Онтология военного парада

«17 марта 1815 года. На высоком холме плато Мон-Сен-Жан, что находится между древним замком Угомон и бельгийским селением Мерб-Брен, неподвижно стоит группа усталых всадников. Идет мелкий дождь и холодный ветер колышет плюмажи кавалеристов.

Крупный план:
Черные ботфорты со шпорами в стременах, из-под темных накидок проглядывают яркие мундиры, руки в кожаных перчатках надежно удерживают повода лошадей.

Общий план:
На брюссельской дороге растянулась до горизонта походная линия войск. Идут уэльские полки, ганноверцы, брауншвейгцы и пехота из Нассау, чуть дальше — конная артиллерия германского королевского легиона. Воинские колонны проходят мимо холма, командиры частей салютуют обнаженными клинками. Закадровые звуки волынок. Появляется дивизия шотландской пехоты. Мужчины в килтах с тяжелыми ружьями. Голые ноги в жидкой грязи.

Средний план:
Главнокомандующий Артур Веллингтон оборачивается к генералу Вильяму Понсонби.

Диалог:
Веллингтон: Твои бравые солдаты, Вильям, не выглядят усталыми.
Понсонби: Три фунта мяса, полгаллона молока и мера пшеницы на одного человека в день. Они все из моих земель, сэр, и для многих я не просто полковник. В каждой шеренге есть пара-тройка моих сыновей...».

Эта часть сценарной раскадровки фильма «Ватерлоо», снятого Сергеем Бондарчуком в 1970 году, вошла во все учебники практической режиссуры кино.

Накануне решающей битвы английская армия совершила длительный переход под дождем. Герцог Веллингтон и его генералы не стали прятаться от непогоды в соседнем замке. Они предпочли мокнуть вместе со своими солдатами, превратив таким образом унылое движение войск в сакральное шествие — военный парад.

Вильям Понсонби — баронет, командир тяжелых кирасир — будет убит на следующий день. Атака шотландских кавалеристов захлебнется. Погибнет и большинство его солдат — внебрачных сыновей, рожденных по древнему праву первой ночи.

Сергей Бондарчук намеренно уделил минуту экранного времени незначительному диалогу. Режиссер помог зрителю совершить внутреннюю работу и понять, как накануне великого сражения достигается нравственное единение армии. Здесь, на брюссельской дороге, все готовы исполнить свой долг перед Богом, королем и людьми.

Нравственное единение

Многие историки относят появление традиций военного парада в седую древность первых государств. Накануне решающей битвы воины арийских племен демонстрировали готовность к самопожертвованию во имя жизни и благополучия своего народа. Солдаты надевали лучшие одежды, чистили оружие, чтобы встретить богов в достойном виде.

Однако реальным прототипом современных парадов принято считать древнеримский триумф, который был военно-религиозным актом, знаменующим победу Рима в войне. Армия и народ совершали сакральные действия не в храме, а на улицах Вечного города. Люди благодарили богов за дарованный успех. Церемониальное шествие легионов, принесение в жертву трофеев и массовые празднества окончательно оформили традиционную схему парада.

Светский характер римского триумфа нес большую социальную нагрузку, нравственно объединяя патрициев, плебеев и армию в достижении единой цели — процветания народа и государства.

Военные парады, идентичные современным, появились с возникновением регулярных армий в абсолютистской Европы ХVII века. Личный состав воинских контингентов формировался из профессиональных наемников и подневольных рекрутов. Солдаты и народ перестали быть единым целым, а парад из сакрального действа перерос в обычную муштру. Организованный проход строя вооруженных людей по плацу демонстрировал не патриотизм, а боевую выучку и слаженность кавалерии и пехоты.

Расцвет «парадного искусства» в императорской России падает на царствования четырех императоров: Петра III, Павла I, Александра I и Николая I. Коллективные строевые упражнения не были пустым развлечением царей. Способность войск организованно перестраиваться и навыки солдат слаженно выполнять приказы были показателями высоких боевых качеств армии.

