Европоражение Украины

Это открыто признали официальные представители ФРГ и США. Растерянно, бессильно, с горечью. Брюссель и Вашингтон так накричались в дипломатических и не очень тонах по поводу акций протеста на киевском Майдане, что сорвали себе горло. Заявления и комментарии стали мягче, растеряннее. Но тоже цели не достигли. Украина отказалась от ассоциации с ЕС, Янукович не поддался ни на какие убеждения-уговоры-угрозы. Пока Запад истошно и беспомощно вопил, Путин долго запрягал. Но теперь быстро едет.

Официальный Киев очень доволен и называет недавние «московские соглашения» настоящим прорывом в двустороннем переговорном процессе. Москва в ответ подчеркнуто немногословна и учтива.

Украине нужны быстрые деньги? Пожалуйста. Россия готова предоставить Украине кредит под низкие проценты в размере $15 млрд. в этом и следующем году путем приобретения украинских еврооблигаций. Причем, уже до конца 2013-го Москва выделит, таким образом, $3 млрд. Путин пообещал, что размещение Россией части своих резервов из Фонда национального благосостояния в ценных бумагах украинского правительства «не связано ни с какими условиями». В том числе, никакого замораживания социальных выплат и повышения цен на газ для населения, как требовал МВФ.

Украине нужен дешевый газ? Пожалуйста. Новая цена — $268,5 за тыс. куб. вместо прежних $400. Не то чтобы совсем дешево, но и не обдираловка.

Украина и Россия также договорились о многом другом, в том числе о сближении технических регламентов Украины и Таможенного союза, взаимодействии Украины с Евразийским банком развития, антикризисным фондом ЕврАзЭС и межгосударственным банком СНГ. И даже о приоритетном внимании к украинско-российским мероприятиям по совместному празднованию 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко в 2014 году.

На фоне переговорных успехов с Москвой общение с Брюсселем и Вашингтоном все больше напоминает искусственно раздуваемый скандал на восточном базаре, когда покупателю хочется купить ковер, но денег не хватает или хочется сэкономить. Споры с продавцом становятся все более разгоряченными, хотя злость скрывают улыбками. Расходятся. Сходятся. Почти ударили по рукам. Снова расходятся. Покупатель растерян, потом принимается кричать, угрожать: если продавец не соглашается на предложенную цену, мы меняем продавца.

Именно так все время ведет себя цивилизованный Запад, который еще вчера, когда было нужно и выгодно, улыбался и заискивающе тряс руку легитимному «зэку», а теперь вдруг вспомнил: братцы, да это же «зэк»! Чего с ним церемониться? Какой он легитимный? Ату его. И сразу пошла вереница внешнеполитических комментариев, общий смысл которых сводился к простой мысли: да, мы отказались давать Украине и 160, и 10 млрд. евро. Не потому, что у нас нет, или мы жадные. Просто эти цифры с потолка. А главное — почему их запрашивают? Да потому что сами все до ручки довели. За 22 года смогли только государственные советские предприятия украсть и поделить, а о модернизации и не думали. Все в оффшоры. Эти коррупционеры ежегодно грабят Украину на те самые 10 млрд. евро, что просят у нас. Украинский народ, нам не жалко, но не выгоднее ли вам сбросить коррупционеров и найти эти деньги в собственной казне?

Все логично. Но где были эти принципиальные, когда Янукович не вызывал явных затруднений у Запада?

Дело даже не в экономике, а в самом принципе. Ведете переговоры с президентом, значит, признаете его легитимность. Отказ подписывать соглашение на ваших условиях (а Янукович прекрасно понимает, что сами украинцы порвут его в клочья гораздо быстрее Запада, если он согласится на пожелания МВФ) совершенно не значит, что нужно тут же фактически заявлять о нелегитимности Януковича, каким бы антипатичным он ни был.

Именно это стало главным снежным сугробом на головы украинцев, поддерживающих евроинтеграцию. Если сейчас Запад ведет себя клоунски и непринципиально, что будет потом?

