Майдан: начни сначала

Отлично помню, как 9 лет назад мой отец приехал из Сум в Киев — на Майдан. Помню, он всю ночь простоял у Кабмина, когда Тимошенко призвала не расходиться, потому что на Киев идут внутренние войска. Помню, как ему было холодно, но домой он ушел только под утро, когда был дан отбой. Я-то там был еще и по своей журналисткой работе, а вот он стоял исключительно за убеждения.

Через пару лет он уже плевался при виде Ющенко, кривился, глядя на Тимошенко и сокрушался, что, мол, как же так можно было обмануться…

История в общем-то типичная. Украинцы тогда не просто сделали выбор, но и отстояли его. Однако вскоре абсолютное большинство участников Оранжевой революции было разочаровано. Небывалое национальное воодушевление в итоге канализировали в мелочное по сути, но катастрофическое по последствиям противостояние майданных лидеров.

Отец потом не единожды зарекался выходить на уличные акции в поддержку кого-либо из политиков. Однако вчера он перезвонил и сказал, что снова едет в Киев — на Майдан. Таких, как он, там снова многие тысячи. Украинцы снова поверили, что жизнь в стране можно и нужно срочно изменить.

Кстати, на Януковича поначалу тоже надеялись многие. Думали, что при нем хотя бы не будет «такого бардака» и выматывающего государство противостояния между президентом и премьер-министром. Глава правительства Януковичу действительно достался покладистый, но вот порядок, олицетворением которого стала «Семья», получился откровенно карикатурный.

Теперь начать решили с отставки правительства Азарова. Честно говоря, дано уже пора. Однако архиважно, чтобы все не свелось, как 9 лет назад, только к смене персонажей. Важно не просто заменить плохого Азарова на хорошего Порошенко (или кто там еще среди претендентов?), а прежде всего изменить порочные правила украинской политики и всего государственного управления.

Менять начальников безусловно нужно, но следует помнить, что гораздо важнее изменить систему. Чтобы политики не имитировали бурную деятельность, ведя бесконечные деструктивные дискуссии вокруг языка и истории, а решали действительно насущные вопросы. Ведь существующая в Украине модель власти изначально запрограммирована на коррупцию. Только если при Ющенко все происходило децентрализовано, то теперь – о-го-го, какая вертикаль.

В условиях системы мерзкие вещи творят вполне нормальные люди, а не какие-то подонки. И, прежде всего, это касается профессионалов. Как правило, профессионалы не могут изменить систему, а вот она их использует по полной. Этот тезис прекрасно проиллюстрировал Борис Бажанов (будучи секретарем Сталина, он быстро сориентировался, к чему все идет и в 1928-м бежал за границу). Вот как он характеризует одного из ближайших сталинских соратников—– Вячеслава Молотова: «Молотов, может быть, представляет собой удивительный пример того, что делает из человека коммунизм. Я много работал с Молотовым. Это очень добросовестный, не блестящий, но чрезвычайно работоспособный бюрократ. Он очень спокоен, выдержан… никакой грубости, никакой заносчивости, никакой кровожадности, никакого стремления кого-либо унизить или раздавить. Через десять лет Сталин не только сам будет одобрять списки арестуемых и расстреливаемых. Для своего рода круговой поруки эти списки будут проходить через руки Молотова и Кагановича. Конечно, Молотов их подписывает вслед за Сталиным… Неужели из человека все можно сделать? Дайте его в руки Сталина, возвысьте его в системе, где человек человеку волк, и он равнодушно будет смотреть, как гибнут в жестоких страданиях миллионы людей. Поставьте его рядовым чиновником в хорошей человеческой системе общества, и он ночами будет работать, изыскивая средства помощи пострадавшим от недорода крестьянам».

Оранжевая революция кардинально изменила власть, но не правила (поэтому еще большой вопрос – стоит ли называть произошедшее на рубеже 2004-2005 гг. революцией). Тогда мы были наивными и верили, что достаточно заменить плохих Кучму и Януковича на хороших Ющенко и Тимошенко… Теперь мы не такие наивные.

Возможно, что Евромайдан не будет так успешен, как его оранжевый предшественник. И все же это шанс изменить не только начальников, но и правила. А иначе, зачем бы мой отец вдруг снова засобирался ехать на столичный Майдан?..