Интервью с Эндрю Форрестом, № 5 списка богатейших людей Австралии.
Ничего примечательного, если бы не одно «но». София организовывает интервью собственного отца. Она дочь австралийского миллиардера, а ее отец входит в топ-5 богатейших людей своей страны по версии Forbes и№ 211 в списке богатейших людей планеты. Капитализация его компании сегодня $15 млрд, состояние Форреста $4,8 млрд.
Эндрю Форрест ключевой акционер одной из крупнейших железорудных компаний Австралии и мира, Fortescue Metals Group (FMG). Выручка компании в 2013 финансовом году $8,1 млрд, а площади, на которых она ведет разработку в Австралии, превышают площади других горнорудных гигантов в этой стране BHP Billiton и Rio Tinto. «Авторству» Форреста принадлежит и крупнейшая добывающая компания Австралии в сфере кобальта и никеля, Minara Resources, сегодня принадлежащая швейцарской Glencore.
Сейчас ГОКи для Форреста уже не приоритет. Вместе с женой он, первым в Австралии, присоединился к инициативе Giving Pledge пообещал еще при жизни пожертвовать не менее половины своего состояния на благотворительность.
В Украине Форрест, как и его дочь, впервые. Forbes спросил у миллиардера о причинах визита, о том, как он пытается снизить зависимость своего состояния от падения цен на руду, и почему его дочь работает волонтером в чужой стране, а не продолжает дело отца.
Зачем вы приехали в Украину? У вас есть планы, связанные с бизнесом?
Пока нет. Основная цель познакомиться с этой частью мира, узнать больше об Украине, ее соседях, о влиянии на поведение украинцев ЕС и России. А еще узнать, как в Украине обстоит ситуация с торговлей людьми.
Торговля людьми? Зачем вам это?
Я узнал об этой проблеме через своих детей. Моя дочь Грейс какое-то время провела в Неаполе, куда поехала по школьной программе Mother Theresa Pilgrimage of Hope (программа гуманитарной помощи). Но Неаполь центр торговли людьми. Мы беспокоились об этом, и провели небольшое исследование этого вопроса. А когда углубились в него, оказалось, что детский приют, где работала моя дочь, был инструментом для торговли людьми. Из него детей отправляли в Индию, а из Индии на Ближний Восток. Для моей дочери это стало шоком.
Мы продолжили изучать вопрос о приютах уже в Катманду. Оказалось, что большое количество детей отсюда попадают не в семьи, а в трудовое или сексуальное рабство. И тогда я приказал провести расследование цепочки поставщиков моей собственной компании, FMG. Оказалось, что на уровне четвертого-пятого звена наших поставщиков действительно очень распространено трудовое рабство. Это позволяет им удерживать очень низкие цены на свою продукцию.
Так что я и моя семья лично столкнулись с вопросом трудового рабства. Аморальные люди, занимаясь бизнесом, готовы на все, лишь бы увеличить доход. Поэтому мы решили посвятить свои жизни уничтожению трудового рабства (Форрест протягивает визитку созданного им движения Walk Free: The Movement to end Modern Slavery «Иди свободно: Движение за прекращение современного рабства». Forbes).
И как ситуация с рабством обстоит в нашей стране?
Рабство есть и в Украине, и во всей Восточной Европе. Но я пока не готов говорить об этом мы только начинаем изучать Украину.
Вы присоединились к инициативе The Giving Pledge. Почему?
Меня попросили об этом Билл Гейтс (один из основателей инициативы. Forbes) и некоторые другие ее участники. Мы поговорили с семьей не против ли они, что своим участием в The Giving Pledge я лишу их части наследства. Не против: их порадовало, что деньги пойдут на благие цели.
Так что это общее решение. Но решение, что мы не будем хранить свое богатство, мы приняли давно еще когда Софи была маленькой. Поэтому когда появился The Giving Pledge, мы просто поняли: если уж мы решили отдать свои деньги [на благотворительность], то почему бы не пустить их на благо всего мира?
Решение не держаться за свое состояние необычная практика для Украины. Так же, как и то, что дети миллиардеров работают волонтерами в чужих компаниях: в Украине они, как правило, становятся топ-менеджерами в бизнесе родителя через год после окончания университета. Ваши дети не планируют работать в вашей компании?
Они могут принять такое решение, но это будет их решение. Этот вопрос лучше задать Софи.
София Форрест: Я не думала о таком карьерном пути. Я люблю и уважаю бизнес отца. Но я полностью поддерживаю папину идею поделиться своим состоянием, потому что это позволит мне быть полностью независимой, в том числе и от его богатства.
А ваша вторая дочь?
Она думает так же. И я очень горжусь своими дочерьми: они готовы создать свою собственную жизнь, заниматься тем, что для них действительно интересно.
Возвращаясь к вам и Украине вы были партнерами с украинским миллиардером Геннадием Боголюбовым. FMG и BC Iron Ltd, долей в которой владел Боголюбов, имели совместное предприятие в Австралии. Насколько глубоким было это партнерство? Вы общались, хорошо знаете друг друга?
Я знаю о Боголюбове, но никогда с ним не встречался и не говорил. Он приобрел компанию Consolidated Minerals (владела долей в BC Iron. Forbes), с которой у нас уже была совместная деятельность, и вошел в этот бизнес через
Виктор Пинчук, организатор форума YES, родом из того же города, что и Боголюбов...
Да? Мы с Пинчуком не упоминали о нем друг при друге.
Есть ли у вас другие совместные проекты с украинцами в Австралии или других странах?
В Австралии мы инвестируем около $1 млрд в год в строительство инфраструктуры в электрические линии, шахты, города. Все они строятся с учетом экологии. И из-за этого нас многие приглашают инвестировать, в том числе и в Украину. Мы с удовольствием рассмотрим эту возможность.
Какие-то конкретные планы?
Это интересная возможность для меня, но пока никаких планов нет. Пока я просто узнаю много нового, встречаюсь с украинскими лидерами и руководством других стран [региона] и наслаждаюсь процессом получения знаний.
В 2010 году Forbes назвал вас богатейшим человеком Австралии. В
Сейчас моя компания выпускает в три раза больше продукции, чем в 2010 году. Акции упали, но теперь снова поднимаются, и их нынешняя стоимость меня вполне устраивает. Впрочем, я не слежу за их курсом так, как раньше.
Какова сейчас капитализация вашей компании?
Около $15 млрд. В 2010 году она составляла около $25 млрд.
И вас не беспокоит, что капитализация вашей компании уменьшилась почти вдвое?
Большинство людей, действительно, пытаются увеличить свое состояние. И да, это правда, в 2010 году меня назвали богатейшим человеком Австралии. Но этот статус не то, чего я хочу добиться в жизни. Деньги не являются моей целью. Я хочу создавать ценности, создавать товары, прожить полезную жизнь.
Да, в этом процессе мне приходиться владеть акциями. Мое состояние началось, вероятно, с того, что в своей первой компании я был миноритарным акционером, и в итоге контроль над ней смогла получить другая компания. Тогда я решил, что если создам новый бизнес, то оставлю себе в нем контрольный пакет. Но это решение я принял, чтобы оставаться независимым а не для того, чтобы заработать больше денег. Хотя в итоге результат стал именно таким.
Интервью состоялось в ходе