Сегодня много говорится о том, что внешний фактор должен стать определяющим в решении сложного политического кризиса в Автономной республике Крым. Ведь понятно, что собственных сил у официального Киева пока недостаточно, особенно учитывая то, что Украина находится в острой фазе перехода от жесткого централизованного, коррупционного режима управления экономическими процессами к более либеральному его формату.
В этой связи вспоминается Турция — страна, которая является не просто стратегическим партнером Украины и близким соседом, но и государством, неравнодушным к судьбе своих соотечественников — крымских татар. По разным оценкам, сегодня в Крыму проживает около 250 тысяч татар (12% от общего количества населения Крыма). Крымские татары начали возвращаться на свою историческую родину в начале 90-х годов, после принятия Киевом стратегического решения вернуть коренной крымский народ, депортированный с полуострова по приказу Иосифа Сталина, на его историческую родину.
В условиях российского блицкрига в Крыму многие заговорили о том, что Украина в этом противостоянии может полностью рассчитывать на крымских татар, а также на Турцию, которая якобы ни за что не бросит своих соплеменников в беде. В надежной поддержке крымских татар единства и неделимости страны Киев уже убедился. А как обстоят дела с Турцией? Аналитики группы глобальной разведки Geostrategy задались вопросом о том, действительно ли готова Турция играть на поле Украины, вступив в борьбу против аннексии Крыма Российской Федерацией.
Публичное заявление, сделанное 7 марта 2014 года премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом по результатам его разговора с российским президентом Владимиром Путиным, насторожило аналитиков Geostrategy. Во время беседы с российским лидером Эрдоган заявил о том, что «Россия должна защищать права крымских татар так, как она это делает с правами русского большинства и правами других меньшинств, проживающих в Крыму».
Слетевший с уст турецкого премьера тезис о том, что именно Россия, а не Украина, должна защищать крымских татар, является очень странным и может свидетельствовать о существенном изменении реального расклада сил и влияний в регионе Черного моря.
Конечно, возможна ошибка при языковом переводе заявления Эрдогана. Но если это не досадная оплошность переводчика, то слова турецкого премьера означают, что Турция уже видит Крым в качестве нового субъекта Российской Федерации. Поэтому и просит Москву обеспечить права крымских татар, проживающих в Крыму. А это фактически означает разворот Турции в российскую сторону.
Высказывание Эрдогана подтолкнуло группу Geostrategy к задействованию собственных возможностей поиска информации о состоянии дел в российско-турецких отношениях. И мы получили довольно сенсационную информацию. Экспертам группы стало известно о том, что на столе у правительства Турции находится пакет российских предложений о возможном присоединении этой страны к Таможенному союзу или, как минимум, о создании зоны свободной торговли со странами-членами Таможенного союза. Получается, что Россия еще в 2013 году провела сепаратные переговоры с Турцией и предложила Анкаре сделать крен в сторону Таможенного союза.
По-видимому, Турции за более чем 40 лет надоело стоять у двери Европейского Союза и проситься впустить ее туда в качестве полноправного члена. Этим умело воспользовалась Москва, которая открыла перед Анкарой привлекательную перспективу для усиления торговых отношений с Таможенным союзом. Для бурно развивающейся турецкой экономики получение торговых преференций на рынках России, Белоруссии и Казахстана означает прямое усиление позиций на постсоветском пространстве, доступ к российским энергоносителям, усиление своих позиций в переговорах с США и Россией в решении сирийской проблемы, а также возможность влиять на разрешение Нагорно-Карабахского конфликта.
Получается, что Турция действительно рассматривает вариант сдачи Крыма под российский протекторат в обмен на очень конкретные преференции на рынках стран-членов Таможенного союза?
Этот вопрос следует изучить более глубоко.
