Сняв фильм «Пятая власть», американцы показали, как перевернуть всё с ног на голову, назвав чёрное белым.
Вышедший в прокат фильм «Пятая власть» о создателе сайта WikiLeaks Джулиане Ассанже должен был стать главным антиамериканским фильмом последних пяти лет после «Буша-младшего» Оливера Стоуна. К сожалению, на выходе мы получили очередную американскую агитку на тему грядущего «торжества демократии» во всём мире. Ну а США, несмотря на военные преступления и Гуантанамо, всё так же остаются цитаделью прав человека, стоящими во главе всего.
От создателей комиксов
Для того, чтобы понять, о чём фильм «Пятая власть», в первую очередь стоит сказать о нём как о кинематографическом произведении. Как вы считаете, может ли снять крепкий общественно-политический триллер человек, создавший сагу «Сумерки»? И это на
Картина была холодно принята зрителями, с трудом отбивая в прокате лишь десятую часть
Добавим, что самого Джулиана Ассанжа сыграл британец Бенедикт Камбербэтч. Лично для меня он стал воплощением искусственности в кино своей ролью Шерлока Холмса в современном «Шерлоке». Тот факт, что последний затмил в сознании молодёжи образ Василия Ливанова, лишь подтверждает вконец испорченный вкус так называемых киноманов.
Биографическая сказка
Учитывая сказанное выше, как в случае со «Сталинградом» Бондарчука-младшего и другими фильмами, замахивающимися на эпохальность, ничего хорошего ждать от «Пятой власти» не приходилось.
Да и назвать картину биографической нельзя. Интересно, что в конце фильма сам Джулиан Ассанж устами Бенедикта Камбербэтча сей факт и озвучивает. Фильм был снят на основе мемуаров соратника основателя WikiLeaks Даниэля Берга, который не только побил горшки с Джулианом Ассанжем, но и поспособствовал его преследованию.
Сам Джулиан Ассанж не только назвал фильм лживым, но пытался судиться с Даниэлем Бергом.
Впрочем, после выхода «Пятой власти» основатель WikiLeaks пока о суде не говорил и даже общался с создателями фильма. Насколько это можно сделать, сидя в эквадорском посольстве.
Шизофреник и крайне неприятный тип
Заметил: стоит только в США очередному парню пострелять из ружья или взорвать бомбу, одним словом устроить теракт, как из виновника тут же начинают лепить форменного психа. Действительно, куда проще и целесообразнее объяснить американскому народу, что ещё одна бойня следствие психических расстройств одного конкретного человека, который и на исламских форумах сидел, и с марксистами общался, и вообще, по словам знакомых и соседей, был угрюм и нелюдим. А в «дисциплинарном санатории» под названием США всё хорошо. Атмосфера позитивная. Так что, пускай, очередное ЧП будет лишь выходящей из ряда вон вспышкой концентрированной индивидуальной агрессии, а не реакцией больного общества.
В ЕС, на аудиторию которого фильм был рассчитан наравне со США, если не больше, дела с причинно-следственной связью у населения обстоят не лучше. Возьмём того же Андерса Брейвика: «норвежскому стрелку» активно перемывали косточки в глобальных СМИ, сделав из процесса над ним (да и его заключения тоже) настоящее шоу. При этом мало кто не только прочитал его манифест, но и говорил о том, почему простой парень вдруг взял и убил 77 человек. Людям куда интереснее было читать о личной жизни террориста его маниях и фобиях. О его любовнице из Минска, например.
Так же и в фильме с Джулианом Ассанжем он зачитывается Петром Кропоткиным и Александром Солженицыным (дивно сочетание, хотя поклонники «Сумерек» вряд ли это прочувствуют), красит волосы, убеждая всех, что поседел ещё в детстве, кидает друзей и сливает информаторов, постоянно выходит из себя, страдает мизантропией и нарциссизмом, признаваясь в собственной шизофрении, и напропалую врёт, врёт, врёт! Ну крайне неприятный тип. Спасибо создателям фильма, что хоть не показали историю с «изнасилованием», которую безуспешно пытались пришить их герою.
Другое дело Дэниэл Берг: у него есть девушка (нормально любить которую ему мешает маньяк-товарищ), он по-настоящему борется за правду, а не лелеет собственное эго. Наконец, он искренне переживает об информаторах и семьях фигурантов слитых документов и переписок. Несмотря на военные преступления и Гуантанамо. Правда ведь дороже.
Смещая акценты
Однако Джулиана Ассанжа в откровениях бывшего товарища и «Пятой власти» возмутило даже не собственное воплощение в кино, а ложь, звучащая в фильме.
Так, о военных преступлениях США и о Гуантанамо, о которых я вспоминаю вновь и вновь, в фильме говорится нехотя и вскользь.
На первый план выдвигаются заявления (Джулиан Ассанж отрицает, что сайт WikiLeaks публиковал подобное) о ядерном оружии в Иране, и химическом в Ливии. Старо предание. И как тут не устроить «арабскую весну», не принести «свободу и демократию»?
В «Пятой власти» американские киношники демонстрируют настоящий мастер-класс: как можно переврать факты, которые даже не успели стать историей и происходят прямо сегодня.
Главный посыл фильма гласит: «Пятая власть это ты. Ищи правду». Всё это напоминает разговоры о «гласности», под которые разваливали СССР.
В картине, помимо цитирования Александра Солженицына, присутствует и ещё одна весьма показательная сцена: немка, жившая когда-то в «тоталитарном» ГДР, томно вздыхает, что если бы Джулиан Ассанж появился тогда в её время, Берлинская стена рухнула бы намного раньше.
Сегодня рушатся другие стены. О чём нам охотно рассказывают создатели фильма. Военные преступления и Гуантанамо же производственная необходимость на пути к «свободе и демократии».