Майдан уйдет в народ

Майдан-2013 еще не завершился, и неизвестно, когда и чем закончится. Явление самоорганизации общества потребует реализации в привычных схемах взаимодействия политиков и граждан, которые за счет прилива нового качества кардинально изменятся.

Убежден, что в 2014 году у нас родятся несколько партий, связанных с Майданом. Дело не только в призывах Юрия Луценко, других политиков и гражданских активистов. Вопрос совсем в другом: Украина готова к изменениям, и существует ряд предпосылок, чтобы активисты Майдана сменили политическую элиту ненасильственным путем. Во-первых, лидеры оппозиционных политических сил продемонстрировали неготовность выходить за тактический уровень принятия решений. Располагая серьезной поддержкой десятков и сотен тысяч людей, официальные оппозиционеры не смогли предложить им качественную программу действий, изменений в стране, за которые стоит бороться.

Во-вторых, свою неадекватность сложившейся политической ситуации со всей наглядностью продемонстрировала Партия регионов, практически монополизировавшая власть в стране. Ее руководство и  официальные спикеры предпочитают по возможности игнорировать факт глубочайшего политического кризиса в стране. Ничего странного, ведь сотни тысяч людей на улицах столицы в условиях «региональной» монополии на власть — опасный сигнал для этой политической силы. Она не спешит рассыпаться, но центробежные тенденции внутри партии, напоминающей акционерное общество, постепенно становятся все более заметными. И хозяева Партии регионов, если они способны просчитывать ситуацию, уже будут искать новые варианты капиталовложений в части развития политики.

Гражданское общество, в самых разнообразных проявлениях показавшее себя на столичном Майдане,  вполне может проторить себе дорогу в народ. Напомню, что членами политических партий в Украине является около 5% граждан, многие из которых давно позабыли о своей партийной прописке. С Майдана могут выйти политические силы нового типа, лидеры которых не опираются исключительно на финансовые влияния, а выстраивают структуры, основанные на диалоге с согражданами. Идеологическое разнообразие Майдана позволяет максимально обновить политическую структуру страны, совершив настоящую партийную революцию. Более того — новый формат диалога способен восстановить единство страны, ликвидировав практику «электоральных заповедников» различных политических сил.

Насколько заинтересованы в обновлении штатные политики? Вопрос выглядит риторическим, поскольку и представители власти, и вожди оппозиции воспринимают предстоящие в марте 2015 года президентские выборы как последний бой, чему немало способствует объем полномочий главы государства. Участие в будущей президентской кампании «кандидата Майдана» возможно, но, скорее, как проба сил, отработка схемы финансирования и работы избирательных штабов, чем реальная претензия на победу. Наивно надеяться, что систему можно сломать одним нокаутирующим ударом, куда эффективнее выглядит тактика тысячи шагов. Поэтому обновление способно наступить в 2017-м, во время парламентских выборов, чему могло бы способствовать изменение избирательного закона в части перехода к выборам  по партийным открытым спискам.

Конвертация достижений Майдана в реальное реформирование украинского общества — пожалуй, главная на сегодня задача. Украинцы успешно справились с тем, чтобы доказать и власти, и оппозиции, что не являются безмолвными статистами в вопросах, касающихся будущего страны, чести и достоинства ее граждан. Но если мы хотим серьезно изменить Украину, то необходимо готовиться к продолжительной и кропотливой работе, способной сделать гражданское общество активным участником общественно-политической жизни.