Майкл Гриндон: Объём украинского телерынка должен составлять $2 млрд

Телевидение Украины приближается к тому, чтобы стать самостоятельным бизнесом. Объём отечественного телерынка исчисляется сотнями миллионов долларов. Постепенно начинают появляться передачи, созданные от начала и до конца силами исключительно украинских специалистов. Оптимистично настроенные украинские телепродюсеры намерены вскоре отправлять свой контент в другие страны.

Для того, чтобы не наделать ошибок в огромном выборе новых возможностей, навалившихся на украинских телепродюсеров, в качестве эксперта и консультанта в Киев был приглашён Майкл Гриндон. Долгий список заслуг и достижений этого знатока мировой телеиндустрии венчает один весьма красноречивый факт. Когда он занимал пост президента компании Sony Pictures Television International, её ежегодный доход вырос до $2 млрд.

В рамках медиафорума Kiev Media Week Майкл Гриндон провёл ряд встреч, а также прочитал лекцию о последних тенденциях в телеиндустрии. Сразу после этого мы и встретились с ним, чтобы подробнее расспросить о том, что ждёт украинское телевидение в будущем, как бороться с интернет-пиратством, когда у нас может появиться полноценное он-лайн TV, а также о том, что для этого уже сегодня необходимо исправить.

По мнению экспертов, объём украинского телерынка составляет около $400 млн. Однако сегодня он лишь начал активно развиваться, и пока что далёк от своего максимума. Как вы считаете, каков потенциал нашего телерынка?

Знаю, что в 2007 году объём украинского телерынка составлял $600 млн. В последние годы спрос на телепродукцию в вашей стране упал. Сложно предсказать, каким он станет спустя несколько лет. Потенциально же он может вырасти до нескольких миллиардов. Ведь Украина лишь в самом начале пути формирования своего самодостаточного телерынка. Например, объём телерынка России, население которой всего лишь в три-четыре раза больше, чем в Украине, превышает размеры вашего в десять раз. Думаю, что оптимальным для украинского телерынка был бы размер в $2 млрд.

А сколько составляет размер телерынка США?

Объём внутреннего рынка — около $12-14 млрд, а если учитывать и международное вещание, то $25-27 млрд.

Сегодня телесериалы, которые создаются исключительно для Интернета, не столь качественны, как сериалы, которые снимаются для обычного телевидения...

Эта тенденция сохранялась до недавних пор. В последние же годы начали появляться действительно сильные сериалы, которые создаются исключительно для Интернета. Например, «Карточный домик».

Интернет стал очень мощным дополнительным ресурсом, за счёт которого у телепродюсеров появилась возможность получить сверхприбыль. Ну, а зрители теперь могут смотреть интересующие их шоу или сериалы не только по телевизору, но и на любом другом гаджете, а также в любое удобное для себя время.

Как вы считаете, когда уровень украинского телеконтента поднимется настолько, что его начнут покупать европейские, американские или восточные телеканалы?

Украинский телеконтент никогда не станет популярным в США. Даже французский телеконтент, несмотря на свой высокий уровень, не пользуется спросом в США. Французы снимают сериалы и телепередачи для своих соотечественников. Иногда они создают сериалы, сюжеты которых понятны действительно в любой другой стране. Но даже они не доходят до американских телеканалов. Насколько я знаю, в Украине нет хороших сценаристов, которые способны написать сценарий, который бы заинтересовал иностранца. Ведь культура вашей страны достаточно плохо сообщается с другими странами. Украинцам нужно больше открываться другим культурам. Украина могла бы экспортировать свой контент в страны, которые похожи на вас ментально. То есть постсоветские и восточноевропейские государства.

Как вы считаете, в чём заключается ключевой недостаток украинского телевидения?

