Киев в ретрофильмах. Часть 3 (Майдан Незалежності)

Если бы речь шла о фильмах, снятых на центральной площади западно- или центрально-европейского государства (Париж, Вена, Прага и т. д.), то эта статья рисковала бы затянуться на несколько десятков страниц. Ведь таких кинокартин — сотни. В случае же с Киевом всё намного печальнее. Количество игровых полнометражных фильмов, в которых можно внятно рассмотреть его центральную площадь, не достигает и пятнадцати.

О том, как за последние сто лет изменилась улица Владимирская и ее окрестности, читайте и смотрите в первой части.

О том, как за последние сто лет изменились «Олимпийский», «Динамо» и окрестности, читайте и смотрите во второй части.

Первым её появлением в полнометражном кино можно условно считать 1929 год, когда на экраны вышла лента «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова. Правда, этот кадр длится в фильме буквально пару секунд, да и ракурс выбран далеко не лучшим образом. Так что саму площадь детально не рассмотришь даже на стоп-кадре.

Так что первое полноценное появление центральной площади города в игровом полнометражном кино произошло в комедии «Штепсель женит Тарапуньку» (1957). Когда снимался этот фильм, площадь ещё носила имя председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина. На тот момент ещё не было Дома профсоюзов, фонтанов, и площадь устилали широкие клумбы с цветами.

Именно тогда — в 1957 году — завершилось строительство здания Главпочтамта.

«Штепсель женит Тарапуньку» — одна из семи комедий о приключениях знаменитых в своё время киевских комиков Юрия Тимошенко (Тарапунька) и Ефима Березина (Штепсель). Это своего рода Юрий Стоянов и Илья Олейников 50-х годов. Все приключения Тарапуньки и Штепселя отличал простецкий советский юмор, глазурно-наивные сюжеты и безобидное подшучивание над пороками своего времени. В данном случае фильм рассказывает о регулировщике, который, несмотря на свой немалый возраст и внушительный жизненный опыт (он прошёл войну), страдает абсолютно подростковой робостью.

С другого ракурса на площадь тех лет можно взглянуть в ленте «Годы молодые» (1959).

Эта музыкальная комедия рассказывает о девушке Наташе, которая мечтает поступить в театральное училище. Однажды она знакомится с талантливым парнем Лесем. Вместе они и пытаются пробиться в училище.

Несмотря на свою кондовость, лента выдержала испытание временем отчасти благодаря замечательной «Песне про рушник», написанной Платоном Майбородой на слова Андрея Малышко.

Другую сторону площади Калинина тех лет запечатлел фильм «Меж высоких хлебов» (1970).

Фильм рассказывает о том, как колхозный конюх Павло приезжает к сыну в Киев. Эту поездку ему назначают в качестве «исправительных работ», так как в родном селе он снискал славу алкоголика. Постоянные могорычи за подработки и «халтуры» привели к тому, что Павло очень часто прикладывался к бутылке. Несмотря на то, что городская жизнь пришлась ему не по душе, да и особого лечения от алкоголизма не было — в село он возвращается другим человеком.

Эта комедийная лента была снята накануне антиалкогольной кампании 1972 года, к которой и была приурочена её премьера.

В 1960-м году на экраны вышел фильм «Прощайте голуби», который практически полностью снимался в окрестностях Крещатика. Лента рассказывает об обычном городском парне Генке, который разводит голубей. Фильм рассказывает о естественных для молодого человека переживаниях: первая любовь, дружба и предательство, выбор жизненного пути... Ну, а голуби в ленте становятся своего рода олицетворением самой молодости — такая же она ветреная, свободная и романтичная, как эти птицы.

В одном фрагменте этого фильма мелькает трёхэтажное здание, стоявшее на месте Дома профсоюзов.

Построено оно было в 1851 году и располагалось в нём Дворянское собрание. С 1917 года помещения здания были отведены под военную комендатуру, типографию, а также сдавались в аренду. Это один из немногих домов, уцелевших в годы Второй Мировой, когда практически весь Крещатик был разрушен.

