Ретро. Как Лобановский один Союз другим подменил

В дни, когда над Украиной снова витает революционный дух, так и хочется выбрать для нашей ретроспективы что-нибудь той же тональности. Почему бы не обратить взор читателя на события, разворачивавшиеся в советском тогда еще футболе ровно четверть века назад, одним из главных героев которых был великий Валерий Лобановский.

Перестройка, укоренившаяся тогда в умах и душах населения одной шестой части суши, добралась и до спортивной передовой – встал вопрос о реорганизации системы управления футболом. Зашла речь о создании Футбольного союза, который, по идее, должен был перехватить управленческие функции у всесоюзной федерации футбола. Его учредительная конференция состоялась 13 декабря в московской гостинице «Спорт». Для «Спортивної газети» репортаж об этом событии писал из Белокаменной Юрий Карман, нынешний главный редактор газеты «Команда». Выдержки из того материала и послужат основой для нашего сегодняшнего экскурса в историю.

Решение почтенного собрания, в составе которого были представители команд мастеров страны, республиканских федераций и спортивных организаций, сомнений не вызывало заранее. Разве футбольная общественность не выросла до понимания того, что управление самым массовым и самым популярным в стране видом спортивной деятельности застыло в крепких тисках бюрократического аппарата? Стоит ли ломать копья по поводу того, кто должен вывести отечественный футбол из прорыва организационного и материально-технического беспорядка? Неужели именно Управление футбола и хоккея Госкомспорта СССР, много лет жалующееся на свое «нерадивое дитя», от которого одни беды и потери? Или бесправная со всех точек зрения федерация?

Итак, Футбольному союзу быть! Кто против? Даже самые твердолобые чиновники от спорта поняли, что в данном случае противостоять силе общественного мнения они не в силах. Решились, разродились проектом Устава - документом, который должен регулировать все аспекты деятельности будущего Союза. Оставалось его утвердить, так сказать, в духе настоящего - в присутствии и при участии людей, которые не первый год становились свидетелями традиционных и надоевших всем самоотчетов.

Не вышло. Время не то. И люди учатся отрицать и отстаивать свои мысли. Очередная профанация делового разговора была сорвана. И разговор получился действительно деловым.

Когда один из ораторов намекнул, что никогда еще не был свидетелем столь откровенной конфронтации официальной и общественной мысли, из зала зазвучали реплики: «А нам никогда не было настолько интересно».

О создании органа, который управлял бы советским футболом не в соответствии с идеалами социалистического общества, а подчиняясь реалиям, впервые заговорили в Киеве. Авторство идеи принадлежало, конечно же, новаторам Валерию Лобановскому и Олегу Базилевичу. Пополнив призовой стенд киевского «Динамо» наградами европейского калибра, они осмелились озвучить крамольную для многих мысль: наши звезды кожаного мяча – достойны того, чтобы не прятаться среди настоящих слесарей, офицеров, инструкторов и студентов, а в графе «Профессия», не стыдясь, писать – «Футболист».

К делу, которое давно уже вышло на профессиональные рельсы, и подход должен быть соответствующий, настаивали киевляне. Наконец, в начале августа 1988-го было принято постановление Совета Министров СССР, ВЦСПС (так тогда именовался центральный орган советских профсоюзов) и ЦК ВЛКСМ (Союз коммунистической молодежи, комсомол) о создании Футбольного союза. 22 августа было создано оргбюро, которое занялось разработкой устава организации. Проект документа был опубликован аж 26 ноября, вызвав бурю полемики.

Уже с первых минут учредительной конференции возникла угроза облачиться в одежду вчерашнего дня. Докладчик, начальник Управления Госкомспорта СССР В.Колосков полчаса своей речи посвятил экскурсу в историческое и не очень прошлое отечественного футбола, напомнил о достижениях и неудачах, обратил внимание на нерешенные вопросы. Заезженная пластинка.

Проблеме основания Союза Вячеслав Иванович уделил вдвое меньше времени. Короткой оказалась новая песня, и мотив знаком. То есть тот, что следует из проекта Устава, опубликованного в газете «Советский спорт». С одним только уточнением: предоставить Союзу статус юридической организации. И все? Да. Остальные возражения, высказывавшиеся на страницах средств массовой информации и, безусловно, в беседах со специалистами, вдохновения на какие-то кардинальные изменения у него не вызвали. Забегая вперед, стоит отметить, что Колосков был не одинок в своем мнении постепенного, дословно - поэтапного предоставления новой организации полномочий и возможностей решать серьезные вопросы. Пока же хватит и прямой зависимости от Госкомспорта, как организационной, так и финансовой.

