Труп «Золотого медведя» Берлинале нашли в китайском угле

16 февраля завершился 64-й Берлинский кинофестиваль. Из восьми медведей, главных наград киносмотра, которых раздали на церемонии закрытия, три отправилось в Китай и ещё один — в Японию. Свидетельствует ли это о том, что в Европе начинается новая мода на восточное кино? Или, как это часто случается, всему причиной стала конъюнктура, и кинематографисты «Старого света» решили поближе «подружиться» с растущей как на дрожжах киноиндустрией Поднебесной?

В целом Берлинале-2014 прошёл если не успешно, то стабильно. Пересмотревшие все конкурсные программы кинокритики, как и в прошлые годы, роптали на весьма посредственную подборку фильмов. Как обычно, главные награды достались не тем лентам, которые ходили в фаворитах. Как всегда, безукоризненной была организация фестиваля. На посещаемости 64-го Берлинале не сказалось даже то, что внимание большей части СМИ в это время было приковано к Олимпиаде в Сочи. В этом году было продано рекордные 330 тыс. билетов на фест.

«Золотой» и «Серебряный» медведи за лучший фильм и лучшую мужскую роль соответственно получила китайская картина «Чёрный угорь, тонкий лёд». 

Действие этого нуара разворачивается в небольшом городке на Севере Китая. В груде угля находят расчленённый труп. В ходе расследования этого убийства детектив Чжанг получает ранения и прекращает поиски преступника. Однако со временем эта история повторяется, и полицейский вновь берётся за дело.

Исполнитель главной роли в этой ленте Ляо Фан был отмечен как лучший актёр. Отечественный зритель мог встретить его в экшене «Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак», где Фан на пару с Джеки Чаном воровал таинственные артефакты.

В карьере режиссёра этой ленты Йинана Дяо это уже второй фильм, который побеждает на кинофестивале класса «А». В 2007-м его картина «Ye che» победила на Варшавском киносмотре. Таким достижением могут похвастаться избранные режиссёры. Правда, ни «Чёрный угорь, тонкий лёд», ни вышеупомянутый «Ye che» к категории «шедевр» критики не относят.

«Представить, что это кино претендовало на золото, было невозможно… Это, безусловно, крепкая работа, но она не настолько выдающаяся, как пресловутое «Отрочество», — сказали профессиональные российские кинокритики.

Новым творением Ричарда Линклейтера «Отрочество» восхищались не только наши северные соседи. Победу этой картине пророчили многие. Некоторые же и вовсе провозгласили после её просмотра: «Берлинале-2014 – фестиваль одного этого фильма. Бессмысленно смотреть другие ленты из конкурса».

Но, как оказалось, у жюри было иное мнение на этот счёт. И вместо «Золотого медведя» этой картине судьи выписали всего лишь приз «за лучшую режиссуру». Такую же награду Линклейтер получил в далёком 1995-м году, когда привёз в Берлин свою ленту «Перед рассветом».

Кроме того, что в обоих упомянутых лентах снимался Итан Хоук (талисман Линклейтера), эти картины объединяет ещё и авторский способ создания фильма.

Период съёмок «Отрочества» в совокупности составил всего 39 дней. Правда, длились съемки в течение целых 12-ти лет. Вместо того чтобы пригласить разных по возрасту актёров и снять фильм за год-полтора, Линклейтер нашёл одного шестилетнего мальчика и наблюдал за его жизнью до тех пор, пока ему не исполнилось 18. При этом картина не документальная, а игровая.

Обладая уникальной кинематографической дальнозоркостью, Линклейтер сумел органично вплести в вымышленный сюжет подлинные обстоятельства жизни мальчика, который исполнил главную роль.


Главный герой фильма «Отрочество»

«Отрочество» создавалось с такой же протяжностью во времени, как и его романтическая трилогия, заложенная лентой «Перед рассветом». Актёры, исполнившие главные роли в последней, взрослели и становились более зрелыми вместе с героями этой трилогии. Соответственно, их личный жизненный опыт становился неотъемлемой частью фильма.

Вторую по значимости награду Берлинале — «Гран-при» — несколько неожиданно получила лента печального сказочника Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт». В СНГ премьера этой ленты состоится в середине марта.

То ли комедийный, то ли драматичный, то ли эксцентричный сюжет этой картины (критикам так и не удалось окончательно определить её жанр) разворачивается в период между Первой и Второй Мировыми войнами.

Главный герой — легендарный консьерж заводит дружбу с юной сотрудницей, которая становится его протеже. Затем он ввязывается в разборки вокруг украденной картины эпохи Возрождения. После этого погрязает в грязных интригах. И всё эти события разворачиваются на фоне тектонических сдвигов истории первой половины ХХ века.

Этот фильм принёс Уэсу Андерсону первую действительно авторитетную награду кинофестиваля класса «А». При этом почти всего его полнометражные ленты с 2001 года попадали в конкурсные программы трёх престижнейших кинофестов Европы: Канн, Берлина или Венеции. Правда, до Берлинале-2014 его фильмы смотрелись на этих кинофорумах, как детский уголок в музее современного искусства. Поэтому жюри и относилось к ним с неким снисхождением, и призов не давало. Одному лишь «Поезду на Дарджилинг» (2007) перепал «Малый Золотой лев» Венеции.

