Русско-интеллигентский «одобрямс» политики Кремля, или За нашу русскую культуру!

Итак, в ответ на старый добрый, поставленный еще Максимом Горьким вопрос «с кем вы, мастера культуры?» российская творческая интеллигенция в едином порыве возопила: «Jawohl mein Führer!» Сей вопль нашел отражение в коллективной подписи примерно четырех сотен российских деятелей культуры под состряпанным кремлевской пропагандой письмом с претенциозным названием «Деятели культуры России — в поддержку позиции президента по Украине и Крыму».

До воплей «Heil Putler!», слава Богу, дело пока не дошло, но чего-то подобного вскоре ожидать можно, если учитывать ультра-патриотический, по сути, нацистский психоз и массовое единение вокруг фюрера в России.

Впрочем, порыв подписантов был не столь уж единым. Очень многие деятели культуры, известные люди, целые коллективы журналистов России открыто и категорично высказались против безумной авантюры Путина. Да и массовое единение вокруг Вождя в России – пока еще далеко не массовое…


И это обнадеживает! Обнадеживает, в том числе, людей настоящей, не нацистской, уникальной и, вместе с тем, в лучшем смысле космополитичной, в терминах Николая Бердяева, всечеловечной русской культуры, к которым продолжает относить себя и автор этих строк, даже несмотря на империалистический идиотизм режима, правящего сейчас в России.

Несколько неизвестных авторов одного знаменитого выражения

Старый афоризм гласит, что русский демократ оканчивается на украинском вопросе. В Украине эту крылатую фразу принято приписывать Владимиру Винниченко, академику Владимиру Вернадскому, Лесе Украинке, Симону Петлюре, Николаю Бердяеву, Александру Герцену, Исааку Бабелю и еще кому-то. В российской традиции это изречение приписывают Владимиру Ульянову-Ленину, Адаму Мицкевичу (?), все тем же Винниченко и Вернадскому, «кому-то из великих», «русским классикам», «мудрому русскому народу» вообще. Кстати, гениального украинского ученого Вернадского в России упорно называют «русским»

В интернете на сей счет гуляет много версий. Весьма вероятным является авторство Герцена, который был одним из немногих русских интеллектуалов, кто ещё в середине ХІХ века заявил, что Украина должна сама решать: остаться в составе России, объединиться с Польшей или стать независимой. Из-за этого у Герцена резко обострились отношения с рядом представителей русской тоталитарной революционности и польской революционной эмиграции, в частности, со Станиславом Ворцелем и его окружением.

Авторство Бердяева, честно говоря, представляется сомнительным, хотя нечто подобное он сказать вполне мог бы. Глубоко символично, причем в отрицательном смысле этого символизма, то, что агрессия Москвы против Украины разгорелась именно в годовщину этого гениального мыслителя, которому 6 марта 2014 года исполнилось бы 140 лет. Следует отметить, что Бердяев хоть считается русским философом и именно так себя идентифицировал, но родился и учился в Киеве, а также имел сложнейшую татарско-французско-польско-литовско-украинскую генеалогию, в которой не было ни капли «исконно русского». Бердяев резко отделял русский космизм, космомолитизм и всечеловечность от такой мерзости, как кондово-черносотенный русский шовинизм и нацизм, очередной припадок которого нынче имеет место в виде агрессии против Украины. А потому Бердяев вполне мог быть автором приведенного выше афоризма, хотя, скорее всего, им не был.

Авторство Ленина, кстати, тоже вполне возможно. До прихода к власти большевики отличались изрядным демократизмом взглядов в национальном вопросе и яростно выступали «за права угнетенных наций и народностей». После прихода к власти большевики попытались было уничтожить национальные движения физически, но вскоре Ленин быстро понял, что крайне недооценил вопрос национальной идентичности, который, наряду с классовым, является мощнейшим, часто совершенно независимым революционным фактором. Поэтому вождь мирового пролетариата в начале 1920-х годов пошел навстречу национальным движениям, точнее решил использовать их в своих целях, объявив курс партии на коренизацию в национальных окраинах, что в Украине получило название украинизации. Что характерно, у последователей Ленина, тем более, у путинского режима нет и сотой доли интеллекта и интуиции, которыми обладал вождь мирового пролетариата. Именно это стало одной из главнейших причин развала Советского Союза. А нынешний антиукраинский шабаш в Москве и окрестностях как нельзя ярко это показывает.

