Когда Министерство аграрной политики заявило, что захват митингующими здания министерства может вызвать проблемы с проведением весенних полевых работ, это выглядело довольно забавно. Ведь сейчас не колхозный строй, отдельно взятый фермер сам может решить, что ему сеять, и сеять ли вообще, невзирая на то, кто хозяйничает в министерстве и существует ли оно как таковое вообще.
На самом деле в отрасли налицо совсем другая проблема. И, хотя здание министерства одни протестующие освободили от других довольно быстро, эта проблема осталась. Именно она на самом деле может сильно повлиять на ход весенних полевых работ. Ведь для этих работ аграрию как минимум нужны земля, семена для посева, трактор, топливо для него и удобрения. Все это, как очень хорошо известно хлеборобам, стоит денег, которые нужно иметь. А вот с этим в отечественном аграрном секторе еще с осени не сложилось.
Как известно, последний урожай стал для украинских хлеборобов сущим наказанием: из-за ценовой ситуации на мировых рынках закупочные цены на зерно упали до уровня рентабельности, а то и ниже (по кукурузе — до минус семи процентов). Добавим, что на рентабельность повлияли и неблагоприятные погодные факторы — например, из-за постоянных дождей потребовались лишние расходы на сушку зерна. А при нынешних ценах на энергоносители это удовольствие довольно дорогое...
Теперь вице-президент Ассоциации частных фермеров и земледельцев Николай Стрижак заявляет: аграрии, прежде всего — мелкие, прогорели на прошлогоднем урожае и в весну входят без денег. Одолжить им денег на приемлемых условиях не у кого, а страхование аграрных рисков — тоже удовольствие не из дешевых, и экономить хлеборобы предпочитают в первую очередь именно на нем: дескать, Бог даст, пронесет. Осенью
В результате озимыми, по официальным данным, было засеяно на 400 тыс. га меньше, чем в прошлом аграрном сезоне (неофициально утверждают, что еще меньше). Мало того: те, кто из последних сил взялся сеять озимые, прогорели еще и на этом. Еще недавно прогнозы погоды утешали — угрозы посевам нет, более 50% в хорошем состоянии. Но последние аномальные перепады температур поставили эти прогнозы под сомнение. Ведь морозы еще могут быть, а особенно губительна для озимых «ледяная корка» — когда снег сначала подтаивает, а потом талая вода вновь подмерзает. Пробить эту корку ростки озимых не могут.
Потому уже сейчас можно утверждать: многие посевы из-за невероятных погодных катаклизмов этой зимы придется пересевать, а где взять деньги еще и на это? Крупным агрохолдингам, по словам упомянутого г-на Стрижака, легче выбить государственную поддержку на свою «бедность», а что делать средним и мелким производителям? Обратиться за кредитами? Но, как утверждает президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, 90% сельхозпроизводителей не удовлетворяют условия займов.
Естественно — если банк дает более 20% по депозитам, то под какой процент он должен давать кредиты? Мало того, не все могут предоставить обеспечение под кредит: давать в залог землю нельзя по многим причинам, если же еще техника и хозяйственные постройки старые и ценности не представляют — тогда все, труба!
Правда, по словам президента Ассоциации украинских банков Александра Сугоняко, банки все же готовы рискнуть — если государство подстрахует их риски. Опыт такой деятельности уже есть начиная с 2000 года: финансирование из бюджета уменьшения ставок по кредитам для аграриев дало хороший эффект, на каждую бюджетную гривну, выделенную на эти цели, — 10 гривен прироста кредитования. Но сейчас, когда бюджет светит дырами со всех сторон, даже если какая-то поддержка и будет обещана, то, вероятнее всего, окажется «липовой».
При этом стоит заметить: сейчас даже если какие-то аграрии и берут кредиты, то, как правило, — краткосрочные: одолжил на сев, продал урожай — и поскорей возвращать. В то же время заместитель председателя Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Верховной Рады, народный депутат Украины Степан Кубив считает, что сейчас стоит задача модернизации отрасли, а на это нужны кредиты долгосрочные, лет на пять, если не больше. Пока же аграрная отрасль, как и вся экономика Украины, вынуждена заниматься латанием текущих дыр, не помышляя о развитии.
К этому всему, хотя чиновники бодро рапортуют о высокой обеспеченности аграриев ресурсами, Украинская аграрная конфедерация сообщает о дефиците минеральных удобрений, прежде всего — аммиачной селитры. Если для успешных весенних полевых работ необходимо около 900 тыс. т удобрений, сейчас в наличии меньше половины — по оценкам президента УАК Леонида Козаченко, около 400 тыс. тонн.
Стоит заметить, что сейчас в Украине осталось лишь одно предприятие, производящее этот ценный химикат (по каким причинам лишь одно — тема отдельного разговора), и его продукции на всех не хватает, а вносить минеральные удобрения нужно уже со следующей недели. А на импортную (прежде всего — российскую) продукцию действует ввозная пошлина, будто аграриям сейчас других бед мало! Ко всем призывам отменить эту пошлину, хотя бы временно, правительство осталось глухо: бюджет — любой ценой!
Дефицит удобрений привел к их подорожанию — только за январь на 25%. Правда, Аграрный фонд обещает поставлять удобрения по льготным ценам — но лишь тем аграриям, которые заключат с ним форвардные контракты на поставку зерна по фиксированным ценам. По каким именно ценам — пока неизвестно, поскольку Аграрный фонд реально еще на рынок не выходил. А для всех остальных цена удобрений добавит
Кроме того, для тех сельхозпроизводителей, которые обрабатывают арендованную землю, — «радостная» новость. Как сообщил председатель Государственного агентства земельных ресурсов Украины Сергей Тимченко, средняя стоимость аренды земли в Украине в 2013 г. выросла на 10% — до 616,5 грн/га.
И еще — хотя в правительстве обещали снизить затраты на логистику зерна, но реально ничего для этого не сделали: в Украине эти затраты достигают 500 — 600 гривен за тонну, в развитых странах — минимум вдвое меньше. Впрочем, на отмену этих грабительских поборов особой надежды и не было, ведь занимаются этим прежде всего государственные структуры, а для них как уже было сказано, бюджет — любой ценой!
Кстати, о бюджете: в относительно благополучном 2012 году дотации из бюджета составляли 1,32% валовой добавленной стоимости аграрной отрасли. Для сравнения, у главных конкурентов Украины на рынке зерна: в России 13,47%, в США — 7,12%, в ЕС — 19,04%. Получается, бюджетной политикой власть способствует победе конкурентов над отечественными производителями? Как говорится, с такими друзьями никаких врагов не надо...
И последняя надежда — иностранные инвесторы. Только теперь, как отмечают аналитики, и они уже не те, что раньше, не долгосрочные стратегические инвесторы с фундаментальными инвестициями, а шустрые ребята, которые, точно, как наши, рассчитывают быстро «срубить бабло» и смыться, пока их не настиг очередной наш экономический, политический или еще какой-нибудь кризис...
Потому в ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» предполагают, что многие аграрии сократят площади посевов, будут экономить на качестве семян, технологических операциях, минеральных удобрениях, вообще — на чем только можно, что неминуемо отразится на качестве урожая. Так что, когда в Министерстве аграрной политики предвещают увеличение посевов под зерновые на 1,6% (до 16,5 млн. га), трудно представить, на чем основываются такие прогнозы. Да и на высокий урожай надеяться вряд ли стоит: хотя министерство и полагает, что урожай зерновых и зернобобовых в Украине в 2014 г. может составить 62,1 млн. тонн, лишь на 1,4% меньше рекордного урожая 2013 г. Но верится с трудом...