Бытовые парады ХIХ века окончательно утратили характер сакрального действа. Исключением, пожалуй, можно назвать совместный русско-австрийский парад 1814 года в Париже, после окончательного поражения Наполеона, триумфальное шествие русского корпуса по Невскому проспекту в 1831-м в честь подавления «польского бунта» и варшавский триумф фельдмаршала Ивана Паскевича «за усмирение мятежных венгров» в 1849-м.

В начале ХХ века содержание военного парада, по мнению либеральных историков, окончательно утратило свою первоначальную нравственную природу. Русский философ и историк Константин Кавелин писал по этому поводу: «...Торжественные шествия русских солдат по улицам городов не свидетельствует о братском единении армии и освобожденных славянских народов, напротив, эти грозные парады вселяют в сердца гражданских обывателей трепетный ужас перед вооруженной машиной русских царей».

Парады тоталитарные

В первые годы советской власти большевистское руководство страны похоронило вековые традиции императорского военного парада. Правительство предложило освобожденному народу вместо «палочной шагистики» устраивать революционные театральные представления с участием больших масс красноармейцев.

В 1918 году по всей стране прокатился стихийный всплеск «театральной инициативы» народа. В Петрограде, Москве, других крупных городах устраивались многолюдные действа. Они были призваны подчеркнуть эпохальное значение Октября, показать глубину разрыва с прошлым, наглядно воплотить в зримых образах народные чаяния и надежды, связанные с социализмом.

Весь период военного коммунизма, несмотря на скудные материальные возможности, изобиловал агитационными представлениями под открытым небом. Ставили «Мистерию освобожденного труда», массовые инсценировки — «Взятие Зимнего», «Похороны Юденича» и т. д. В них участвовали тысячи солдат, молодых рабочих, учащихся, профессиональных и самодеятельных артистов.

«Москомкульт» был резиденцией главного постановщика новых театральных зрелищ Адриана Пиотровского, который активно привлекал к работе Всеволода Мейерхольда и Николая Асеева. Именно Асееву пришла идея вместо триумфального парада войск провести в Ленинграде на 7-летнюю годовщину Октября «шахматный турнир».

Сюжет массового действа впечатлил неизбалованную публику. Площадь имени Урицкого разбили на 64 квадрата. Живые фигуры одели в красноармейскую форму и форму белой гвардии. Роль пешек исполняли рядовые пехотинцы, ладей — пулеметчики, коней — кавалеристы и т. д. В королевском поле на специальных возвышениях стояли полководцы — Фрунзе и Врангель, которые при помощи жестяных рупоров руководили передвижением вооруженных шахматных фигур. В финале белые получали мат и красный кавалерист рубил голову черному барону.

Театральное безумие продолжалось недолго. Сталинское руководство начало постепенно дрейфовать от антинационального большевизма к старым традициям и обычаям русского народа. Военные парады обретают вторую и... более насыщенную жизнь. В торжественном шествии войск начинает принимать участие военная техника: артиллерия, танки, авиация. Мощь молодой Красной Армии получает более наглядное воплощение.

В биографии СССР историки отдельным абзацем выделяют два знаковых парада: 7 ноября 1941 года, когда немцы стояли в 50 километрах от Москвы и 24 июня 1945 года — знаменитый Парад Победы.

Сакральный смысл торжественного шествия вооруженных людей сохранился в гипертрофированном виде вплоть до 90-х годов. Армия проходила перед мавзолеем отца-основателя государства, на котором стояли новые вожди — олицетворяющие главенство коммунистической партии над войском и государством.

Либеральные парады

С распадом СССР на всём постсоветском пространстве о парадах одно время забыли. К власти пришли радикальные демократы, которые настойчиво внушали населению, что «публичное бряцание оружием» есть неотъемлемый признак всех тоталитарных режимов.

Однако в старых европейских демократиях военные парады продолжают играть роль цементного раствора, который сплачивает атомизированное либеральное общество. Британцев, например, наполняют гордостью торжественные шествия Уэльского полка в день рождения королевы. Жители Мадрида с нетерпением ожидают ежегодного парада испанской гвардии в честь древней победы народа в Реконкисте.

Королевские особы всегда приветствуют контингенты своих войск, которые возвращаются после выполнения миссий ООН (Югославия, Ирак, Афганистан и др.). Вооруженные люди торжественным маршем проходят по улицам европейских столиц, и народ радостно встречает своих героев. Сакральность военных парадов в ХХI веке реанимируется повсюду.

