В украинском телепространстве появился новый проект, призванный объединить Запад и Восток Украины. Это программа «Покажи їм! Львів-Донбас шоу», которую совместно выпускают два региональных телеканала: западноукраинский ZIK и «Донбасс». Концепция многосерийного телепроекта заключается в том, что Львов и Донецк обмениваются своими жителями разных профессий (шахтерами, поварами, таксистами, тренерами, детскими воспитателями, шоуменами и т.д.).
«А что будет, когда наши поедут во Львов? А что будет, когда галичанин окажется в Донецке?» интригует директор телеканала «Донбасс» Юрий Сугак, отмечая, что жители Донетчины знают Львов только как туристический город. А вот директор медиа-холдинга ZIK Дмитрий Добродомов акцентирует внимание и на политическом контексте реалити-шоу: «У нас есть, что показать, и показать многим. В том числе и политикам. Показать, действительно ли жители разных регионов Украины враждуют между собой, или, может, на самом деле между ними нет агрессии или нездоровой конкуренции. Люди должны противостоять стереотипам, которые им пытаются внушить политики».
Первую серию телепроекта показали в минувшее воскресенье, 13 октября. Героями выпуска стали «молодая и зажигательная львовская таксистка Оксана и ее вдвое старшая коллега из Донецка Антонина». Полную версию этой серии можно посмотреть здесь, а вот краткий анонс:
А я хотел бы остановиться на ключевых политических и социально-психологических моментах, отразившихся в этой программе. Стереотипы в межрегиональных отношениях, современные образы городов страны, гендерные представления, все эти вопросы продолжают оставаться актуальными для общественной мысли сегодняшней Украины.
Стереотипы
Итак, в начале первой серии «Покажи їм!» авторы программы демонстрируют целый ряд стереотипов, проявляющихся во взаимоотношениях Галичины и Донбасса. Львовяне о дончанах: «Вони все роблять якось не так, говорять чужою мовою...». Дончане о львовянах: «Они все делают как-то не так, без размаха и простора». Далее показан сатирический мультипликационный образ, который можно описать, как «бандит бьет беззащитного патриота в вышиванке».
Донецкая таксистка Антонина полагает, что разницы между донецкими и львовскими жителями нет, но украинского языка она не знает. А таксистка из Львова Оксана, в свою очередь, считает шахтерскую столицу «опасным городом», а его жителей «высокомерными и агрессивными», и вообще, она за то, что в Украине нужно говорить только на украинском языке. Дончанке Антонине попадается львовский пассажир, который оказался местным депутатом (по всей видимости, «свободовцем»), впоследствии пристыдившим ее за то, что она не знает украинского. Правда, «прицепившись» к Антонине из-за языка, львовский политик все-таки не скрывал своего добродушного отношения к женщине. Не менее добродушными были шутки по поводу «языкового вопроса» и у молодых донецких парней, которых подвозила львовянка Оксана. А еще во Львове Антонина наткнулась на символическую надпись на стене: «Не розмовляй мовою ката». Этот фрагмент был также обыгран в духе мягкой иронии.
В конце серии резюмируется, что Оксана окончательно избавилась от стереотипов об «опасных донецких», их «высокомерия» и «нелюбви к украинскому языку». Антонина же получила урок от львовских пассажиров: если в следующий раз она соберется поработать таксистом в столице Галичины, то перед этим она обязательно подтянет свой украинский.
Все вышеуказанные стереотипные элементы подводят уже к другим косвенным выводам. А именно: ироническое обыгрывание «камней преткновения», на которых строятся мифы, более эффективно, чем боязливое стремлении обходить «острые вопросы». Во-вторых, сама форма телепроекта лишний раз подтверждает то, что одним из наиболее перспективных средств консолидации страны является внутренний туризм.
Когда дончане и львовяне, прорываясь сквозь пелену негативных стереотипов друг о друге, будут ездить друг к другу в гости, знакомиться и общаться, на первый план будет выходить то, что нас по-человечески объединяет, а не то, что политически разъединяет. Но для этого, очевидно, нужны специальные туристические программы. А еще... правильный настрой. Чистому все чисто, грязному все грязно. Если я, отправляясь в чужой город, буду держать в голове негатив, мол, «ко мне там все враждебно будут относиться», я обязательно нарвусь на какое-нибудь хамство или наглость. Если же мы хотим, чтобы к нам в чужом городе относились мирно и дружелюбно, давайте помнить о золотом правиле этики.
Простота, гламур и гендер
В стартовом выпуске реалити-шоу была еще одна многозначительная параллель. Во Львове Антонине попался пьяный пассажир, едва не оставивший таксистку без оплаты за проезд. Но на помощь дончанке вовремя явились львовские коллеги, которые в итоге заставили захмелевшего гражданина расплатиться. Этот хэппи-энд Антонина и ее новые друзья-таксисты решили отпраздновать рыбалкой и шашлыком.
К чему отсылает сюжет? А к тому, что во Львове живут не только «отчаянные националисты» и «надменные интеллигенты», а еще и простые мужики, которые всегда готовы помочь женщине. И душевно отдохнуть на природе они тоже любят. То есть речь идет о том, что, по идее, так близко и донецким мужикам.
В то же время в машину к львовской таксистке Оксане садится гламурная дончанка с собачкой, редактор глянцевого журнала, которая, заинтересовавшись внешностью Оксаны, предлагает ей сняться в фотосессии, но только в более женственном образе. Таксистку приятно удивило такое предложение, она соглашается, снимается в этой фотосессии, а потом с новыми донецкими подругами Оксана идет в один из богемных ночных клубов Донецка. Там девушки развлекаются, пьют коктейли, и там же Оксану уговаривают спеть в караоке «Спят курганы темные...».
Какой посыл просматривается в этом сюжете? По-моему, такой, что не нужно современный Донецк воспринимать только как территорию простецкой пролетарской культуры. Мол, здесь и гламур уже давно поставлен на серьезные рельсы. Правда, я, как дончанин, не вижу никакого повода для гордости в потребительско-понтовской плоскости жизни моего города. Почему львовянку не повели, например, в Донецкий областной художественный музей? Директор этого музея Галина Чумак могла бы отлично пообщаться с Оксаной на украинском языке и рассказать о культурных традициях и достижениях Донбасса. Впрочем, какое время, такие и ценности.
Кстати, о современных ценностях. Сам факт, что для первой серии «Покажи їм!» были выбраны женщины с мужскими профессиями, отлично символизирует, что феминизм украинкам уже не нужен. Украинская женщина исторически обладает особой ролью в семье и обществе...
Да-да, тот самый архетип)))
Трудно судить, как будут влиять на телезрителей выпуски нового львовско-донецкого реалити-шоу. Бесспорно то, что передача актуализирует тему налаживания мирных и добрых отношений между жителями разных регионов страны.
Человек недоверчивый мог бы, конечно, предположить, что «Покажи їм!» придумали не для того, чтобы объединять запад и восток Украины, а наоборот раскалывать их; не разрушать стереотипы, а подчеркивать. Знаете, что-то из серии: пусть поверхностно и в целом покажем позитив, а телезритель сам подсознательно разглядит заложенный и ненавязчивый негатив... Но в первой серии телепроекта очевидных признаков такой манипулятивной технологии лично я не разглядел. Будем верить в лучшее.