который якобы ничего не значит для бюджета, на самом деле обойдется стране минимум в 5 млрд. грн. На возмещение ущерба «ЗЕОНБУДу» за неиспользуемую сеть. Ведь если виновными в не вполне законной выдаче лицензии (если это выявят проверки) признают чиновников Нацсовета, то убытки должно будет гасить государство.
На такие траты сегодня, в условиях фактически военного времени, Украина явно не готова. В таких условиях 10 миллионов зрителей потеряют возможность смотреть любимый набор бесплатных каналов в хорошем качестве прямо из эфира. При этом как страна, не выполняющая условий международных инфраструктурных договоров и по первому звонку готовая отозвать лицензию у реально действующего предприятия, Украина уже вряд ли будет столь привлекательна для инвестиций, как это было всего 5—10 лет назад.