А ведет он себя действительно клоунски. Западные представители презирают неонациста Тягныбока и избегают фотографирований и появлений с ним в общественных местах (не замарать бы карьеру), но используют как цепную собаку, понимающую шаткость своего положения и готовую на все, например, на заявления, что мирный Майдан может при случае перерасти в революцию. Запад настойчиво и принципиально требовал освободить главного оппозиционера власти — Юлию Тимошенко — и даже игриво намекал на возможность продолжения ее политической карьеры в Украине. А потом, в нужный для себя момент, раскрыл карты, откровенно заявив, что делает ставку на слабую и неопытную марионетку Виталия Кличко. Марионетку, недостойную быть не только «демократическим» президентом-ставленником Запада, но и вообще чьим-либо ставленником, потому что глава государства с таким интеллектуальным уровнем — это элементарный позор, унижение для любой европейской страны. Особенно для Украины, которая пока еще достаточно интеллектуальна по советской инерции. Янукович по этой части тоже слабак и позорище, но за ним еще крепится имидж «хозяйственника». Кличко и по этой части лыка не вяжет, а боксировать ему больше не нужно. Правда, он этого не понимает, и уже по привычке вызвал Януковича на ринг в связи с «московскими соглашениями», объявив его своим «персональным соперником». Зачем нам еще один тугодум, подверженный влиянию извне? Ради чего были все майданы? Посадить в президентское кресло нового лжедимитрия без интеллекта, опыта, видения реального восстановления страны (а это за нас никакой ЕС не сделает, только собственноручно), без команды и поддержки в масштабах страны?

Да, его называли «проходным» вариантом. Временным. Но выглядела эта игра некрасиво. Германия просто сказала: нам этот парень нравится, сойдет, будем его поддерживать. Понятно, что речь не о моральной, а о вполне осязаемой финансово-политической поддержке, и ощутимой. Какое-то государство ЕС, пусть и «локомотив евроэкономики», открыто ставит на своего кандидата еще до начала избирательной кампании в Украине, и практически заранее уверено в его успехе. Что там думают 46 млн. украинцев, «локомотиву» не так уж и важно.   

Зато реальный кандидат совершенно неожиданно для себя окончательно превратился в скелет в шкафу. О Тимошенко больше не упоминают ни в обращениях, ни в комментариях, ни в переговорах, ни в новостях. Ни те, ни другие, ни третьи. Только раз за последнее время промелькнуло странное пожелание кого-то на Майдане снять ее портрет с металлических конструкций так и не установленной центральной киевской «йолки». И это явно было пожелание не рядового «братчика», а зверя покрупнее. Но растеряна не только Тимошенко. ЕС никак не ожидал такого упрямства от Януковича, которого изначально недопонял и недооценил, решив, что пусть лучше этот большой, но слабый медведь у руля Украины, чем сильная, волевая и умная Тимошенко, которая не позволит собой юлить. Теперь Запад пожинает плоды собственной близорукой дипломатии, скатываясь от истерик к беспомощным просьбам. Ощущение, что бюрократы Евросоюза просто выродились в тепличных условиях. Разучились думать, уютно шаркая в меховых тапочках по коврикам своих еврокабинетов. Или там тоже «свий до свого по свое»?

Только абсолютные дипломатические непрофессионалы стран третьего мира могли так бездарно провести игру «Ассоциация с ЕС». Высокомерно не попытались разгадать истинных мотивов Януковича, ломали его через колено, как кусок дерева, были уверены в своей неотразимости и безвыходности его положения, присылали бессмысленные миссии Кокса-Квасьневского. Еврочванство закончилось такой трепкой для Европы, по сравнению с которой венок, летевший в лоб Януковичу, — легкий июньский ветерок. Европа, возмущенная до гнева и обиженная в «лучших чувствах», мгновенно потеряла лицо. Забыв о всякой дипломатии и правилах хорошего тона, принялась ездить на Майдан, показательно ходить под ручку с оппозиционерами, раздавать печеньки митингующим, демонстративно заявлять о своей поддержке противостоянию власти (и это дипломаты и политики иностранных государств).

Пусть Запад и «открытое общество», но все это — методы мягкой колониальной политики. Они даже не настораживают, они внушают отвращение. Такими слоновьими методами можно добиться только очередного снижения популярности евроинтеграции в Восточной Украине. Дела и без того пошли хуже, когда до всех дошло, что перспективы вступления в ЕС Украине не предлагают, а призывы США к Европе тут же ввести для украинцев безвизовый режим — кричалка и фикция, рассчитанная на разогрев поскучневших «майданеров». ЕС даже своим странам-участницам разрешил ограничивать свободный въезд — в случае возникновения затруднительных ситуаций. И одновременно откроет его для 46 млн. голодных и безработных украинцев? И для тех, кому легко просто купить украинский паспорт (то есть, для всех)? О сомнительных условиях предоставления кредитов МВФ украинцы уже наслышаны. 

Все это свидетельствует, что мягкотелая разъевшаяся Европа проиграла Украину жесткому Кремлю, который еще в вопросе с Сирией показал, что помнит о своих интересах, а дипломаты, вышколенные еще в лучшие советские  времена, могут эффективно их отстаивать. Это так, как бы ни врали проамериканские политологи, что предложенное Москвой решение «сирийского вопроса» было выгодно США, поэтому оно и состоялось. Украина вместе с Россией — это тоже выгодно США?

