Плохому танцору Майдан мешает

Весь нынешний год правительство пребывало в глубоком раздумье: где взять виновных за очередные и всё углубляющиеся провалы в экономике? Ссылки на «папередникив» уже не годились, слишком много времени прошло… Фантазия совсем уж было иссякала, когда на помощь пришел Евромайдан. Вот оно, вот кто должен ответить за все, даже за то, что случилось без его участия и намного раньше!

И наш всенародно любимый премьер-министр не замедлил воспользоваться случаем: заявил, что «любая дестабилизация политической ситуации влияет, прежде всего, на наши экономические показатели, в том числе и на валютный курс. Потеря курсовой устойчивости, валютной стабильности  не только повышение расходов наших производителей, но и повышение расходов бюджета: нам больше нужно будет платить по внешним обязательствам».

Заметим, подобное заявление — верх политической безответственности. Если премьер-министр страны открыто заявляет об угрозе курсовой стабильности, валютный рынок, восприимчивый к угрозам, непременно отреагирует падением. И началось изъятие вкладов из банков, массовая скупка валюты… Глупость это или сознательный расчет на дестабилизацию обстановки в стране? Теперь НБУ вновь придется расплачиваться за чужие грехи, тратить еще часть золотовалютного резерва…

Впрочем, заявление премьера — не только безответственность, но и неприкрытая ложь. На самом деле народные протесты и колебания курса национальной валюты — это вовсе не причина и следствие, а разные стороны одного и того же явления, имя которому — некомпетентность и отсутствие четкой экономической политики правительства и, по этой причине, развал национальной экономики. Не говоря уже о все усиливающемся криминально-коррупционном факторе.

Если уж на это обратили внимание народные депутаты от правящей партии, которые до самого недавнего времени дружно демонстрировали полный «одобрямс», — значит,  дело действительно плохо. Ведь большинство регионалов, вопреки установившемуся мнению, — не политические коррупционеры и лидеры организованных преступных группировок, а предприниматели, производящие реальную продукцию.

Вот они-то и страдают от развала народного хозяйства, от падения покупательной способности населения, которая всегда лежит в основе эффективно работающей экономики. И они же лучше всех знают, что это падение, вопреки заявлениям премьера, началось не одновременно с Майданом, а намного раньше. Вдобавок, реально работающих предпринимателей, независимо от партийной принадлежности, «достала» повальная коррупция, отсутствие правосудия и поборы со стороны «смотрящих» – их же однопартийцев. Один из участников недавнего совещания правительства с депутатами от Партии регионов озвучил это открытым текстом как главную причину Майдана.

Еще одна попытка свалить с больной головы на здоровую — заявления о том, что Майдан мешает погасить долги по социальным выплатам. Ведь о проблеме социальных выплат мы писали задолго до начала протестов. А тогда-то кто был виноват?

Ясно, что сейчас протесты — только «отмазка», повод пересмотреть график погашения задолженностей по соцвыплатам с прицелом на туманное будущее. Ведь еще на начало ноября, когда никакими майданами в Украине и не пахло, остатки средств на Едином казначейском счете составляли 0,4 миллиарда гривен — самый низкий уровень с 2003 года! Окончательные цифры дефицита бюджета уходящего года мы пока точно не знаем, но все эксперты сходятся в одном — они будут намного больше запланированных. Опять Майдан виноват?

Впрочем, как выяснилось, несмотря ни на какие майданы, на некоторые цели деньги непонятным образом находятся. Нашлось, например, 240 миллионов на дополнительное финансирование судей и «силовиков» — дабы им веселее было бить протестующих против такой политики, а потом их же за это и судить!

Ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что неслучившееся подписание соглашения об ассоциации с ЕС было лишь запалом к общественному взрыву, к массовым народным выступлениям, последней каплей, переполнившей чашу терпения миллионов граждан, а главная причина — все те же экономические провалы, произвол и безнаказанность властей и полное отсутствие надежд на лучшее будущее. Между прочим, деньги на «доппаек» для силовиков наскребли именно из социальных статей, в частности, — из средств, предназначенных для компенсации населению потерь от обесценения денежных сбережений.

Кстати, не лишне поинтересоваться, из каких источников финансируется антимайдан. Конечно, часть скучающих в Мариинском парке — свезенные сюда работники бюджетных предприятий, которым ничего не платят, кроме зарплаты по месту работы. То есть, их присутствие оплачивают добропорядочные налогоплательщики. И после этого нас еще агитируют добросовестно уплачивать налоги?

А есть еще антисоциальные элементы — явные алкоголики, бомжи, «титушки». Поскольку они зарплату не получают, значит, им платят из других источников… А есть еще расходы на транспорт, на еду, обогрев, концертную аппаратуру, наконец, на тех, кто развлекает сторонников власти концертами. И расходы эти — немалые. Например, «золотой» (по размерам гонораров) оперный певец Владимир Гришко не был допущен во Львов из-за его политических убеждений, однако эти убеждения не помешали ему отхватить за выступление на антимайдане солидный гонорар. Размеры его не разглашаются, но по слухам — не менее 100 тысяч! Сам Гришко считает, что это еще не такая большая цена за такую звезду, как он… Так откуда взялись деньги на все эти расходы, если, по самым грубым прикидкам, счет тут идет уже на миллионы?

И, наконец, нет никаких сведений о том, что народные протесты помешали работе хотя бы одного предприятия, выпускающего реальную продукцию. Наоборот, многих вынудила выйти на протесты именно безработица. Мало того, — по мнению экспертов, снабжение протестующих продовольствием, медикаментами, топливом, одеждой, агитационными материалами и прочим снаряжением стимулирует оптовую и розничную торговлю этими товарами. Хоть какое-то оживление в экономике, пусть и на местном уровне.... хотя правительство тут почти ни при чем.

Не будем утверждать, что в правительстве — все сплошь дураки и профаны, есть и специалисты, но они там в явном меньшинстве и столь же явно не играют никакой заметной роли. Мало того — идет целенаправленный процесс удаления из исполнительной власти всех хоть сколько-нибудь заметных своим профессионализмом фигур и замена их скромными и безголосыми исполнителями. Вот, например, кто скажет, как зовут нынешнего министра экономики? Почему он не присутствовал на том достопамятном заседании правительства, на котором был дан «задний ход» евроинтеграции? И почему он с тех пор не сказал по этому поводу ни единого слова? Ведь, если верить нашему премьер-министру, причины столь резкого разворота страны на 180 градусов — чисто экономические, и никакой политики тут нет… Может, и экономики тоже?