Мы, нижеподписавшиеся, в едином порыве одобряем!..

Если судить по тексту, то российская творческая интеллигенция поддерживает «поистине благородные» свершения мудрого правителя Путина.

В обращении, состряпанном, по некоторым данным, в недрах российского Министерства культуры, в частности, говорится: «В дни, когда решается судьба Крыма и наших соотечественников, деятели культуры России не могут быть равнодушными наблюдателями с холодным сердцем. Наша общая история и общие корни, наша культура и ее духовные истоки, наши фундаментальные ценности и язык объединили нас навсегда. Мы хотим, чтобы общность наших народов и наших культур имела прочное будущее. Вот почему мы твердо заявляем о поддержке позиции Президента Российской Федерации по Украине и Крыму».

Характерная деталь. В документе ни слова не говорится о том, какую именно «позицию» Путина поддерживают российские культуртрегеры. В письме вообще нет ни слова об оккупации российскими войсками территории другого государства, которое в России принято пафосно называть «братским».

Список подписантов слишком длинный, чтобы его здесь привести. На момент написания этого материала в него уже входило почти 400 деятелей культуры, включая «Бурановских бабушек», представляющих в путинской России «одну культуртрегеро-подписывающую единицу». Вся беда в том, что среди подписантов наличествует много по-настоящему знаменитых деятелей культуры, кумиров многих поколений (пост)советских людей, например, Табаков, Хазанов, Баталов, Гергиев, Говорухин, Стадлер, Соломин…

Что особо возмущает, так это наличие в этом перечне большого количества этнических украинцев и выходцев из Украины – Башмет, Бортко, Бондарчук, Лановой, Лещенко, Розум, Спиваков. Помнится, в подобных случаях товарищ Ленин язвительно высказывался в том смысле, что инородцы часто пересаливают по части шовинизма!

Правда, есть информация, что некоторых деятелей вынудили подписать эту «маляву», а иные и вовсе узнали, что они ее подписали из СМИ, иными словами, подписали за них.

Но самым, пардон за грубость, паскудным является даже не сам факт подписания подобного «одобрямса» столь большим количеством российских деятелей культуры. Ведь это был, по сути, ответ российских культуртрегеров на обращение их украинских коллег с просьбой поддержать Украину и оказать влияние на правящую верхушку России. Это был ответ на просьбу о помощи, но «помощь» оказалась совершенно противоположной!

Другая Россия

Как гром среди ясного неба прозвучало эмоциональное заявление известной российской актрисы Лии Ахеджаковой: «Пусть оскорбляют, пусть кидают в меня камни, но я лично Украину не предам!». В интервью Радио «Свобода» Ахеджакова подчеркнула: даже если ее будут жестоко оскорблять и унижать, она не перестанет поддерживать целостность и независимость Украины, но порой она боится обсуждать украинский кризис с друзьями, чтобы не поссориться и не «остаться врагами на всю жизнь». Причиной, очевидно, является нацистский психоз в России, распространяющийся и на творческих людей.

«Люди очень яростно воспринимают и ту, и другую сторону. Нас Севастополь расколол. Мы, актеры, – для нас это как бы одно пространство – Украина и Россия, Крым. И я там провела столько спектаклей, и во Львове была, и отдыхала в Трускавце, и в Севастополе была. Я сейчас, конечно, не буду предаваться воспоминаниям, но я много была там и в перестройку, и до того, и потом. Я родилась в Украине, правда, до года, даже меньше, жила там. Но все равно Украина – это такая же моя Родина, как Россия! И для большинства актеров в той же степени и та дорога земля, и эта», – считает Ахеджакова. Актриса с тревогой заявила, что Россия опять скатилась во мрак тоталитаризма: «Наступили времена, когда надо помалкивать, когда опять на сценах театров появились тексты, камуфлирующие оппозиционные смыслы, снова метафоры и иносказания, встречающие и аплодисменты в зале, и демонстративный уход из зала трусов».

Именно громкий демарш Ахеджаковой позволил общественности узнать, что в России есть и другие творческие деятели, которые выступают против путинской агрессии в Украину. Более того, они намерены в ближайшее время провести специальный конгресс в поддержку Украины, для чего в современной России необходимо личное мужество.