Хуже всего, что Европа растерялась.

Ее представители заговорили в примирительно-убаюкивающих интонациях. Нужно выходить из политического  кризиса (который сами, в общем, и спровоцировали), Майдан-2 не может стоять всю зиму, скоро ведь ударят настоящие морозы, да и энтузиазм свезенных в Киев «западенцев» иссякает. А Евросоюз уже, как выясняется, совсем плохой стал. Может только «помогать процессу».

Директор Департаменту «Східного партнерства», Росії та Центральної Азії зовнішньополітичної служби ЄС Ґуннар Віґанд заявив сьогодні, що Євромайдан не може стояти всю зиму і українська влада та опозиція мають домовитись щодо пошуку шляхів виходу з політичної кризи.  При цьому, виступаючи на конференції ініціативи Європейського союзу «Східне партнерство» у Брюсселі, він додав, що ЄС може лише допомагати в цьому процесі, а не вести вперед. «Ми дуже активно працюємо з Україною. Але ми не можемо очікувати, що сотні тисяч демонстрантів будуть збиратися кожних вихідних, а десятки тисяч бути щодня на Майдані цілу зиму. Українці мають знайти рішення, парламент має вирішувати, має вирішувати «круглий стіл». Ми не можемо вирішувати за самих українців. Самі українці мають знайти шляхи врегулювання кризи»,  наводить слова дипломата агентство УНІАН.

«Роль ЄС ми називаємо не втручанням у внутрішні справи України, а лише сприянням. ЄС готовий поновити переговори щодо імплементації Угоди про асоціацію з глибокою та всеосяжною зоною вільної торгівлі»,  додав він.

Дипломат також зауважив, що ЄС та Росія не втягнуті в якусь холодну війну щодо України.

Как же вы, евромедведи в тапочках, будете теперь договариваться с Януковичем, который и раньше вас побаивался и недолюбливал, а теперь и вовсе дела иметь не захочет, получив всю необходимую материальную помощь от своего собрата по дележке советского имущества Путина? Теперь ему сам черт не брат. И власть сохранится. А с вашей ассоциацией власть отдавай через год.

Евроэксперты запоздало выкладывают украинские коррупционные схемы, призывая отказаться от них, наказать воров и начать жить в интересах Украины. Но Европа и здесь непоследовательна. Такую ревизию уже пыталась проводить Юлия Тимошенко. Она могла бы продолжить начатое. А значит, мгновенно нарастить свою популярность до таких масштабов, что будущее Януковича и Кличка тут же померкнет. Этого не хочется ни России, ни Западу. Поэтому Юля сидит, а Запад озабоченно (но это эгоистичная и близорукая озабоченность) рассказывает, что Украину загнали в кризис грабежи ее руководства, которое присваивает каждый год не менее $8-10 млрд. Их нужно — наказать, от власти — отстранить, деньги — отобрать. «Их» — значит, «Семью» Януковича, которая высасывает деньги из налоговой, таможни, устраивает закрытые тендеры с откатами, в том числе и во время Евро-2012 (а что же вы раньше молчали, правдолюбы?), перепродает на сторону добываемый в Украине газ, отбирая его здесь по цене $53 за 1 тыс. куб. и продавая «там» по цене российского газа для Украины. Евроэксперты призывают оппозицию, ЕС и МВФ во всем этом разобраться, установить «бенефициаров разграблений» и заставить их все вернуть в казну. Взамен «бенефициарам» предложат возможность выкупить свою свободу.

Европа — юная наивная идеалистка или выжившая из ума обессиленная старуха?

Как иначе назвать эти предложения? И, в целом, инфантильную реакцию Запада на «московские соглашения»? Глава МИД Германии сообщил с сантиментами, что, ах, ЕС утратил частичку доверия к Украине, и на восстановление этой частички потребуются годы. А Вашингтон, как старый сводник, «дипломатично» рявкнул: никакие соглашения с Москвой не будут являться ответом на требования Майдана, и украинской власти лучше бы не заниматься ерундой, а прислушиваться к согнанному в Киев народу и искать процветания в Европе. И вообще, американцы еще изучат на досуге положения этих соглашений. А то и санкции введут, если Янукович снова вздумает применять силу к демонстрантам.

Не слишком убедительно. Запад переживает не только экономический, но и внешнеполитический кризис, главным болезненным ударом которого стала потеря Украины и уникальной возможности начать, наконец, всерьез европеизировать страны бывшего СССР. Теперь вместо европеизации — новая холодная война. Горечь последних событий свидетельствует: в этом есть какая-то уродливая, но справедливость.

Значит, не время.