Роль Германии в президентских выборах 2015 года в Украине

Группа глобальной разведки Geostrategy первой в 2012 году написала о том, что Берлин во время президентской кампании-2015 в Украине сделает ставку на Виталия Кличко как наиболее новаторского и прозападно ориентированного политика нового поколения, партия которого в октябре 2012-го победила на выборах и попала в украинский парламент.

В декабре 2013 года, как раз в разгар Евромайдана, немецкие СМИ подтвердили это предположение Geostrategy. Причем сделано это достаточно символичным образом, в частности, тогда, когда в Киеве с рабочим визитом находился министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле. Такое развитие событий вынудило аналитиков группы снова вернуться к более детальному рассмотрению вопроса о том, какую роль сыграет Германия в президентской кампании-2015.

Германия глубоко проникла в украинскую политику

С момента обретения Украиной независимости Германия стала едва ли не первым государством Запада, которое начало системно финансировать украинские общественные движения, неправительственные организации и СМИ, формируя таким образом благоприятную почву для продвижения в Украине германских политических и экономических интересов.

Массовые акции протеста в декабре 2013 года, начавшиеся в результате отказа украинского правительства подписать в 29 ноября в Вильнюсе Соглашение об ассоциации с ЕС, засвидетельствовали, насколько важной является роль немецких неправительственных организаций в общественно-политической жизни в Украине.

Напомним, что все немецкие политические партии, включая Союз христианских демократов, Социал-демократическую партию, Христианско-социальный союз, Свободную демократическую партию, Партию Зеленых и Левых, имеют собственные фонды, которые финансируются за счет федерального бюджета ФРГ и работают на укрепление связей между Германией и ее иностранными партнерами.

Два крупнейших немецкий фонда — это Фонд Фридриха Эбберта (аффилирован с Социал-демократической партией) и Фонд Конрада Аденауэра (аффилирован с Христианско-демократическим союзом, лидером которого является канцлер Германии Ангела Меркель). Общее количество средств, которые эти два фонда получают из федерального бюджета Германии, составляет около 250 миллионов евро (или 345 млн долларов США) в год.

По оценкам группы Geostrategy, Фонд Конрада Аденауэра является наиболее активным на территории Украины. Именно этот фонд имеет наиболее развитые и тесные связи с партией Виталия Кличко, которая активно участвует в различных публичных мероприятиях, организованных Фондом Конрада Аденауэра. Даже если сравнивать деятельность этого фонда в других странах Европы, становится очевидным, что он наиболее активно работает именно в Украине. Сотрудничество Фонда Конрада Аденауэра с «Украинским демократическим альянсом за реформы», основанным Виталием Кличко в 2010 году, ведется очень интенсивно.

Виталий Кличко и Гидо Вестервелле

Собственно, ни одна из сторон не делает секрета из того, что между ними происходят интенсивный диалог и сотрудничество. Так, например, в начале 2011 года Виталий Кличко посетил штаб-квартиру Христианско-демократического союза, проведя в рамках этого визита ряд важных встреч с руководством этой политической партии. В декабре 2012 года Виталий Кличко также провел встречу с канцлером Германии Ангелой Меркель и министром иностранных дел Гидо Вестервелле. Во время визита немецкого министра в Киев в декабре 2013 года на заседание ОБСЕ они вновь провели очередную встречу. Важно и достаточно символично то, что Вестервелле вместе с Кличко посетил Евромайдан, на котором украинские граждане выражают свое несогласие в связи с изменением внешнеполитического курса Украины. Также в ноябре 2013 была проведена встреча Кличко с советником канцлера Германии по международным вопросам Кристофом Хёйсгеном (Christoph Heusgen). У Кличко также есть прямые контакты с министром иностранных дел Франции Лореном Фабиусом (Laurent Fabius), с которым 11 декабря 2013 состоялся телефонный разговор, и министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским.

В конце декабря 2013 Виталий Кличко планирует осуществить визит в Брюссель по приглашению Европейского Союза. С 19 по 20 декабря там состоится саммит ЕС. Инициатором такого приглашения выступает, опять-таки, Германия. Согласно информации, появившейся в СМИ, немецкий канцлер Ангела Меркель планирует провести очередную встречу с Виталием Кличко, который обменяется с наиболее влиятельной женщиной Европы своими собственными мыслями о последних событиях в Украине. Возможно также обсуждение будущих параметров проведения президентской кампании, в которой готовится участвовать Виталий Кличко.