Недавнее возвращение ирландского батальона из Ирака, которое транслировала Си-эн-эн, вызвало бурю патриотических эмоций не только в самой Ирландии, но и во всех странах Британского содружества. Бойцы парадным строем прошли по ликующим улицам Дублина. Впереди солдат, как в древние времена, командир вел на поводке ирландского волкодава — тотемное животное воинов зеленого острова.

Сегодня в любой стране, которая имеет армию, проводятся военные парады. Ритуализм воинских шествий сугубо национальный. В Северной Корее и Китае — это предельно театрализованное представление, где участвуют и войска и гражданское население. Военные строем проходят по площади, гражданские трибуны образуют живые панорамы-приветствия. Предельной массовостью достигается патриотическое единство народа и армии, готовность граждан защитить свою Родину от врагов.

Руководители молодых государств постсоветского пространства недавно «очнулись» от либеральной летаргии и начали робко возрождать парадные традиции. Поначалу в «усеченном» виде. На площадях Киева, Москвы, Астаны, Минска и Кишинева 9 мая устраивали шествия ветеранов Великой Отечественной войны, затем «подтянулись» войска и военная техника, но... пока получается плохо. С парадами не ладится абсолютно у всех неолиберальных правительств.

В 2013 году на «YouTube» выложили ролик ежегодного парада Победы на Красной площади, который буквально взорвал всю Сеть. Блогеры разных возрастов и национальностей — граждане бывшего СССР — объединились в едином негодовании, которое стало реакцией на циничное поведение руководства Российской Федерации во время ежегодного парада Победы.

Что же, собственно говоря, произошло? — Да ничего особенного.

Раскадровка ролика такая: идут побатальонно войска, впереди генералы печатают прусский «гусиный» шаг и... отдают честь трем гражданам: Президенту РФ Дмитрию Медведеву, Министру обороны Анатолию Сердюкову и премьер-министру Владимиру Путину.

Высокие чиновники вальяжно сидят на удобных креслах, Сердюков в расхристанном пиджаке, его галстук болтается на толстом животе. Они улыбаются, о чем-то беседуют, жестикулируют руками. Мимо печатают шаг пехота, десантники и пограничники. Офицеры салютуют «отдыхающим» клинками, оркестр играет священные марши.

Возникает моментальная аналогия с парадом англичан в фильме Бондарчука «Ватерлоо». О чем можно говорить во время сакрального шествия войск на Красной площади?.. — Здесь можно пофантазировать:

Дмитрий Медведев. Твои гвардейцы, Анатолий, сегодня выглядят особенно хорошо.

Анатолий Сердюков. 400 граммов перловки, 20 граммов масла, 30 граммов сахара и немного мяса, господин Президент. Все они из наших земель, все они готовы сражаться...

Однако эти трое не похожи на английских лордов. Камера неизвестного репортера бесстрастно зафиксировала на военном параде образы штатских аферистов от власти.

Параллельно «доброжелатели» выложили видеофильмы об испанском военном параде, где король Хуан Карлос напряженно стоит, приветствуя проходящие войска. Об английском параде, в котором уэльсцы проходят мимо стоящей королевы Елизаветы II и видео военного парада 7 ноября 1982 года на Красной площади, где смертельно больной Леонид Брежнев стоит на трибуне мавзолея и приветствует воинов. Он умрет через три дня, но... пока он стоит и никому не приходит в голову усадить старика в кресло.

***

Либеральное постсоветское пространство разъединило людей. Сакральные военные шествия — слабый инструмент для объединения общества, но и он сегодня никак не используется.

А что происходит с военными парадами на Украине?.. Здесь нужно задуматься. Набираем в поисковике: «Ук-ра-ин-ские тра-ди-ции во-ен-ных па-ра-дов». Всемирный интеллект «Google» выдает:

1. Гей-парады на Украине — 2 млн. ответов.
2. Парады геев и лесбиянок — 869 тыс. ответов.
3. Парады невест — 436 тыс. ответов.
4. Министерство обороны Украины планирует потратить 70 млн. гривен на военный парад в Киеве. Нужно потратить — всё равно украдут. — 4 ответа.