Но это официальное мнение, которое, как известно, не получило поддержки у большинства участников конференции. Выразителем общественного стал Лобановский. Хотя уже в выступлении Н.Старостина - начальника команды «Спартак» прозвучали критические нотки. Но они еще не гарантировали, что вода в ступе истолчена. Лобановский такие гарантии дал. Саркастическая, острая, полемическая, его речь не оставила равнодушным никого. Валерий Васильевич задевал за живое: «Представленный для обсуждения проект Устава настолько пуст, что обсуждать его вообще трудно». Расставлял акценты: «Движение за создание Союза родилось снизу, а документ, регламентирующий его существование, предлагается сверху». Обобщал: «Деятельность Союза должна базироваться не на указаниях различных организаций, а основываться на советских законах».

Председательствующий на утреннем заседании конференции Н.Ряшенцев не выдержал, остановил Лобановского, мотивируя это превышением регламента для обсуждения доклада. На защиту встал зал. В конце концов Валерию Васильевичу было предоставлено еще 15 минут, в течение которых он продолжал доказывать право предоставления Союзу таких полномочий, при которых он по-настоящему сможет заниматься решением наболевших проблем. Риторически прозвучал вопрос, почему Госкомспорт, который считает футбол исключительно убыточным для себя делом, так крепко держится за него. Пусть Союз возьмет его на себя! Нет? Почему? Расстаньтесь легко с двумя сотнями убыточных команд! Напомнил Лобановский и о том, как в свое время некомпетентные решения футбольной администрации тормозили развитие игры, ставили лучшие имеющиеся силы в тупиковые ситуации.

Ранее, комментируя проект Устава Футбольного союза, Лобановский кратко изложил то, о чем затем говорил с трибуны конференции: «Судя по всему, предстоит чисто механическая смена вывески: была бесправная Федерация футбола, ее место займет такой же бесправный Футбольный союз. А в управлении футболом, по сути, ничего не изменится. Разве что штаты еще больше разбухнут. Так зачем весь этот сыр-бор? Нам нужна ассоциация, объединяющая независимые хозрасчетные клубы мастеров высшей и первой лиг, организованные на основе Закона о социалистическом предприятии. Сфера деятельности ассоциации – чемпионат и Кубок СССР, турниры на клубные кубки Европы. В ведении же Госкомспорта останутся массовый, детский и школьный футбол, пропаганда футбола и выступления сборных команд страны. Только при таком «разделении труда» возможно будет вывести наш футбол на высокий профессиональный уровень в европейском и мировом масштабе. В противном случае растерям достигнутое и неминуемо отстанем».

В другом своем выступлении Валерий Васильевич «на пальцах» объяснял: «Удивительно – важнейший документ готовили те организации, которые длительное время обвиняются в том, что тормозят развитие футбола в стране. А организации - это конкретные люди, поддерживаемые определенной частью спортивной общественности, люди, для которых горизонт располагается рядом с дверью их кабинетов. Это они вводили послематчевые пенальти в случае ничейных результатов, настаивали на необходимости ничейных лимитов, манипулировали календарями, меняли в интересах отдельных команд регламенты чемпионатов. И вот подобные работники разработали проект устава, который начинается со слов: «Футбольный союз СССР - общественно-профессиональная спортивная организация...» Сразу возникает вопрос: почему клубы, перешедшие на хозрасчет и самофинансирование, стремящиеся действовать на основании Закона о социалистическом предприятии, должны объединяться не только в профессиональной, но и в общественной организации? Сейчас в экономике избавляются от лишних структур, отдают предпочтение прямым связям заводов с партнерами, добиваются права на инициативу и предприимчивость, а в футбольном хозяйстве предлагают снова ориентироваться на общественные устои. Зачем? Разве можно себе представить далеких от хирургии активистов в операционной? Или в конструкторском бюро? Почему тогда с футболом, которым интересуются миллионы, можно бесконечно экспериментировать?»

