«Пирожки с буквами» как зеркало эволюции осмысленного текстосложения

Если обезьяну усадить за клавиатуру компьютера, то существует небольшая вероятность, что рано или поздно среди хаоса букв и знаков мы увидим осмысленные слова, а может даже и предложения. Теорема о «бесконечных» обезьянах, которые в неопределённом будущем могут дружным коллективом «случайно» напечатать «Войну и мир», подводит нас к мысли о том, что любое возможное событие рано или поздно произойдёт. Всё дело лишь в степени вероятности наступления этого события.

Другое дело Homo Sapiens. Когда в плавное течение событий помимо стандартного набора случайностей и закономерностей вмешивается пытливый человеческий разум, итоговый результат эксперимента невозможно предугадать никакими известными математическими моделями. Возьмём для примера поэзию. Точнее, её малые жанры. Уж сколько за всю историю развития устной и письменной культуры было создано разновидностей и подвидов короткой стихотворной формы, представляющей собой законченное произведение: хокку (хайку), танка, частушка, лимерик, эпиграмма, одностишия, двустишия — всего не упомнишь, а пытливое человечество продолжает ставить эксперименты над внешней стороной и содержанием литературного текста.

Вот вам, товарищи, свежайший (в исторических масштабах) пример новорождённого стихотворного формата — пирожок. Как просвещает нас электронная энциклопедия современной культуры, фольклора и субкультуры «Луркоморье», пирожки (вариант — перашки) — четырёхстрочные стихи без рифмы («нескладушки»), без заглавных букв, без знаков препинания, строго определённого ритма и размера (четырёхстопный ямб, 9-8-9-8 слогов). Первый пирожок был опубликован в Интернете десять лет назад:

когда играют кастаньеты
когда звучит пожарный гонг
идут по улице солдаты
их ружья тёплые как соль

Автор этого стихотворения Владислав Кунгуров (aka al cogol) уже к концу 2003 года вёл интенсивную переписку и обмен пирожками с поклонниками новорождённого жанра на одном из российских форумов. Количество читателей росло стремительно. А так как каждый прочитавший тут же писал свой пирожок, также быстро росло и число авторов. Бурно развивающееся интернет-пространство стало удачной платформой для молниеносного распространения плодотворной поэтической идеи.

Казалось бы — ничего революционного ни по форме, ни по содержанию в пирожках нет. Почему же не частушки, не хокку, не лимерики, а именно пирожки определили основной тренд последнего десятилетия сетевой поэзии? Возможно — понятные и внятные правила, разработанные первыми авторами, возможно — ощущение простоты сочинения (на самом деле ложное ощущение!), но скорее всего — возникший в среде первопроходцев пирожковый дух, который неясными очертаниями виден в каждом настоящем шедевре:

олег поешь помой посуду
оксана мужу говорит
и он поел а мыть посуду
не стал поскольку не олег
© оман

Пирожок не обязательно должен быть смешным. Есть целая серия грустных, даже печальных стихотворений. Многообразие пирожкового мира поражает своим глубинным смыслом, иронией, особым отношением к жизни и творчеству. Безусловно, прежде всего, это сетевая форма стихосложения. Многочисленные сообщества и сайты заполнены авторскими и копипастными четверостишиями. Известно пирожковое сообщество в ВКонтакте, насчитывающее четверть миллиона (!) участников.

Изредка пирожки выходят из сети на бумагу. На сегодняшний день известны четыре бумажных сборника коротких стихов: «Непоэзия. Избранные пирожки», «Пирожки с буквами», «Cookies-poem (стихи-пирожки)» с переводом на английский и альманах «Пирожки». Все книги составлены из стихотворений разных поэтов. Количество авторов варьируется от четырёх человек до нескольких десятков.

Составитель книги «Пирожки с буквами», он же известный автор жанра, Александр Силаев (silaev_a) говорит так: «Я — автор короткой формы. Написать страницу для меня совершенная мука». Многим творческим людям акт написания пирожка заменил все другие формы словотворчества. Информационно насыщенное время провоцирует интерес читателя к короткой форме произведений, что в свою очередь определяет лаконизм, краткость и афористичность современного стихосложения.

Лень — двигатель прогресса. Только ленивый человек может изобрести колесо, чтобы не таскать тяжести, дистанционное управление, чтобы не отрывать попу от дивана и короткое произведение, которое по своему богатому внутреннему содержанию может заменить целую поэму.

мы просим вас тамара львовна
носить как минимум трусы
глеб александра марк семёныч
всего сто сорок подписей
© sometimer

Лично я рекомендую после прочтения использовать книгу «Пирожки с буквами» как книгу «гаданий». Открывайте на первой попавшейся странице, вслепую тыкайте пальцем в четверостишие и читайте, что ждёт вас сегодня.

не всю марину любит игорь
а лишь один её фрагмент
однако взял женился сдуру
на всей марине целиком
© silaev_a

Творческая жизнь интернет-сообщества не стоит на месте. Жанр пирожков как любой живой организм живёт, развивается и пускает отростки. Удачные пирожки с нецензурной лексикой составляют отдельную боевую группу жанра. Некоторые «непослушные» авторы специально нарушают строгие правила и рифмуют строки, сдвигают ударения и ритмы строк. Иногда это приводит к большим сетевым перебранкам и виртуальным конфликтам, а иногда к рождению нового жанра.

Таковым стал самый юный жанр порошки, возраст которого можно смело определить как младенческий. Порошок — это тот же пирожок, только с рифмой и усечённой четвёртой строкой. Этот жанр быстро стал новой возможностью для творческого человека быстро заявить о себе как о новом авторе.

лежит у маленького коли
в карманах тридцать желудей
и он богаче всех на свете
людей
© ретровирус

«Русские хокку», как часто называют пирожки, жанр-долгожитель по нынешним временам. Популярность его поддерживают знаменитые блогеры и сетевые звёзды. Пирожки сочиняются, копируются, вывешиваются в качестве статусов в социальных сетях, приклеиваются к фотографиям, образовывая демотиваторы и мотиваторы. Интерес к ним не угасает. Ежедневно сотни свежих пирожков появляются в сети.

Попробуйте же и вы написать свой пирожок. Смелее придвигайте клавиатуру и не чувствуйте себя «бесконечной» обезьяной. Ей неизвестен главный секрет хорошего пирожка. А он прост — наличие «начинки». Смешная или серьёзная, духовная или бытовая, ироничная или политическая — хорошая начинка даст изысканный вкус настоящему пирожку и сделает вас мастером.

мои тяжелые носилки
нести я нанял близнецов
чтобы они однажды утром
пошли назад а я б не знал
© zhenshen