Украинцам, склоняющимся к союзу с Россией, бояться нечего Россия все делает за них сама. Даже Медведчук с его листовками в метро, нелепыми комментариями на чемпионатах по самбо и обжиманиями с Путиным оказался не нужен. Украинским сторонникам евроинтеграции бояться нужно всерьез, о них подумать некому.
Евросоюзу жалко давать Януковичу миллиарды помощи и списывать украинские долги. А тут еще Тимошенко. А США возьми да и ляпни не ко времени: а чей-то Тимошенку списывать со счетов? Пущай в политике остается, и в президенты баллотируется. Умный дипломат будет размахивать красной тряпкой перед носом быка в самый ответственный момент убалтывания? Нет, не будет. Зачем американцы ляпнули это в разгар переговоров Украины и ЕС? Чтобы помочь Юле или еще глубже ее утопить? И где все эти американские и европейские чудодеи были раньше? Ведь и Украина была бы сейчас в НАТО, и президентом Украины была бы Юлия Тимошенко. Но Запад играл в какую-то свою игру.
А теперь все пропало.
Это стало окончательно понятно в воскресенье, 24 ноября, когда украинцы, симпатизирующие Евросоюзу, потянулись в центр Киева, рассчитывая увидеть там нафантазированные прессой сотни тысяч «прыхыльныкиу». Представлялись уютные палаточные городки с выглядывающими из них веселыми лицами «маленьких украинцев», костры, полевые кухни с аппетитно дымящейся гречневой кашей, мобильные пункты выдачи валенок и теплой одежды, вообще всего необходимого для обустройства осеннее-зимнего палаточного городка.
Ничего.
Только на Европейской площади толпа партийных активистов, обильно расцвеченная партийными флагами. Над толпой стандартные майдано-лозунги, вылетающие из ревущих глоток тягныбоков на сцене. На подходах небольшие группки замерзших и угасших «прыбульцив», приехавших откуда-то из областей. «Прыбульци» выглядят очень по-разному: бабы в «хустках» и сивоусые деды в вышиванках и фашистских пехотных картузах. Еще крепкие «перебесившиеся полтинники» с пивными брюхами, волосами, забранными в «конский хвост». Неприветливые работяги, угрюмо ловящие на себе любопытные взгляды прохожих, в отместку как бы ненароком толкая их плечами. «Студики», с важностью разгуливающие компаниями, верящие в свою историческую роль, раскладывающие на земле какие-то транспаранты под «там-там-там-тикотам-дэ-нас-нэма» «Океана Эльзы». Страшненькие гопники с рабочих окраин, со своими бабами и прочей гопотой «за компанию». Всех их, приехавших из разных мест, объединяет одна общая черта они сразу бросаются в глаза на Крещатике. Их глаза глаза затравленной скотины. Их одежда пахнет отчаянной безнадежностью и бедностью. Как будто они не вчера приехали из дома, а уже третий месяц живут впроголодь в заиндевелых палатках на Майдане, без горячей воды, стирки и баньки.
Глядя на этих людей, становится понятно, до какой степени обнищали и упали духом украинцы за последние несколько лет. Путин, отпусти этих замордованных, несчастных 46 миллионов. Запад, найди миллиарды, чтобы обезопасить дохлую и олигархическую украинскую «экономику» от последствий обещанной нам торговой войны с Россией. Мечта о Европейском Союзе единственное, что сохраняет в этих рабах человеческую душу. Если отнять у них евромечту, не останется ничего. Загнать в Таможенный Союз все равно, что поймать и вернуть жестокому тирану-рабовладельцу бежавшего негра, который все эти годы жил впроголодь, скитался, страдал, надеялся на лучшее и падал духом, строил свои робкие планы на свою сложную жизнь, и все равно это было лучше, чем жизнь в неволе.
Но никому их не жалко. А сами они восстать уже не могут. Темперамента не хватает. И понимания того, что майдан это не праздник раз в жизни по большому случаю. Майдан это и есть жизнь, если хочется жить, а не ютиться в собственной стране.
Девятый вал мудрости и здравомыслия накатывает на украинцев в героические эпизоды современной украинской истории. Когда все настолько запущено, что даже самые замерзшие хаты с краю начинают проваливаться в преисподнюю, украинцы выглядывают из хат и с оживлением вглядываются в бездну. Но что они при этом несут!
Что там? Евромайдан собирают? Не понимаем смысла данного майдана. Требования какие? Или просто так прогуляться без требований? Хотим увидеть: первое лидера, который организовывает и, значит, несет ответственность за очередной майдан. Второе конкретные требования от майдана к власти. И третье четкую, конкретную, пошаговую программу-действие по вступлению в ЕС. Это не наша профессия строить железную дорогу и поезд, идущий в ЕС. В данном случае мы лишь исполнителем или пассажиром. Только поезда нет. А на иллюзии далеко не уедешь.
Ваша «профессия» быть гражданином. Хотя бы иногда.
Ну так поставьте перед нами четкие гражданские задачи. Или наша задача, как граждан, по майданам шастать? План работы где? Цели этого плана каковы? Условия? Пошаговые инструкции по работе над целями и задачами? Каков результат планируется в итоге получить от прогулок по майданам? Кто руководит этими прогулками? Кто несет ответственность за это? С кого спрашивать будем, если вдруг прогулки окажутся нерезультативными?
Не правда ли, молодцы? Таким палец в рот не клади. Поражает анекдотичность украинского бытия. Ее хорошо иллюстрирует карикатура из одного советского учебника по английскому: на первой картинке неунывающий конькобежец-любитель весело несется по льду. На второй картинке он же, такой же неунывающий, но уже с подушкой, привязанной к заду. На третьей он же, все такой же неунывающий и с подушкой на заднице, но уже с перевязанным носом.