Через «Новую газету» они обратились к общественности со следующим заявлением: «Наша страна оказалась ввергнутой в опаснейшую авантюру. Под лозунгом «Защитим русских в Крыму, а также всех украинцев от новой нелегитимной фашистской власти в Украине!» уже произошла фактическая аннексия Крыма. Грубо нарушено международное право, разрушены принципы европейской безопасности и стабильности. Россия стремительно скатывается к новой «холодной войне» с Западом, тяжелейшие последствия которой невозможно предсказать… Во всех российских СМИ льются безудержные потоки лжи и дезинформации, а также развернута оглушительная пропагандистская кампания против всех, кто пытается поставить под сомнение правомерность действий властей, указать на их пагубные последствия для страны, для народа… Все несогласные огульно шельмуются, называются «пятой колонной» и «фашистами». А несогласных немало. Достаточно почитать неподцензурные СМИ или многочисленные суждения в социальных сетях, чтобы увидеть, что политологи, экономисты, люди, профессионально занимающиеся внешней политикой, да и просто люди, сколько-нибудь наделенные общественной чуткостью, предупреждают, что на Россию надвигается настоящая катастрофа – экономическая, политическая, гуманитарная».

Эти люди достойны того, чтобы назвать их поименно. Тем более, что их, к сожалению, пока намного меньше, чем тех, кто выражает истеричный «одобрямс» путинской агрессии против Украины. Вот эти имена: Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Армен Джигарханян, Эльдар Рязанов, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Сергей Юрский, Андрей Макаревич, Валентин Гафт, Андрей Мягков, Михаил Жванецкий, Сергей Гармаш, Марк Захаров, Елена Яковлева, Галина Волчек, Андрей Кончаловский, Владимир Гостюхин, Федор Добронравов, Леонид Броневой, Александра Яковлева, Александр Балуев, Юрий Стоянов, Станислав Садальский, Александр Розенбаум, Даниил Гранин, Марат Башаров, Сергей Маковецкий, Дмитрий Харатьян, Михаил Кокшенов, Эманнуил Виторган, Леонид Куравлев, Наталья Фатеева, Борис Акунин.

Не обошлось без курьезов. Ходят слухи, что, выражая свое отношение в кремлевской агрессии в Украине, известный артист, этакий enfant terrible (ужасный ребенок) актерского цеха Станислав Садальский в присущей ему манере продемонстрировал крайне неприличный жест с использованием имитатора одного, мягко говоря, крайне неприличного органа.

Но, как говорится, не деятелями культуры едиными. В борьбу с путинским режимом вступили журналисты ряда изданий. Это говорит о том, что не все работники российских СМИ готовы участвовать в нацистском антиукраинском шабаше Путина.

13 марта 2014 года скоропостижно скончалось издание «Коммерсантъ-Украина», бывшее украинской «дочкой» российского «Коммерсанта». Причиной стал отказ киевского филиала ставить материал, спущенный из Москвы. Сайт «Коммерсантъ-Украина» был заблокирован, чтобы украинская редакция не смогла выступить с заявлением. Правда, несмотря на московские корни, это было украинское издание…

Но бунт вспыхнул и в редакции влиятельного российского интернет-ресурса «Lenta.ru». После публикации интервью с представителями «Правого сектора» государственные органы России обвинили издание в разжигании национальной розни. Собственник сайта сменил главного редактора, после чего 80 членов коллектива заявили о цензуре и управляемости со стороны Кремля. Разразился скандал. О ситуации в российских СМИ ярко свидетельствует следующий фрагмент заявления журналистов: «Увольнение независимого главного редактора и назначение управляемого, в том числе напрямую из кремлевских кабинетов, человека — это уже нарушение закона о СМИ, говорящего о недопустимости цензуры. За последние пару лет пространство свободной журналистики в России драматически уменьшилось. Одни издания напрямую управляются из Кремля, другие — через кураторов, третьи — редакторами, которые боятся потерять работу. Некоторые СМИ закрылись, иные закроются в ближайшие месяцы. Беда не в том, что нам негде работать. Беда в том, что вам, кажется, больше нечего читать».

По последним данным, практически весь трудовой коллектив издания «Lenta.ru» уволится в знак протеста против цензуры и зажима свободы слова.

