Эволюция Майдана: от Русланы до Яроша

Если кто забыл, то Майдан поначалу был нарочито мирным. На сцене заправляла Руслана и какой-то ее помощник, специализирующийся на том, как правильно махать руками под веселенькую музычку. И вот, 21 февраля на том же месте появился лидер «Правого сектора» Дмитро Ярош в окружении суровых соратников. За три месяца произошла эволюция, в результате которой лидером Майдана стал руководитель боевого авангарда революции. Его слушали с куда большим вниманием и пониманием, чем лидеров парламентской оппозиции. Митингующие стали повстанцами!

И сам Майдан, и его эволюция — заслуга президента и его соратников. Основная проблема Януковича в неумении вовремя и адекватно реагировать, действовать на опережение. Думаю, никто не сомневается: если бы после 30 ноября президент отправил правительство в отставку и заменил бы совсем уж неадекватных и одиозных министров на более-менее вменяемых, то он бы перехватил инициативу у в общем-то соглашательски настроенной оппозиции и, тем более, дезактуализировал бы радикалов.

Вместо этого Янукович последовательно накручивал протестующих, а на уступки шел со значительным опозданием, когда они уже теряли смысл. В итоге политические предпосылки для преодоления кризиса просто не были созданы.  Как не было и предпосылок для силового решения проблемы. Отягощенная бизнес-интересами власть просто не может позволить себе воевать с восставшим народом.

18 февраля, когда «Беркут» и внутренние войска, преследуя отступающих (или даже бегущих) повстанцев, захватили опорные пункты и прорвали основные баррикады — ситуация была на грани. Думаю, тогда силовики могли бы зачистить Майдан относительно малой кровью. Но что дальше? Ведь люди бы не разошлись! В такой ситуации, чтобы удержать Майдан, силовики вынуждены были бы сами там засесть, огородившись баррикадами…

А Майдан тем временем очень быстро регенерировался и перешел в наступление…

Вообще, последние события очень напоминают Февральскую революцию 1917-го в Петрограде. Когда в столице Российской империи волнения переросли в восстание, то министр внутренних дел поначалу уверял царя, что ситуация вот-вот нормализуется. И только председатель Госдумы Михаил Родзянко (кстати, наш человек — «днепропетровский») настоятельно рекомендовал монарху «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство». Николай II послушал главу МВД, а Думу пригрозил распустить… И уже через неделю он под давлением военных отрекся от престола, а через полтора года — был убит со всей семьей.

Наверное, в окружении Януковича достаточно «решал», но не хватает тех, кто поговорил бы с ним об уроках истории. Впрочем, этот случай поучителен не только для все еще главы государства, а для всех нас. Ведь из-за ошибок политиков после Февраля был Октябрь. Поэтому важно, чтобы после победы Майдана (думаю, что в победу Януковича уже мало кто верит) его эволюция продолжалась. И на смену повстанцам (и, может быть, даже из их среды) пришли бы политики, которые не ставили бы своей главной целью обогащение, а искренне хотели бы решить давно уже назревшие проблемы страны.