Украинцы мечтают заставить собственное государство заботиться о них, но упорно не хотят научиться быть активными гражданами. Они конькобежцы, не умеющие ездить на коньках, но бездумно несущиеся по опасному льду и полагающиеся на подстеленную соломку.
Что там было в
Ладно. Но что украинцы делают теперь? Из-за лени и глупости они уничтожают свою перспективу обрести новую неплохую в социальном смысле родину Европейский Союз.
Им говорят: там сейчас плохо и придется экономить.
А здесь хорошо?
Им говорят: украинские предприятия и их владельцы понесут убытки, если ЕС не даст миллиарды в помощь украинским олигархам и бандитам.
А за 20 с лишним лет эксплуатации украденных заводов они не удосужились вложить часть прибыли в модернизацию? И теперь требуют от ЕС сто с половиной миллиардов евро на то, что должны были сделать сами, очень давно? Пусть возьмут деньги в офшорах.
Им говорят: придут страшные капиталисты и все отнимут.
И где логика? У холопов отнимать уже нечего, а о чем будут грызться между собой паны, им глубоко фиолетово. Пусть теперь пострадают и наворовавшиеся в приватизацию. Они боятся честной конкуренции на рынке. Но в
Им говорят: Россия нам роднее, мы лучше с ней объединимся. Помните, как неплохо нам всем вместе было в СССР?
Вранье. Перестроечно-горбачевский СССР был замечательной страной, несмотря на все трудности, но этой страны нет. Есть «правонаследница» Россия. Страна бытового и государственного беззакония. Какой между нами теперешними может быть Таможенный и прочие союзы? На каких принципах? На лубочном славянско-православного единства? На гуманитарном принципе русского мира, который не требует никаких государственных объединений, потому что существует просто как объективный социально-культурный фактор вне всяких границ и таможен? На экономическом принципе объединения слепого с глухим? На авторитарном давления на личность, когда сажают не только Власть-Раздражающих-Инакомыслящих, но даже ссаживают с поездов Просто-Едущих. Ситуативно. Потому что российским чиновникам отдали приказ мочить все украинское.
Огромная постсоветская платформа, с которой снесли социальные, социалистические и прочие идеологические надстройки, но оставили репрессивный аппарат, склонность к авторитаризму и претензии на активную геополитическую роль это страшновато. Никаких бесплатных квартир, права на образование и работу, либеральной интеллигенции, искусства, советского (как ни парадоксально) свободомыслия. Только беспросветная тьма, проедание ресурсов, отсутствие государственных стратегий развития, тысячи толоконниковых в окружении оскалившегося зечья и тезисы «цивилизованного» Михалкова о пользе патриархально-общинной жизни и крепостного права на фоне деградации среднего образования, закрытия школ и сокращения финансирования.
Разве Путин сказал: я возрождаю социальную империю всеобщего благоденствия? Нет. Что он вообще предлагает? Объединяться олигархам и бандитам.
Украинцы мудрый и здравомыслящий народ. Вообще-то, если просто идешь по улице, мудрость и здравомыслие незаметны. Иногда сбивает с толку, когда прохожий-украинец начинает давать советы, как прямо на улице оттащить идиота-ежа, переходящего дорогу перед носом несущихся машин:
Та рукамы його хапайтэ! Рукамы!
Да как руками он же колючий?
Та якый там «колючий»! Рукамы бэрить!
Да вы сами попробуйте.
Мля, ось так треба... (хватает ежа, судорожно отдергивает руку, кричит от боли)... Ой, мля!!! Колючий!!!
Жизнь гладка и приятна на ощупь, пока за нее не возьмешься собственными руками. Но это нужно сделать, потому что умозрительно никогда не поймешь, где постелить новую солому. Наперсточники всегда изобретательнее жертвы.
Спорить о Евромайдане бессмысленно. Нужно идти. Да, это крайняя мера. Да, мерзко смешиваться в одной толпе с грантоедами, выдернутыми в ночь по звонку, самолюбивыми журналистиками, глядящими в ТВ-камеры с презрительными гримасками пресыщенных примадонн, олухами-оппозиционерами. И просто идиотами.
Противно видеть на сцене Евромайдана журналиста Виталия Портникова, недавно принимавшего вместе со своим дружком Николаем Княжицким (голосующим в интересах «регионалов», но все еще депутатом БЮТ) самое деятельное участие в уничтожении «последнего оппозиционного телеканала» Украины. Теперь Портников не стесняется рассказывать со сцены о европейских ценностях. Противно видеть на сцене Евромайдана антисемита Тягныбока. Этот ненавистник «жыдиу та москалиу» не стесняется горланить со сцены о европейских ценностях.
До невозможности противен весь этот пыльный майданный фарс, шаблонные лозунги, натужные выкрики, натаскивания толпы, сама толпа: хмурая, озлобленная, больше не готовая ни на какие самопожертвования, кроме поддакивания призывам. Да, это, конечно, не Оранжевый Майдан.
Но именно поэтому идти нужно. Если придут многие, стяжатели затеряются в их числе. Если придут многие, они выдвинут из своей среды новых активистов и лидеров, а тщеславные ребята вспомнят о своем «праве на профессию» и вернутся к станку.
Майданы не праздники жизни. Майданы единственное условие выживания в этом «государстве». И неважно, насколько удачным был последний Майдан.
Важно, что он все еще возможен.
Фото автора