Пришло время для проведения срочных украинско-турецких политических консультаций на тему кризиса в Крыму, а также возможных путей его преодоления. Ведь снижение напряженности на полуострове должно осуществятся в интересах двух столиц — Киева и Анкары. Турция как опытный геополитический игрок может иметь на столе разные предложения Москвы — начиная от проектов в области энергетики, помощи в урегулировании сирийской проблемы и заканчивая сотрудничеством в военно-технической сфере. Однако Анкара понимает, что связывать себя с режимом Путина, который стремительно переходит в роль изгоя в цивилизованном мире, довольно опасно. Вряд ли в стратегической перспективе 10-15 лет Россия останется в таких же границах, как сегодня. Поэтому Турция может сначала подыграть России в желании удовлетворить амбициозные региональные проекты (например, связанные с Крымом), однако реализует это лишь для того, чтобы впоследствии ослабить режим Путина, сделав его нелегитимным и уязвимым. А потом в условиях вакуума в Черноморском регионе выступит своеобразным миротворцем, найдя решение Крымской проблемы, которое устроит и Киев, и Анкару.
Интересно, что 3 декабря 2013 года, в самый разгар внутреннего кризиса в Украине, уже бывший президент Виктор Янукович подписал указ №665/2013, которым ввел безвизовый режим для граждан Турции. Этот указ предусматривает въезд граждан Турции на территорию Украины без визы, если срок пребывания в Украине не превышает более чем на 60 дней на притяжении полугода.
С одной точки зрения, это означает, что турецкие граждане могут без проблем въехать в Крым с целью оказания посильной помощи своим братьям — крымским татарам. И это хорошо для центральной украинской власти, которая продолжает рассчитывать на Анкару в урегулировании Крымской проблемы.
А с другой, — может указывать на то, что Янукович в бытность президента, следуя четким инструкциям из Кремля, готовился к втягиванию Украины в Таможенный союз, к которому, как планировалось, должна была присоединиться и Турция.
Если в ближайшее время Украина подпишет Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом (Турция подписала подобное соглашение с ЕС более 40 лет назад), Анкара может отказаться от российского предложения создать зону свободной торговли с Таможенным союзом или даже от вступления в это неустойчивое образование. Ведь намного интересней сначала втянуть Россию в конфликт, и ослабить ее позиции в Черноморском регионе (пообещав вступление в Таможенный союз), а потом выйти на сцену мудрым победителем и новым региональным лидером.
Украине следует немедленно приступить к переговорам с Турцией по вопросам урегулирования ситуации в Крыму, предложив провести трехсторонние переговоры с Россией при участии Турции.
При этом необходимо понимать, что после проведения 16 марта референдума в Крыму могут быть реализованы два сценария:
• Крым после референдума становится «серой зоной» и болевой точкой для Киева, на которую Россия рассчитывает давить постоянно, не давая возможности проводить в стране полноценные внутренние реформы. Ведь успех Украины, которая станет ассоциированным членом Евросоюза, в разы ускорит процесс распада режима Путина (этого, очевидно, он и боится больше всего). В случае реализации концепции «серой зоны» потери для Путина будут небольшими: к его словам и просьбам после игры мускулами будут больше присушиваться на Западе. Будут больше бояться, но при этом он не утратит легитимность;
• Крым после референдума становится субъектом Российской Федерации (это одобряет Госдума), с которой, как следствие, сотрудничество на международной арене сводиться к минимуму. Возможно, таким образом кто-то подталкивает наступление заката эры Путина, которого постепенно начнут «хоронить» на Западе и в России. Крымская авантюра, в которую он сегодня играет, станет началом его конца.
Для Украины необходимо более глубокое понимание глобальных и региональных процессов. Ведь именно с понимания рождаются продуманные действия. Также нужно с любых двух вариантов получить для себя главное:
- помощь, в том числе финансовую, от Запада на проведение и реализацию реформ;
- подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом;
- возобновление переговоров о вступлении в НАТО;
- наведение на своих границах качественного контроля;
- создание эффективных вооруженных сил;
- получение от Запада новых видов вооружений.
Одним словом, использовать момент для того, чтобы стать наконец нормальным европейским государством, граждане которого будут чувствовать себя в комфорте и безопасности.