С 21 по 28 марта в Киеве состоится Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA. За 11 лет своего существования этот фест стал одним из масштабнейших кинособытий Восточной Европы в жанре документалистики. Фильмы, представленные в его рамках, затрагивают самые болезненные проблемы общества как Украины, так и всего мира. Правда, многие из представленных на Docudays UA фильмов по своей тематике выходят далеко за горизонты концепции «про права человека». Так, что зрители, жаждущие просто качественного кино, не останутся разочарованными.
Встретившись накануне фестиваля с его директором Геннадием Кофманом, мы поговорили о том, какие болезни Docudays UA-2014 диагностирует в нашем обществе. Вспомнили пророческий плакат прошлогоднего фестиваля, пересчитали сотни фильмов, которые пришлось посмотреть программным директорам во время подготовки к фесту, а также выделили среди них украинские документалки, которых, к счастью, в этом году не так уж и мало. Ну, и напоследок, обсудили, что нужно делать с украинской киноиндустрией, чтобы в следующем году отечественного документального кино было ещё больше.
В прошлом году символом Docudays UA была шеренга спецназовцев в полной экипировке, которые при ближайшем рассмотрении оказывались не более чем муляжами. Фест проходил в конце марта, а уже в начале зимы эти самые ряды спецназовцев можно было увидеть по всей Украине. Но главное, что и люди начали относиться к силовикам, как к муляжам. Обычные граждане перестали бояться спецназ, и поверили, что им можно противостоять. Учитывая то, какой силой предсказания обладают ваши плакаты, боюсь спрашивать, что будет на вашем постере в этом году…
И креативные и правозащитные качества команды, которая сегодня работает на нашем фестивале, позволяют нащупать болезненные точки в нашем обществе. Это очень талантливые художники. Недаром ведь говорится, что художник обладает даром предвидения. В этом году на плакате фестиваля будет горящее сердце. Таким образом, мы пытаемся отреагировать на наиболее злободневные проблемы общества.
Та же ситуация и с темой Docudays UA. Весной прошлого года вы написали на всех плакатах «Вибір Є», а уже осенью отовсюду звучали девизы и лозунги, созвучные ему по смыслу.
Основной нашей темой в этом году будет «Идеорупция», что означает «Идеология коррупции». Этот термин мы придумали сами. Зачастую именно идеорупция становится корнем бед и проблем, с которыми сталкиваются украинцы. Сегодня обычный гражданин уже не знает, кого бояться больше: бандита или милиционера. Так что пришло время называть вещи своими именами и как-то попытаться разобраться во всём, что происходит.
В последние годы существенно выросла посещаемость фестиваля. С чем это связано?
Сильнее становится программа фильмов, да и о самом фестивале больше узнают. Значительно выросла команда отборщиков нашего фестиваля, которая внимательно «прочёсывает» программы ключевых в мире фестивалей документального кино.
Не совсем корректный вопрос: кто он — зритель кинофестиваля Docudays UA?
Не совсем корректный ответ: это студент Могилянки. Хотя, конечно же, среди наших зрителей появляются самые разные и по возрасту и по интеллектуальному уровню люди. В любом случае, наш зритель — это думающий человек, который ищет ответы на происходящее.
Сколько пришлось пересмотреть фильмов, готовясь к фестивалю?
Нам прислали порядка около 500 фильмов. Когда окончился срок приёма фильмов на рассмотрение нашим фестивалем (30 ноября), оказалось, что мне нужно смотреть по 4-5 фильмов в день. Но к счастью, у нас хорошая команда и мы распределяем ленты между несколькими программными отборщиками. Учитывая же ещё и десяток фестивалей, которые посетили наши отборщики, то в целом мы отсмотрели до 700 фильмов.
Какие украинские фильмы будут представлены на фестивале?
Хорошие… В конкурсной программе будут показаны «Присмерк» Валентина Васяновича и «Позитив» Полины Кельм. Будет и большая внеконкурсная программа, в которой будут показаны «Табор» Александра Балагуры, «Хворісукалюди» и «Амосов. Столетие» Сергея Лысенко.
Кроме того вне конкурса будут показываться и короткометражные украинские фильмы: «Кафе Вояж» Ромы Бондарчука, «Между нами» Кати Горностай и «Мясокомбинат» Петра Армяновского о парламентских выборах на мясокомбинате.
Кроме показов на самом фестивале Docudays UA вы также активно показываете фильмы по всей Украине. В таком формате путешествующего феста по итогам Docudays UA-2012 вы объехали 123 населённых пункта. А сколько вы объехали по итогам Docudays UA-2013?
С марта по декабрь прошлого года мы проехали 231 населённый пункт. В 2013-м году нам всячески «помогали» организовать показы спецслужбы. Во многих регионах (особенно Крым, Восток и Запад) спецслужбы втайне от организаторов просматривали проиграмму фильмов и изобретали способы сорвать показ. Например, перед показами в Харькове СБУшники настойчиво убеждали нас, что мы должны вычеркнуть из программы два фильма: «Революціонер з примусом» и альманах «Поза Євро». Последний пресс-служба Добкина пересматривала трижды, пытаясь найти какую-то гадость, чтобы его запретить. Но, конечно, намного более сильное сопротивление получил наш альманах «Вільний доступ» (документальные фильмы о попытках обычных граждан Украины из разных регионов бороться с коррупцией, бюрократией и несправедливостью — А. Ф.).
