Инкубатор Госкино выпустил в кинопрокат новый выводок бройлеров «Украинская новая волна. Romantique». Эта стайка из семи короткометражек наспех выращена на антибиотиках госфинансирования. Сняты они молодыми, еще не оперившимися отечественными режиссёрами. Не удивительно, что для некоторых из них полет в кинотеатры закончился крутым пике.
С 11 декабря эту подборку фильмов можно посмотреть в 14 городах страны. К счастью, они долетели не только до больших областных центров, славящихся своей насыщенной культурной жизнью (Львов, Одесса, Харьков и т. д.), но и до провинций, о культурной жизни которых не знают даже сами местные жители (Алчевск, Буча).
Ранее все эти фильмы пролетели на кинофестивалях («Молодость», «Крок» и Одесский международный кинофест). Одни удостаивались громких аплодисментов на этих кинофорумах. Другие — вынуждали заскучавших зрителей выходить из зала задолго до финальных сцен. Фильмы эти по своему качеству разные. Но в целом — слабые.
Этим и разоблачается дешёвое лукавство авторов отдельных фильмов, которые спешили рассказать о том, что их работа «показывалась в Каннах/Берлине». На самом деле, ни одна лента из «Украинской новой волны. Romantique» не боролась за призы ни вышеупомянутых европейских кинофорумов, ни других фестивалей класса «А».
Если эти ленты и показывались на Каннском кинофесте или Берлинале, то исключительно в рамках отдельных презентаций или кинорынка. А это не является знаком качества. Ведь таким образом может быть показан абсолютно любой фильм.
Кинопоказы подборок молодого украинского кино становятся систематическими. В мае этого года в подобном ограниченном прокате вышла первая часть альманаха «Украинская новая волна». Как тогда, так и, увы, сейчас название «Новая волна» остаётся неоправданным. Ни уникального стиля, ни самобытных атмосферы или тематики в этих лентах не встречаешь. А ведь именно на эти качества должно намекать само название «Новая волна».
Да и в целом после просмотра всей подборки не складывается впечатление о какой-то единой тенденции или направлении, которое поддерживают все представленные здесь молодые режиссёры. На идейном уровне эти ленты решительно ничего не объединяет.
Нельзя сказать и то, что в эту подборку попали лучшие отечественные короткометражки последних лет.
Единственное, что может быть у них общим, — госбюджет как источник их финансирования, а также показ на вышеупомянутых украинских кинофестивалях. Все они сняты при участии Госкино.
В последние годы Госкино поддерживает, главным образом, молодых режиссёров. Это, конечно, благородно, но во многом и рискованно. Ведь для многих кинематографистов подобный опыт становится едва ли не первой серьёзной пробой пера. О том, что это идёт вовсе не на пользу самим фильмам, хорошо видно из этой подборки.
По своему несовершенству «Украинская новая волна. Romantique» уступает даже посредственным лентам отечественного проката, показы которых нередко отменяются из-за недостаточного количества проданных билетов.
Ещё несколько лет назад молодое украинское кино смотрели в основном только те, кто был так или иначе связан с отечественным киномиром. Эти ленты можно было увидеть лишь в рамках кинофестивалей или же на диске, случайно попавшем тебе в руки по знакомству. Тогда такая схема распространения продукции отечественного кинематографа казалась закономерной. Ведь крайне редко среди наших короткометражек попадались действительно достойные. Так что в целом они были малоинтересны широкой публике.
С тех пор качество молодого украинского кино выросло совсем незначительно. Так что появление альманаха, который регулярно показывает молодое украинское кино широкому зрителю, объясняется вовсе не тем, что среди них появилось действительно много классных фильмов. Регулярные показы «Украинской новой волны» сегодня напоминают, скорее, отчёт чиновников о госсредствах, потраченных на съёмки.
Так что и само название «Новая волна», и щедро подаренная государством возможность снять фильм — даны молодым режиссёрам как бы авансом. С надеждой, что спустя годы они всё-таки снимут что-то более смотрибельное.
Открывает подборку «Украинская новая волна. Romantique» короткометражка Сергея Мельниченко «Девочка с рыбьим хвостом». Особенность картины в том, что снята она в 3D. Это первая отечественная анимационная короткометражка в стереоформате, которая вышла в прокат. Сюжет картины строится по той же формуле, что и «Алиса в стране чудес». Главная героиня здесь путешествует по фантасмагоричным миркам, где ей встречаются «железный волк», бумажная дама, трёхголовый монстр, летающий велосипед, а также прочие милые и абсурдные фантазии. В сюжете фильма напрочь отсутствует внятная логика. События происходят сами по себе, а интрига практически не выходит за рамки отдельного эпизода. Словом, эта лента с таким же успехом могла бы длиться и несколько часов, и несколько минут. Ведь цельной истории здесь нет.
Ценна она другим — своей умильной иррациональностью. Ведь в создании ленты принимали активное участие дети. А детская фантазия распахнута перед подсознанием. Восхитительная искренность, с которой нарисованы персонажи «Девочки с рыбьим хвостом», поражает. А безнадёжная непродуманность сюжета — разочаровывает. Так что впечатления от фильма и повисают где-то между этими двумя чувствами: восторг и разочарование.
