«Распутин»: так кто на самом деле «уничтожил Россию»?

Вышедший в прокат фильм «Распутин» с Жераром Депардье мог стать настоящим шедевром. Для этого у него было всё — деньги, практически неограниченная поддержка Кремля, отличный актёрский состав и, самое главное, идея.

Хорошую идею едва не запорола реализация

Об идее мы скажем чуть ниже, а пока — о кино. К сожалению, сам фильм, если расценивать его чисто как кинематографическое произведение, получился ну очень слабым.

Во-первых, Жерар Депардье. После того, как великий (в прошлом) французский актёр сбежал от налогов в Россию, получив из рук Владимира Путина паспорт с пропиской в Саранске, над ним не смеялся разве что ленивый. Не будем повторяться и вспоминать российские похождения 64-летнего француза (от связей с молодыми актрисами — до плясок с Рамзаном Кадыровым), а лучше дадим слово самому Жерару Депардье: «Я всегда чувствовал личную близость с этим персонажем (Распутиным, — ред.) и только ждал возможности сыграть его в кино или на сцене».

Да, новоиспечённый фаворит Кремля мог бы потягаться в распутстве со своим кумиром — он этого, как и Распутин, даже не скрывает. Однако нужно ли этим гордиться? Что касается непосредственно игры Жерара Депардье в фильме «Распутин», следует с сожалением признать, что она была... никакая. А в глазах его вместо адского блеска сибирского старца читалась лишь скука.

Во-вторых, мне непонятно, как можно было утверждать на роль Николая II, «мягкотелого подкаблучника» (так называют его в фильме), героя боевиков Владимира Машкова, который был, мягко говоря, не в своей шкуре? Если это — творческий эксперимент, то явно неудачный. Кстати, интересно, что в 2014 году должен выйти сериал «Распутин», главную роль в котором сыграет как раз Владимир Машков; однозначно — Распутин для него куда более характерен, чем последний император России.

В-третьих, игра актёров в целом. Она была под стать работе звёзд экрана — никакой. Герои картины играли чересчур академично, ни у одного из них не наблюдалось и толики характера, за который зрителю пытались выдавать эмоциональные срывы. Вот такие герои — аморфные неврастеники.

В-четвёртых, на протяжении всей картины не покидало ощущение, что смотришь не полнометражный художественный фильм, а нарезку как минимум 16-серийного вечернего кино для ТВ. Причём, говорить о каком-то качестве монтажа не приходится в принципе.

На выходе получилось неудобоваримое и скучное кино, которое вряд ли стоило бы рекомендовать к просмотру.

Если только не всмотреться в суть того, что осознанно или случайно поведали зрителю создатели фильма.

Что сгубило монархию?..

Едва ли не самым живым образом в фильме получился князь Феликс Юсупов (убийца Распутина, именно его мемуары легли в основу сценария картины), гомосексуальность которого создатели картины демонстративно решили выдвинуть на первый план. Однако в контексте понимания картины данный момент отнюдь не выглядит дешевым эпатажем (в отличие от сцены с голым Депардье в постели с тремя молодыми девушками). Именно используя образ убийцы Распутина, создатели фильма максимально подчеркнули тот уровень морального и нравственного разложения российской элиты, приведшей, в итоге, к краху монархии. И, может быть даже сами того не желая, в картине задались вопросом: так кто на самом деле «уничтожил Россию»?

Характерно, что фильм начинается со сцены расстрела царской семьи. После чего, отматывая назад годы, нам предлагают проследить за ходом событий, приведших к такому кровавому финалу.

Наравне с падением аристократии это и откровенная слабость Николая II, втянувшего Россию в ненужную и фатальную Первую мировую войну. Императора, потерявшего даже минимальный контроль над страной.

Да и сам Распутин, как бы ни пытались из него слепить гения и пророка, на экране раз за разом возвращался к чему-то похотливо-низкому. И тот факт, что царская семья окончательно дискредитировала себя и в лице народа, и в лице деградировавших элит связью с этим человеком, красноречивее всего объясняет, почему развалилась Россия — отнюдь не усилиями немецких шпионов или большевиков-террористов...

Только вот, возвращаясь к художественным ценностям картины, есть большие сомнения, что данный посыл дойдёт до массового сознания зрителей. Как показывают оценки зрителей (весьма средние, на «троечку») и их отзывы, большинство так и не смогло увидеть за формой смысл.

В конце — небольшие политические параллели. Идея фильма «Распутин» принадлежит Жерару Депардье. Причём, как сказал сам актёр, сценарий картины утверждали лично с Владимиром Путиным. Не знаю, какие смыслы в фильм вкладывали в Кремле, однако события столетней давности в очень многих моментах напрямую перекликаются с нынешними реалиями. Как и конкретные исторические личности. Добавлю, что картина вышла в прокат на Западе еще в конце 2011 года. Накануне предстоящих мартовских выборов президента фильм в России решили не показывать?..