Сейчас стало модным рассуждать о том, как «Россия потеряла Украину в противостоянии с ЕС». Журналисты, блогеры, политологи напропалую упражняются в изящной и не очень словесности на заданную тему. Чего только я ни читал: прощальные письма Путину от «гордых представителей украинской нации», рассуждения о глубочайшей культурной пропасти между украинцами и россиянами, насмешки над внешней политикой РФ, замаскированные под аналитику, безумное блеяние украинских политиков о «цивилизационном выборе»...
...Несмотря на разницу форматов, все авторы и спикеры слились в едином порыве злорадства: мол, что, Рашка, прощелкала свое «украинское счастье»?
Обсуждение провала российской внешней политики на украинском направлении стало обязательным для каждого украинского СМИ, для каждого прозападного журналиста. Более того даже пророссийски настроенные авторы и площадки с горечью заговорили о проигрыше Москвы. Альтернативную точку зрения мне удалось найти всего одну. Там очень много спорных утверждений, но присутствует нетривиальная мысль: как можно рассуждать о провале политики, когда никакой единой, протяженной во времени политики не было?
Для внешнего наблюдателя современная Россия как самоосознающий себя субъект и более-менее полноценный игрок на мировой арене оформилась к концу второго президентского срока Владимира Путина. Именно к этому времени национально настроенные элиты смогли как-то мобилизоваться и дать отпор элитам компрадорским. Война за государственные интересы как внутри России, так и за ее пределами вступила в открытую активную фазу. Как это ни печально для украинского самолюбия, но у россиян нашлись более важные дела, чем тешить наше чувство собственной важности.
Я не располагаю ни желанием, ни достаточной информацией, чтобы анализировать весь тот набор ситуативных ходов и решений, которые принято называть политикой РФ в отношении Украины. Мне неинтересно, сколько там было успехов, сколько поражений. Мне интересно, почему за рассуждениями о проигрыше Москвы, никто не заметил сокрушительного фиаско Украины как самостоятельного государства.
Чем больше я наблюдаю за поведением украинских элит в ситуации выбора между ЕС и ТС, чем больше узнаю мнений украинских граждан по этому вопросу, тем сильнее Украина напоминает мне скорбную умом приживалку-содержанку, чья единственная свобода и независимость заключается в выборе «папика», который будет ее «пользовать».
В отношениях с Европейским Союзом мы безропотно приняли ультимативный и откровенно кабальный вариант соглашения о торговой ассоциации. Непонятно, на какое улучшение жизни при такой пассивности рассчитывают украинцы. Особенно в случае более глубокой интеграции в европейские надгосударственные структуры. Ведь в Европарламенте и прочих органах ЕС, распределяющих блага между странами-членами, действует закон джунглей. Хорошие условия для своего государства там нужно буквально выгрызать зубами. Быть сильным, гибким, беспринципным. Думать на 10 ходов вперед.
Чего добьются украинские дипломаты и чиновники, привыкшие безропотно складывать лапки перед любым европейцем? Какие украинские интересы смогут отстоять, если им на уровне рефлексов прошили слепое повиновение европейским начальникам? Я уже молчу об украинских олигархах, давно сидящих на коротком поводке у европейских финансовых структур (ведь именно там они хранят вывезенные из своей страны деньги и очень боятся их потерять).
В отношениях с Россией выступили не лучше. Вместо того, чтобы разработать и предложить свой вариант таможенного соглашения, начали мямлить о статусе наблюдателя, о непонятном формате «3+1». Лично я интерпретировал эту позицию однозначно: «Нам лень работать и брать на себя ответственность. Вы сделайте все, а мы посмотрим. Будет халява присоединимся».
После такого захода Украину, естественно, мягко послали. Украинцы не преминули оседлать своего любимого конька: обиделись в очередной раз и припомнили все предыдущие исторические обидки, большая часть которых надумана.
Поразительно, но хотя большинство спикеров, выражающих позицию Украины по ТС мужчины, ведут они себя по-женски (а точнее как наиболее истеричные представительницы женского племени). Эмоционально и неуравновешенно. Вместо четкой, логически обоснованной и волевой позиции истерика и обиды на недостаток внимания, на недостаточно ласковые слова в свой адрес. Глупые и неосуществимые угрозы.
Так ведут себя в семье младшие родственники, избалованные и никогда не добивавшиеся хоть чего-нибудь самостоятельно. Так ведут себя маленькие глупые девочки, получившие все на халяву. Но никак не потомки древнего народа, бывшего центром и стрежнем огромного славянского государства. Неужели нам до сих пор не понятно, откуда берутся снисходительность и издевка в отношении россиян к украинскому государству и украинцам?
Заявляя, что Россия недостаточно обиходила Украину, не поняла ее глубинную историко-этническую идентичность, украинцы сами превращают себя в безвольный приз. Отказываются от статуса самостоятельного и активного игрока. Отрицая утилитарный подход в пользу туманного «цивилизационного выбора», расписываются в собственной политической незрелости и несостоятельности. Выстраивая свое отношение к ЕС по принципу «любой ценой в Европу, а там хоть трава не расти», обрекают себя на роль людей второго сорта, на место ресурсной базы.
Такое поведение естественно для украинских политиков (как провластных, так и оппозиционных), которых Европа давно и прочно держит за наиболее деликатные и мягкие места. Объяснимо для украинских журналистов, внешне, казалось бы, независимых, но на деле более ангажированных, чем их гротескные коллеги с центральных российских каналов. Однако абсолютно неприемлемо для граждан, которые ведут осмысленное существование и хотят понимать, что происходит вокруг.