Главный тренер сборной СССР и киевского «Динамо» оказался единственным из делегатов, выступившим дважды. Второй раз его заставили выйти на трибуну после того, как представитель Госкомспорта обвинил Лобановского в нечестности. Мол, никто не против Союза, его создание не тормозилось, докладная записка тренеров в государственные органы, заверенная, как выяснилось, самим Лобановским, Бесковым, Зониным, Коньковым, Бышовцом и другими, сразу же получила ход. Лобановский заявил авторитетно: записка на четыре месяца погрязла в бюрократической карусели.

Взял слово и начальник сборной Н.Симонян. Он рассказал, что, кроме обнародованного, существовал и первый вариант Устава, который постепенно «совершенствовался» и получился таким, который все увидели. А почему бы не предложить для обсуждения два-три варианта? Ведь тот был подвергнут сокрушительной критике со стороны большинства ораторов. В.Асаулов, председатель Федерации футбола ВДФСТ профсоюзов: «Мы рожаем дистрофического, недоразвитого ребенка. Удивляет поспешность, с которой решено созвать конференцию». М.Глебов, заслуженный тренер РСФСР: «Устав не соответствует духу времени, в которое мы живем». В.Артемьев, член президиума Федерации футбола Москвы: «Организаторы пошли аппаратным, бюрократическим путем, а кто же хочет терять власть?» А.Андреасян, главный тренер «Арарата»: «Здесь есть голоса против В.Лобановского, человека, больше других болеющего за наш футбол».

Что касается последнего, следует признать, что своей позицией на учредительной конференции Лобановский авторитета себе прибавил. И количество его единомышленников по крайней мере удвоилось. Не только благодаря критической заостренности выступлений, но и конструктивной программе действий. От имени команды киевского «Динамо» был предложен свой вариант Устава, который, по мнению многих, значительно полнее соответствует требованиям Союза.

Есть смысл заметить, что в нашем футболе ветры перемен веют все сильнее. Они и не дали разгореться бюрократическому пламени. Учредительная конференция одобрила идею создания Союза. Но самого Союза нет. Создано новое оргбюро, которое до 15 января следующего года должно разработать проект Устава с учетом предложений, высказанных с трибуны, на страницах газет, в Уставах, подготовленных разными людьми.

Итак, Футбольному союзу быть! Но когда, каким, с какими полномочиями? И кого объединит Союз? Профессиональные футбольные клубы, которых пока только два, или на его плечи будет свалено все возможное и невозможное? Сегодня ответа на эти вопросы не существует.

Через некоторое время Вячеслав Колосков отвечал на вопросы ленинградского корреспондента «Спортивної газети».

– Признайтесь, после речи Лобановского на учредительной конференции Футбольного союза ваши с ним отношения ухудшились? – спросил репортер.

– Нет, они как были до этого деловыми и, надеюсь, обоюдно уважительными, так и остались. Мы с Валерием Васильевичем и прежде часто спорили, да этого и не избежать. У меня к главному тренеру тогда была одна претензия. Стоило не распространять альтернативный вариант Устава среди делегатов, а направить его в оргкомитет. Это было бы более конструктивно. Скажу еще раз, что переход Футбольного союза на полный хозрасчет не видится мне реальным. Ведь чистую прибыль приносит только национальная сборная, а клубы пользуются государственной дотацией. Вообще, считаю, переход на хозрасчет наших клубов должен осуществляться по трем направлениям, в зависимости от конкретных возможностей. На полную финансовую независимость может претендовать только киевское «Динамо». Смешанный вариант с госбюджетными инъекциями выбрал «Днепр». Есть возможность пойти таким же путем у «Зенита» и «Спартака», например. Относительно «Шахтера» и тбилисского «Динамо», мне пока неизвестны принципы, положенные в основу их расчетов. Остальные команды находится в гавани хозрасчетного океана. (Конец цитаты.)

Второй вариант проекта Устава Футбольного союза был опубликован в апреле 1989 года. Он тоже не удовлетворил сторонников радикальных перемен. Наконец, 1 июня, на второй учредительной конференции, вместо одного союза был создан другой – Союз футбольных лиг, ставший первой в СССР профессиональной спортивной организацией. Еще одна идея Валерия Лобановского была воплощена в жизнь...