Случалось ли хоть раз, чтобы показу «Вільного доступу» не препятствовали?
Его пытались показать много раз в разных регионах Украины. Но каждый раз или бросали дымовую шашку, или начнутся какие-то потасовки, или вдруг объявляли, что кинотеатр заминирован…
Кроме «Вавилона 13», в Украине какие ещё готовятся документальные фильмы о Евромайдане?
Снимается колоссальное количество фильмов о Евромайдане. Уверен, что все фильмы об этом событии, которые появятся в этом году –— будут очень поверхностными и односторонними.
Правда, на Майдане что-то снимали и такие мастера, как Слава Пилунский, Сергей Лозница, Сергей Маслобойщиков… Уверен, что их фильмы не будут сиюминутны. Но для переосмысления произошедшего необходимо время.
Как в Украине с документальным кино? Ведь, документальное кино снимать намного менее затратно, чем игровое (не нужны актёры, не всегда нужны декорации и т. д.) Но при этом игровые фильмы у нас постепенно появляются, а, вот, документальных — как и прежде — единицы…
В документальном кино Украины прервалась преемственность. Есть несколько режиссёров-документалистов, которым за пятьдесят, но они не передают свой опыт молодым. За последние пару лет у нас лишь началась формироваться волна молодых документалистов. Но они ещё не выработали свой почерк. И в этом процессе уже есть первые хорошие результаты. Например, фильм «Хворісукалюди» (реж. Юрий Речинский), который прошёл по многим фестивалям. Но в целом, у нас ещё не появилось поколение режиссёров, которым «есть что сказать». А технически сегодня снять документальный фильм стало предельно просто.
Сколько составил бюджет кинофестиваля?
Немного больше, чем в прошлом году (в 2013-м бюджет феста составил около $300 тыс. — А.Ф.). Это дало возможность пригласить авторов практически всех фильмов, которые будут показываться на фестивале. Так же на этот раз мы продлили фестиваль на один день. Кроме того, с этого года мы начнём открывать медиа-клубы в учебных заведениях по всей Украине, в которых будем показывать документальные фильмы Docudays UA. Специально для этого мы выпустим коллекцию DVD дисков с фильмами нашего феста, а также пособие в котором будут комментарии к ним. Медиа-клубы откроются с нового учебного года.
Ещё новшество — мы открываем онлайн-медиацентр, в котором будет до 40 фильмов с нашего фестиваля за разные годы. Правда, доступ к этим фильмам не будет открытым.
Наша киноиндустрия находится на пороге больших перемен. Что нужно сохранить в системе, выстроенной эксглавой Госкино Екатериной Копыловой, а что — побыстрее отбросить в прошлое?
Человек, который придёт на место Копыловой, должен по своему мастерству в несколько раз её превосходить. Ведь сейчас будут созданы все условия для противодействия развитию кинематографа в Украине. Начиная от экономических причин и оканчивая сегодняшней политической ситуацией.
Обязательно нужно сохранить систему питчингов, которые ввела Копылова. Это очень открытая и прозрачная система распределения средств на кино.
Согласно программе развития кинематографа в Украине, которую разработала Копылова, у нас должна была сформироваться киноиндустрия через пять лет. Начала действовать эта программа в 2011 году. Согласно ей, госфинансирвоание кинематографа ежегодно должно было увеличиваться. Однако объём финансирования из года в год уменьшался. Продолжать развивать украинское кино по этому плану сегодня вряд ли возможно.
На данном этапе очень важно навести порядок в украинском кинематографическом законодательстве, чтобы иностранные и отечественные кинематографисты говорили на одном языке. Чтобы мы без проблем могли снимать за рубежом, а они — у нас. Но для этого нужно полностью переписать законы. Особенно те законы, которые касаются ведения бухгалтерии, — они устарели лет на 70.
Ещё один очень важный момент — создать фонд финансирования кино, который бы наполнялся как из госбюджета, так и — главное — небольшими отчислениями от дохода кинотеатров, телевидения и других сфер, связанных с кинематографом. По такой системе уже много лет работает киноиндустрия во Франции. Но на данном этапе в Украине ни телевидение, ни кинотеатры не хотят выделять часть от своего дохода в такой Фонд. Так что сейчас во всём СНГ деньги на кино выделяет преимущественно государство. А значит, авторы фильма в большей или меньшей мере зависят от позиции государства. Финансирование из Госбюджета существует только в странах с тоталитарным режимом.
Но при Копыловой режиссёрам всё же позволяли снимать фильмы, в которых откровенно критиковалась наша страна. Фонд должен заниматься финансированием, а Госкино — в большей степени законодательством.