Прежде всего, Украина — это крупная страна с достаточно большим населением. Так что в вашей стране должно быть больше развлекательного телеконтента, произведённого именно силами вашего телевидения. Для этого телепродюсеры должны вкладывать в развитие своих проектов значительно более крупные суммы. Кроме того, ваши учебные заведения должны выпускать специалистов более высокого уровня. Знаю, что уровень телевизионного образования в Украине оставляет желать лучшего. Также в вашей стране нужно активно развивать интернет-телевидение. Люди должны получить возможность выбирать между кабельным и интернет-вещанием.

На своей лекции я рассказывал о том, что в последние годы по всему миру прокатилась тенденция фрагментации телеконтента. Массово появляются телеканалы для аэропортов, отелей, сетей магазинов... И такие каналы пользуются успехом. Сегодня у телевизора уже не собирается вся семья, а практически у каждого члена семьи есть свой доступ к телевидению. Так что нужно создавать не универсальный контент, ориентированный на все категории зрителей, а узкопрофильные передачи.

К сожалению, в Украине крайне сильно развито интернет-пиратство. Среди терабайтов нелегально-распространяемого контента часто можно встретить и телепродукцию. Что бы вы посоветовали украинским телевизионщикам для борьбы с этим?

Телепередача или фильм обязательно должны выкладываться на сайт самого телеканала. Сегодня большинство крупных мировых телеканалов предоставляют своим зрителям возможность пересматривать на своём сайте все передачи за последние семь-десять дней. Как показывает опыт, преимущественная часть зрителей согласна просмотреть рекламу или даже заплатить небольшую сумму за то, чтобы просмотреть телепередачу на официальном сайте, а не скачивать её пиратскую копию.

В Украине приблизительно столько же населения, как и в Южной Корее. Последняя сегодня является одной из наиболее прогрессивных стран в плане развития телевидения. Конечно, сравнивать телеиндустрии этих двух стран несколько абсурдно. Но если количество потребителей в Южной Корее и Украине одинаковое, то значит и рецепты успеха могут быть общими...

В Южной Корее очень хорошо развито развлекательное телевидение. Причина тому — огромный объём рынка развлекательного контента. В Украине этот рынок развит намного слабее. К тому же в Южной Корее несравнимо выше уровень развития инфраструктуры. Кабельное и аналоговое телевидение, а также Интернет развиты там очень и очень хорошо. Я уже не говорю про объём средств, которые вливаются в южнокорейское телевидение, а также уровень развития технологий. Украинским производителям телеконтента необходимо, прежде всего, предельно ясно для самих себя сегментировать внутренний рынок. Только после этого они смогут полностью понять своего зрителя.

Сегодня в Украине около 40% населения пользуется Интернетом. Из них лишь около половины имеет высокоскоростной Интернет, который позволяет без проблем смотреть видео он-лайн. Какая доля населения должна пользоваться Интернетом, чтобы в Украине начало развиваться полноценное интернет-телевидение?

Только когда половина населения страны будет активно пользоваться высокоскоростным Интернетом, у вас начнёт зарождаться интернет-телевидение. Приблизительно по такой же схеме оно развивались и в других восточно-европейских странах. В принципе, расширение интернет-сети происходит достаточно быстро. Поэтому достичь этого показателя Украина может уже в ближайшие годы. Но без господдержки столь активный рост количества интернет-пользователей, наверное, невозможен. В таком случае этот процесс может занять 10-15 лет.

В какой стране сегодня создаётся наиболее высококачественный телеконтент?

Такое я не могу сказать даже об американском телеконтенте. Ведь его качество зависит не только от бюджета, качества декораций, графики или других сугубо технических категорий, о которых обычно говорят, обсуждая фильмы. Качество телеконтента зависит ещё и от того, как его воспримут зрители. Качество телешоу бывает очень низким, но при этом оно может пользоваться успехом у аудитории.

Какую телекомпанию вы считаете наиболее прогрессивной в современном мире?

В техническом плане наиболее прогрессивными я считаю Sony и Samsung. Если речь идёт об интернет-сегменте — наиболее прогрессивной в плане своей стратегии развития я считаю Netflix. Если же речь идёт о традиционном телевидении, то наиболее последовательной является HBO.