Однако победа Андерсона в Берлине свидетельствует не столько о том, что он вышел на новый художественный уровень, сколько о том, что среди претендентов на берлинских медведей было мало действительно сильных картин.

Лучшей актрисой определили японскую актрису Хару Куроки, которая сыграла в сентиментальной мелодраме Ёдзи Ямады «Маленький дом».

В отличие от вышеупомянутых Канн и Венеции — главных конкурентов Берлинале — немецкий кинофест в последние годы раздаёт награды «за лучшую роль» малоизвестным актёрам. Таким образом, как бы зажигая на небосклоне европейского киномира новые звёзды.

Например, в прошлом году «Серебрянный медведь» за лучшую женскую роль получила малоизвестная чилийская актриса Паулина Гарсиа (фильм «Глория»). А годом ранее — девочка из Конго Рашель Мванза («Ведьма войны»), о существовании которой до Берлинале-2012 знали, пожалуй, лишь её соседи. В 2011-м эта награда ушла к иранской актрисе Лейле Хатами («Развод Надера и Симин»).

Единственный «Серебрянный медведь», оставшийся после фестиваля в Германии, достался фильму Дитриха Брюггеманна «Крестный путь». Ленту отметили за лучший сценарий.

Эта религиозная драма рассказывает о четырнадцатилетней Марии. В школе она старается не отличаться от своих сверстников, и ведёт себя, как обычный подросток. А дома строго соблюдает учения Священнического братства Пия ХІІ. Все мысли и поступки свои Мария преподносит на суд Божий. Поэтому девушка находится в постоянном страхе. Когда в её сердце разгорается чувство к однокласснику — она оказывается между двух огней. Как сохранить любовь, если она поклялась в верности одному лишь Богу?

Специального медведя «за выдающиеся художественные достижения» получил оператор китайского фильма «Массаж вслепую» Цзянь Цзэн. Оценить его мастерство можно уже хотя бы по этому отрывку из ленты, в которой гармонично сочетается поэтичность и натуралистичность, а также излишки эстетизма и лаконизм реализма.

Третьего «Серебряного медведя» за свою творческую карьеру получил на этом фестивале 91-о летний француз Ален Рене. На этот раз в конкурсной программе показывалась его лента «Любить, петь и пить». Учитывая возраст фильммейкера, тот факт, что приз ему достался «за открытие новых перспектив», по меньшей мере, удивляет.

При этом награду не назовёшь случайной. Ведь этой ленте достался также и приз Международной федерации кинокритиков (FIPRESCI), отмечающей фильмы, в которых «сказано новое слово в кинематографе».

Но, несмотря на престижные призы, в фильме «Любить, петь и пить» нельзя не заметить множественные самоповторы режиссёра. Как и в предыдущей его картине «Вы ещё ничего не видели» (2012), здесь сюжет разворачивается на фоне репетиции спектакля. Да и главная коллизия здесь, как и в предыдущей его работе, расцветает в тени смерти, нависающей над одним из главных героев. «Кто есть человек — марионетка в руках смерти?» — словно в очередной раз пережёвывает эту мысль Ален Рене.

Ещё один след в истории кино Берлинале-2014 оставил, вручив почётного «Золотого медведя» живому классику британского кино Кену Лоучу. Вместе с этим в летописи кинематографа появился десятый режиссёр, в коллекции которого есть все три главные награды трёх главных кинофестивалей Европы: Канн, Берлина и Венеции. «Золотой пальмой» Лоуч был отмечен в 2006-м за картину «Ветер, который колышет вереск». Ну, а «Золотого льва» он получил в 1994-м за вклад в искусство.

Собрать такой фестивальный «хет-трик» удавалось Роману Полански, Ингмару Бергману, Билли Уайлдеру, Анджею Вайде, братьям Тавиани, Франческо Рози, Анри-Жоржу Клузо, Микеланджело Антониони и Роберту Олтмену.

При этом лишь последние три получили все эти награды именно за фильмы, а не «за вклад в искусство» и не «за персональные достижения», что уже не столь престижно.

В целом конкурсные программы феста в этом году были, по словам многих критиков, «откровенно слабыми». Однако украинское кино не смогло пробиться даже в них. Что заставляет задуматься.

Пусть восточноевропейские фильмы получили половину главных наград отчасти из-за того, что европейский киномир сейчас пытается выстроить мостики с киноиндустрией Поднебесной. Последняя ведь из года в год становится влиятельнее и авторитетнее. Пусть Алена Рене отметили скорее за его творчество в целом, чем конкретно за последний фильм. Но при этом в конкурсе были и фильмы, попавшие на фест лишь благодаря своим художественным качествам.

Ни украинская киноиндустрия, ни отечественные режиссёры не пользуются столь высоким авторитетом, чтобы ими заинтересовался Берлинский кинофест. Но разве за последние три года активного возрождения отечественной киноиндустрии у нас не появилось ни одного действительного талантливого фильма?

Многие, кто следят за возрождением украинской киноиндустрии, подтвердят, что талантливые авторские фильмы в нашей стране снимались. Вопрос лишь в том, насколько они интересны европейской кинообщественности. По итогам Берлинале-2014 можно сказать, что не интересны.