Вот что с людьми телевизор делает!

Чтобы понять, что же движет сотнями деятелей российской культуры, в припадке шовинистического психоза поддержавшими московскую агрессию в Украине, следует уяснить, что происходит в России.

По последнему опросу авторитетной российской негосударственной исследовательской организации «Левада-Центр», 58% россиян в той или иной степени поддерживают введение российских войск, причем не только на территорию Крыма, но и в другие регионы Украины. При этом 43% респондентов убеждены, что «русским в Украине реально угрожают националисты и бандиты и только российские войска могут защитить их от угрозы насилия», а 79% согласны с тем, что после проведения референдума в Крыму России следует принять его в состав РФ.

В начале марта 2014 года поддержка действий Путина среди населения России достигла 72-74%, и в этом состоит, пожалуй, самая главная опасность, о чем далее.

В пресс-релизе «Левада-центра» столь высокая поддержка позиции Кремля среди населения эксперты объясняется последствиями агрессивной информационной кампании: «Двухнедельная, беспрецедентная за все постсоветское время, кампания пропаганды и дезинформации дала мощный эффект и массовое одобрение политики Путина в отношении Украины. Все альтернативные, отличающие от официоза или независимые источники информации и интерпретации событий были полностью отключены».

Самое забавное, что при этом 70% опрошенных признаются в том, что не разбираются в сути процессов, происходящих в Украине, но большинство в количестве 63% считает, что «федеральные российские СМИ в целом или по большей части объективно освещают события, происходящие в Украине или в Крыму». Это как в старом советском афоризме: книгу имярек не читал, но, как каждый советский человек, прошу оградить меня от ее тлетворного влияния!

Обыкновенный русский фашизм

Но это не смешно. Это ярчайшее доказательство фашизации российского общества! Заметим, фашизации именно общества, а не только его правящей верхушки, что опаснее всего. Какую бы чушь не плела кремлевская пропаганда о «фашиствующих бЭндеровцах», в Украине, даже при всех наших ужасающих социальных проблемах, наш массовый обыватель, по сравнению с российским, оказался намного более здоровым в морально-психологическом плане. Попытка фашизации украинского общества привела к безвременной кончине режима.

Думается, что уважаемые эксперты «Левада-центра» слишком преувеличивают влияние телевизора, которое в России уже прозвали «путинвизором». Тем более что есть интернет, дающий альтернативные путинской пропаганде точки зрения.

Вообще, проблема не только и не столько в пропаганде, сколько в психологической предрасположенности массового российского обывателя к фашизации общества. Парадокс, что это подтверждается истеричной готовностью не только правящей верхушки России, но и значительной части российского общества «бороться с фашизмом» в соседней Украине, процессы в которой массовый российский обыватель, как сказано выше, даже толком не понимает. Сбывается предсказание Уинстона Черчилля о том, что наступит время, когда фашизм будет рядиться в антифашизм.

Есть достаточные основания утверждать, что в России имеет место фашизм в нацистской интерпретации. Широко распространено мнение о том, что солидаристский фашизм в стиле Муссолини чем-то очень сильно отличается от нацизма или национал-социализма в духе Гитлера, причем оба эти явления имеют, прежде всего, социально-экономическую природу. Обстоятельная дискуссия на эту тему займет слишком много места и времени, поэтому очень кратко отметим следующее.

В основе фашизма и нацизма лежат сходные социально-психологические причины, которые неразрывно связаны с экономическими. В терминах Эриха Фромма, фашизм и нацизм представляют собой различные рационализации одних и тех же глубинных иррациональных импульсов, движущих массами. И вообще, этимология слова «фашизм» категорически не соответствует его реальному социальному смыслу, и жонглирование этим словом очень часто свидетельствует о непонимании сути.