Риски для Германии на украинском поле

Но пока остается неясным, насколько далеко готов зайти официальный Берлин в поддержке Виталия Кличко как проевропейского политика, способного создать проблемы для другого стратегического союзника Германии — Российской Федерации.

Сегодня наибольшей головной болью для Германии является то, насколько эффективно и быстро можно остановить развитие негативных экономических процессов, которые продолжают истощать немецкую экономику и ослаблять Евросоюз, в том числе и на международной арене. Даже несмотря на то, что Берлин активно публично выступает в защиту европейских стремлений Украины, особенно участников Евромайдана, вряд ли сегодня Германия готова видеть Украину в качестве своего полноценного партнера.

В этой ситуации аналитики группы Geostrategy склонны сделать вывод, что за публичной поддержкой Берлином евроинтеграционных стремлений украинских граждан скрываются комплексы немецких политиков, связанные с тем, что на самом деле они мало что конкретного сделали для подписания в ноябре 2013-го Соглашения об ассоциации с Украиной. «Дело Юлии Тимошенко», представленное немцами как основная предпосылка для подписания СА при отсутствии диалога с Украиной на экономические темы, свидетельствует об ошибке, которая была сделана Берлином или бессознательно, или же, наоборот, — намеренно.

Практически два года Берлин и Брюссель говорили Киеву о необходимости решения «проблемы Тимошенко», об опции ее лечения в немецкой клинике «Шарите», но молчали о компенсационных экономических пакетах. Это раздражало Киев и радовало Москву, которая в последний момент путем экономического запугивания заставила Украину отказаться от подписания Соглашения об ассоциации.

Германия также осознает, что,  делая ставку на Виталия Кличко, она рискует сузить свое влияние лишь до 40 депутатов, которые сегодня представляют в Верховной Раде политическую силу этого оппозиционного политика. Довольно сильная и стабильная электоральная база Виталия Кличко пока сконцентрирована преимущественно в Киеве и отдельных западных регионах, однако в восточных регионах Украины она продолжает оставаться слабой.

Кроме того, у политического руководства Германии, по оценкам группы Geostrategy, сегодня отсутствуют концептуальные подходы к развитию отношений с Украиной.

Ангела Меркель как никто другой понимает, насколько важным является фактор России для принятия в Евросоюзе любых решений в отношении стран бывшего Советского Союза. Пример Вильнюсского саммита еще долго будет стоять перед ее глазами. Более того, сейчас партия Меркель проводит активные переговоры с Социал-демократической партией, с которой будет формироваться будущее коалиционное правительство Германии. А в этой связи важно напомнить, что социал-демократы исповедуют идею развития стратегических отношений с Россией, и поэтому они вряд ли будут в восторге от идеи силового вовлечения Украины в зону политического и экономического влияния Европейского Союза.

Вместе с тем рейтинг Виталия Кличко, демонстрируя положительную динамику роста, укрепляет немецких политиков в правильности их выбора.

Выводы

Так о чем же необходимо помнить украинским политикам, которые стараются привлекать европейских партнеров, каждый на свою сторону ?

Прежде всего о том, что Россия имеет достаточно сильные рычаги влияния на регион Центральной и Восточной Европы. Это особенно заметно сейчас, когда ослабленный финансово-экономическим кризисом Европейский Союз демонстрирует слабость в защите своих партнеров, таких как Украина.

Во-вторых, Россия может вполне нормально и спокойно воспринять своеобразное западноевропейское кураторство Германии над Украиной. Воспринять гораздо лучше, чем, например, кураторство США, которое по-прежнему рассматривается российскими политиками как прямое посягательство на сферу российского доминирования.

Германия же вряд ли будет прибегать к каким-либо радикальным действиям, чтобы подтолкнуть Украину в объятия Евросоюза. Напротив, Берлин скорее будет помогать Украине удерживать баланс между Востоком и Западом, применяя тактику зеркальных шагов. Например, все-таки поможет подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом с одновременным созданием трехстороннего украинско-немецко-российского газотранспортного консорциума на российско-немецких условиях.