В конце 1950-х появились первые результаты реконструкции площади: выросло здание Главпочтамта, а также два дома близнеца на пересечении ул. Софийской и пер. Шевченко, а также ул. Гринченко и пер. Шевченко. В связи с этим площадь стала перекошенной — напротив Главпочтамта оставались невысокие довоенные здания, которые никак не вязались с новой архитектурой сталинского ампира.

Гармонизировать площадь решили лишь в 70-е. В 1975 году снесли здание бывшего Дворянского собрания и заложили на его месте Дом профсоюзов. В этом эпизоде фильма 1977 года «Весь мир в глазах твоих» видно, что последний ещё обставлен лесами.

Строительство Дома профсоюзов длилось долгих пять лет. Так что даже во время празднования шестидесятилетия Октября в 1977 году был готов лишь фасад здания, окна которого были задрапированы. Сегодняшний Майдан в тот год переименовали в площадь Октябрьской Революции, памятник которой был установлен перед гостиницей «Москва» (сегодня — «Украина»).

Лента «Весь мир в глазах твоих» рассказывает о нежном чувстве, возникшем у 18-ти летнего Виктора к девушке-инвалиду Вере.
Цельный вид площадь приобрела лишь в начале 1980-х годов. Кроме зданий, выполненных в одном архитектурном стиле, на ней появился ансамбль фонтанов, а также были перепроектированы клумбы. Её реконструкцией руководил главный архитектор Киева Игорь Иванов. За столь удачный проект он был награжден Государственной премией СССР.

Вид Майдана 90-х можно увидеть в начале фильма «Распад» (1990), о котором мы рассказали в первой части кинематографического путешествия по Киеву.

В титрах к фильму «Дикая любовь» (1993) показывается широкая панорама площади, которая снималась с гостиницы «Москва».

Фильм рассказывает о романе школьников Максиме и Маше. Он — из обеспеченной и несколько чванливой семьи. Она — из детдома. По окончании школы они планируют пожениться. Однако в классе Максима неожиданно появляется американка Сьюзен, которая заставляет парня забыть о Маше. И единственным выходом из этого любовного треугольника становится выстрел из револьвера.

С 1991 года площадь была переименована в честь обретённой в том году Независимости. В 1992 году был демонтирован монумент Октябрськой революции. А в 2001 на его месте была установлена колонна с символом независимости Украины. Это уже четвёртый монумент на этом месте. Кроме двух вышеупомянутых, здесь по очереди стояли памятники Пётру Столыпину и Карлу Марксу. Пока что ни один из этих четырёх монументов не стоял дольше 14 лет.

В 2001 году Майдан пережил ещё одну капитальную реконструкцию, в результате которой на нём появилось несколько новых памятников, стеклянные конструкции и подземный торговый центр.

Сегодняшний его вид можно увидеть в мелодраме «Оранжевое небо» (2006).

Сюжет картины рассказывает о романе представителя «золотой молодёжи» Марка и студентки Иванны. Он — обеспеченный и циничный. Она — идейна и патриотична. Набирающая обороты «Оранжевая революция» таких людей расставляла по разные стороны баррикад. Однако Марка и Иванну, наоборот, — сблизила.

Что ж, спустя несколько лет в этом списке игровых полнометражных фильмов, снятых на центральной площади Киева, возможно, появится и лента о «Евромайдане». Но, чует моё сердце, этот возможный фильм будет не лучше и не хуже пресно-сладкой агитки «Оранжевое небо».

Кроме того, киевскую площадь Независимости можно увидеть в таких полнометражных игровых фильмах, как «Киевлянка» (1958), «Мы двое мужчин» (1962), «Нет неизвестных солдат» (1965), «Мёбиус» (2013) и «Киевский торт» (2014).


Трейлер «Киевского торта»