Считается, что фашизм – это диктатура узкой клики во главе с вождём, которая удерживают власть путём террора, что проистекает из первичного смысла слова «фашизм»: «fascio» – пучок, секта. Но настоящий фашизм – это не секта, а масса. Пассивная масса, которая ментально не способна решать социальные вопросы рационально и ищет, кто это сделает за неё. Приспособленческая масса, которая в своей пустоте ищет подчинения кому-либо – это авторитарный мазохизм и конформизм по Фромму. Агрессивная масса, которая в никчемности своей стремится кого-либо себе подчинить (авторитарный садизм) или уничтожить (деструктивность). Эта масса порождает тоталитарную секту или социальный институт во главе с фюрером, дуче, каудильо, «вождём всех времён и народов», «великим кормчим», генералом Пиночетом и вот теперь еще и Путиным. Фигуры вождей рационализуют иррациональные страсти толпы в символах патриотизма, священного долга, классового сознания, в извращённых идеалах коммунизма (сталинизм), «щирого национализма» или фашиствующего шовинизма, наблюдаемого нынче в России.

Обратимся к современной российской версии фашизма, под влияние которого попали и сотни «мастеров культуры», подписавшихся в поддержку агрессии Путина против Украины. В русском фашизме главным является не кучка «фашизоидных патриотов» и/или вождь, а наличие осознанного и/или неосознанного спроса на фашизм со стороны массы, обладающей авторитарно-приспособленческим социальным характером с опаснейшими проявлениями часто немотивированной, иррациональной деструктивности, которая направлена на самое себя и окружающий мир (Эрих Фромм). Насколько можно понять на расстоянии, российское общество обрело явные черты «агрессивного», возможно, даже «деструктивного» социума. Подробно эта система взглядов изложена в хрестоматийных книгах Фромма «Бегство от свободы» и «Анатомия человеческой деструктивности», и автор этих строк лишь транспонировал идеи мыслителя на нынешнюю российскую действительность.

Отметим лишь, что массовый обыватель в России не только и не столько оболванен кремлевской пропагандой, сколько хочет быть оболваненным или, как минимум, имеет в массе сильнейшую бессознательную предрасположенность к этому.

Наша русская культура

Итак, на вопрос пролетарского писателя Максима Горького «с кем вы, мастера культуры?» сотни культуртрегеров России ответили, что они приняли сторону имперского шовинизма и стремительно нарастающей фашизации и нацификации своей страны. Тот факт, что определенная часть известных, даже знаменитых деятелей культуры соседней страны высказалась резко против путинской агрессии, к сожалению, лишь усугубляет общую мрачную картину. Ведь на стороне кремлевского черносотенного мракобесия оказались не менее известные и знаменитые актеры, музыканты, писатели…

Возникает один такой «маленький» вопрос: а что, собственно, делать с русской культурой? Что будет с русским языком и культурой в Украине? Не произойдет ли под влиянием московской агрессии вполне возможный и где-то даже, к сожалению, оправданный отказ от этих непреходящих ценностей, тем более что оголтелых хуторян-патриотов, ратующих за отказ от всего русского, в Украине всегда хватало?

Прежде всего, следует однозначно отмежевать московский фашизоидный империализм от коспомолитичной в лучшем смысле этого слова, всечеловечной русской культуры и русской словесности. Именно поэтому можно говорить по-русски, ощущать себя человеком русской культуры, но даже близко не быть русским по национальности. Именно поэтому, что бы не творил Кремль, с нами должна остаться настоящая русская культура – культура Достоевского, Толстого, Чайковского, Бердяева, Ефремова, Стругацких…

Опыт личного общения автора этих строк с русскоязычными и, если там можно выразиться, русскокультурными, прибывшими из России, привел в выводу, что очень многие из них вообще не понимают глубинный смысл русской культуры. Не хотелось бы делать огульных заявлений, но иногда складывается впечатление, что здесь, в Украине, эту глубинную суть кое-кто понимает лучше иных этнических русских, весьма, заметим, образованных или, как минимум, окультуренных внешне.

И в этом нет ничего неожиданного! Ведь русская словесность формировалась, в том числе, и в Украине и выходцами из нее. Точно так же, значительная часть русской культуры создавалась в Украине и/или выходцами из нее. Поэтому верхом хуторянской глупости являются попытки отказаться от всего русского. Украина не меньше, чем Россия, имеет права на русскую словесность, русскую культуру, научно-технические достижения советского периода. Украина должна, даже обязана не просто предъявить права на настоящие цивилизационные достижения так называемого русского мира, но и сделать их своей неотъемлемой частью.

И тогда в Украине, наряду с собственно Украиной, появится еще одна Россия. Это будет та самая «другая Россия»…