Ещё одна анимация в подборке — трёхминутный клип Дмитрия Лисенбарда на песню группы «Юркеш» «Стелятся туманы». Эту картину, кстати, ещё четыре года назад можно было посмотреть на Youtube, где она находится и по сей день.
Благодаря замечательной стилизации под этномотивы и лаконичности эта картина является едва ли не фаворитом среди всего, что было показано в рамках альманаха. Остальные кинематографисты безуспешно пытались усложнить свои фильмы сюжетными разветвлениями. Однако из-за этого их творения лишались внятной драматургии.
Закрыла анимационный блок альманаха минутная картина Александра Бубнова «Русалка». По сути, это — анекдот, который задумывался как эпизод в сериале о приключениях пещерного человека и его подружки. «Но сериал не сложился. Остались такие маленькие мультфильмы», — рассказал на презентации режиссёр.
Одним из фильмов подборки, за которые было стыдно, стал «18+» Романа Бровко. По своему содержанию — это словно отрывок из молодёжного сериала, гноящегося пошлостью. Лживая игра актёров, наивные опереточные страсти, слащавая развязка и банальная интрига всего сюжета в целом. Всё это заставляло во время просмотра, тяжело вздыхая, отводить глаза от экрана.
Если «18+» выглядит как сателлит телесериальной ереси, то следующая за ней в альманахе короткометражка «Кислородный голод» — как неудачная попытка сделать что-то артхаусное. В этом фильме Анастасии Максимчук форма вытесняет содержание. Это хронический для многих подрастающих кинематографистов недуг.
Экоромантический сюжет ленты длится семь минут. Из них около пяти минут занимает бег главного героя по урбанистическим пейзажам. Выглядит как минимум затянуто. В связи с этим вспоминается удачно переиначенная поговорка «Что бы ни пытался сделать русский — в результате у него получается автомат Калашникова». Что бы ни пытался снять украинский кинематографист — в результате у него получается поэтическое кино.
Прогрессивный в 60-х годах и надоевший уже в 80-х годах прошлого века стиль украинского поэтического кино и сегодня продолжает проскакивать то в одной, то в другой ленте молодых украинских кинематографистов. В большинстве случаев это происходит в связи с тем, что наглые кинематографисты старшего поколения бесцеремонно навязывают свои идеи подрастающим режиссёрам. Что ж, чем скорее молодое поколение перестанет заглядывать в рот своим завязшим в прошлом седовласым учителям, тем скорее его, молодого поколения, фильмы станут по-настоящему «Новой волной», а не «тухлым эхом».
Увы, подобная поэтизация встречается и в остальных двух короткометражках альманаха: «Инь, и что с этим делать» Мирославы Хорошун и «Не меньше 50 кг» Марины Артеменко.
Смотреть «Инь…» — всё равно, что спать под коротким одеялом. Укрываешь ноги — мёрзнут плечи. А подтягиваешь одеяло выше — замерзают ноги. Одни эпизоды в этой ленте сняты очень профессионально в техническом плане, но с обескураживающей фальшью в содержании. Другие же — наоборот: под пошлой напыщенностью картинки читается хлёсткая правда жизни.
Венец альманаха — «Не меньше 50 кг» Марины Артеменко. В центре сюжета — девушка, которая устраивается на работу в бизнес-центр. Правда, лифт в нём рассчитан на подъём груза не менее 50 кг. Так как девушка весит чуть больше 40 кг, то элеватор попросту не идентифицирует её, когда героиня оказывается в нём одна. В связи с этим она начинает тащить с собой в кабину лифта то бутыль с водой, то сумку с продуктами, то вынуждена поджидать ещё кого-нибудь, кто бы смог поехать с ней… Но иногда случается, что ей попросту нечем утяжелить себя, из-за чего она опаздывает на работу. В итоге эти капризы лифта портят девушке жизнь.
Потенциально этот сюжет мог бы стать современной вариацией на гоголевскую «Шинель». В центре этой короткометражки — такой же потерявшийся в окружающем мире человечек, которого окружающая реальность попросту не идентифицирует. Не имея веса в прямом и переносном смысле в современном мире, он оказывается за бортом общества.
По своей аллегоричности задумка авторов «Не меньше 50 кг» — замечательна. Правда, поставить её во главу угла всей короткометражки — большая ошибка. Остроумные и вместе с тем печальные ситуации, возникающие у главной героини с лифтом, могли бы стать прекрасным дополнением к портрету персонажа. Именно дополнением, а не самоцелью. В данном же случае повторяющееся обыгрывание одной и той же коллизии набивает оскомину уже на середине просмотра.
Так же, как главную героиню «Не меньше 50 кг» не идентифицировал лифт, современное молодое украинское кино не распознается отечественным прокатом. Столь малая весовая категория, как украинское короткометражное кино, не попадает в поле зрения рядового украинского зрителя. И, пожалуй, главная заслуга всего этого альманаха в том, что он предоставляет возможность молодым украинским режиссёрам попасть на широкие экраны.
Остается надеяться, что в последующих редакциях этого альманаха будут появляться действительно стоящие фильмы. Только тогда определение «новая волна» будет звучать оправданно. Пока же все фильмы «Украинская новая волна. Romantique» — не более чем стайка бройлеров, учащихся летать.