Представьте себе, что в Украине завелся свой Эдвард Сноуден. Насобирал информацию о том, как СБУ и ГПУ прослушивают всех и вся, перехватывают имейлы, сканируют аську и скайп, заражают компьютеры и смартфоны шпионскими программами и дал деру за бугор.
Когда первый шум утихнет, выяснится, что «украинский Сноуден» персонаж бесполезный. О том, чем занимаются в ГПУ и СБУ, и так все знают: и о прослушке, и о слежке. Что нового расскажет беглый честный айтишник? Предоставит реальные доказательства того, что слежка и прослушка не параноидальные фантазии оппозиционеров? Да нам и доказательства эти не нужны. И без них в бывшем советском человеке живет уверенность, что под колпаком может оказаться каждый. А технически продвинутый представитель поколения Y или Z знает, что организовать этот колпак проще простого. Доказательства бы имели какой-нибудь вес в стране с независимой судебной властью, но наша к таковым не относится.
Мы и так знаем, чем заняты наши спецслужбы. Их важнейшая задача на сегодняшний день от ГПУ до СВР найти полумифические «миллионы Юли». В идеале еще и весомые доказательства того, что она убила Щербаня.
Представьте себе, что в Украине завелся свой Джулиан Ассанж. Взял и вывалил в Сеть секретные документы украинской власти. Ну и что вы надеетесь там увидеть? Абсолютно официальный «Вестник государственных закупок» публикует сведения об открытом распихивании средств госбюджета по нужным карманам и их бессовестном транжирстве на всякие «анально-массажные ванны» и гражданам нет до этого дела. Так какие же секретные документы могли бы их потрясти?
Интерес, конечно, представляли бы тайны украинской внешней политики. Но в Украине МИД не имеет к ней отношения. Внешнюю политику проводит один человек лично президент, менее чем за месяц совершивший два таинственных визита к российскому коллеге но неужели вы думаете, что МИД в курсе этих переговоров? Боже упаси! Украинские дипломаты знают об их содержании не больше нас с вами. Просто в одно прекрасное утро им, к примеру, придет депеша, предписывающая объяснять правительствам стран пребывания, почему Украина не считает более возможным подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС.
Путин и Янукович не ведут протоколов секретных встреч, Кокс и Квасьневский не публикуют бюллетени о ходе своих визитов в Украину. Там нечего красть. Украинскому Ассанжу понадобился бы миелофон, а не ноутбук.
И потом, что-то похожее у нас уже было. Даже круче. Украинского «папашу» Сноудена и Ассанжа звали Коля, служил он майором госохраны. Коле выпала честь сыграть роль дефибриллятора, вернувшего к жизни украинское общество в начале нулевых. Коле же досталась участь на долгие годы привить его от любых подобных сенсаций.
Вряд ли украинские Сноуден или Ассанж смогли бы повторить его успех но вот пройти его путь от героя до паяца смогли бы в сжатые сроки.