Российский советник Глазьев недавно обвинил украинских министров (то ли Кожару, то ли Прасолова, это осталось неясным) в том, что они не знают английского и поэтому не понимают, что написано в договоре об ассоциации. Этот уроженец Запорожья вскоре сможет претендовать на место в команде «Вечернего квартала», но самое удивительное, что всё это Сергей Юрьевич говорит всерьёз, хотя и похож на постаревшего Зеленского.
Он убеждает нас в том, что Украину ждёт крах промышленности, изгоняет нас из зоны свободной торговли СНГ и, чего доброго, договорится до визового режима.
Что ж, давайте кратко разъясним нашим московским коллегам, в чём дело: почему ТС вообще не альтернатива ЕС, да и шит белыми нитками.
Во-первых, мы прошли пятилетний путь к ассоциации, и этот договор является действительно всеобъемлющим. Боже мой, Сергей Юрьевич, возможно, вы ещё не забыли украинский язык, а может, и английский знаете, так гляньте один лишь план действий по выполнению условий подписания соглашения вот здесь.
А ТС это лишь самый рудиментарный уровень интеграции, более того, он очень сырой, конфликтный, и процедура принятия решений в этом режиме свободной торговли (и больше ничего!) застолблена за Россией, она менять этого не желает, да и изъятий немало. В конце концов, даже опыт функционирования ТС с 2010 года (через пень-колоду) показывает, что выигрывают от него априори лишь самые сильные, то есть российские корпорации.
Зачем вы нам это подсовываете? Если мы не Глазьевы, так что же, у нас глаз нет?
Во-вторых, ваш вице-премьер Шувалов сам признал, что без Украины ТС не имеет смысла, не раз мы это слышали, и прекрасно об этом знаем, но где же действия? Где солидные предложения? Газ? Так это бабка надвое сказала после подписания пресловутых «харьковских соглашений». Да и, не ровен час, сами начнём вам газ продавать уже сейчас мы добываем его больше, чем импортируем. Безусловно, Украине это даётся нелегко, но диверсификация, экономия и добыча продолжат расти эти возможности Киеву предоставило членство в Европейском энергетическом сообществе (в частности, «третий энергопакет»). Особенно, когда Азаров в сердцах напомнил ЕС о его обязанностях перед Украиной.
Ну, а после (и чья это была глупая идея, не ваша ли с Онищенко?) атаки против украинских товаропроизводителей и подавно: ЕС встал стеной на защиту Украины. Понятно, что время буквально утекает сквозь пальцы, но это совсем не метод: и когда это давление действовало на Виктора Януковича или вызывало симпатию в нашем обществе?
Примитивная структура экономики стран ТС (с частичным исключением для Белоруссии, но она-то и больше всего страдает от последствий «ынтэграции»!), непрозрачность принятия решений и политическая нестабильность (а это вечные спутники государств фасадной демократии) делают этот проект если не мертворождённым, то искусственным. После Вильнюса он просто тихо разложится, поскольку главный рынок России это Европа, и даже товарооборот Армении с ЕС больше, чем с ТС. Ну, теперь это изменится: в Минске и Астане уже знают, что после интеграции в ТС их отношения с Европой стали осуществляться через красный телефон в Кремле.
Солидное предложение могло бы состоять в «золотой акции» для Киева, возможностях добычи углеводородов на территории России (хотя это уже устаревает незачем), единой валюты, которой не был бы рубль, да мало ли ещё настоящих козырей могла бы выложить Москва, если бы размышляла по-европейски, по-современному, а не как молодой капиталистический хищник, действующий на базе архаичного «национального государства».
Что касается вопроса о том, а почему Украина не требует подобного лидерства и бонусов от ЕС, то ответ прост. Киевские политики таки обладают здравым смыслом! ЕС и без того предлагает немало унификацию стандартов, существенные объёмы структурной помощи, доступ к источникам надёжного и льготного кредитования, повышение уровня доступа украинцев и их организаций, учреждений, предприятий в инфраструктурные программы ЕС (слыхал ли Глазьев об Erasmus, Jean Monnet, Youth in Action и других?). Даже то, что нам пытаются продавать секонд-хэнд, учитывая наши цены на автомобили и одежду, тоже звучит неплохо! Между тем, за время председательства Баррозу цена мобильной связи в ЕС рухнула на 70%, не повод ли задуматься?
Мы не будем иметь голоса в европейских делах? Да тут осилить бы требования ассоциации по ЗСТ! Ведь речь идёт о модернизации всех сфер, кстати, это именно то, чего так и не осилила Россия при Медведеве.
Если Украина будет достаточно динамично продвигаться по пути имплементации соглашения, которое является аналогом соглашений о стабилизации и ассоциации на Балканах (пусть в них и прописана перспектива членства), то к 2020-му году можно будет осторожно начинать разговор о старте переговоров в отношении членства (скажем, Квасьневский более оптимистичен в этом отношении). Недавно по случаю председательства Литвы в Союзе мне посчастливилось пообщаться с литовским дипломатом Томасом Гульбинасом, который является главным литовским европейцем «по должности». Оказалось, что участие Литвы в общем рынке приносит 2% к росту ВВП каждый год, а получение помощи от союзных фондов толкает вперёд развитие всех секторов промышленности.
Конечно, Украина не Литва, но «не Литва» она и по своему огромному потенциалу, в первую голову, аграрному. Между тем, нашумевшие «доклады» Глазьева-Гееца-Мунтияна, видимо, относятся к тому, что у Киева «не отберут» в случае членства в ТС, а вовсе не то, что мы приобретём! В конце концов даже Мунтиян возмутился угрозами Москвы свернуть его детище зону свободной торговли в СНГ. Пример Белоруссии красноречив интеграция вылилась в эксплуатацию российским инвестором мощного предприятия «Беларуськалий» и очередными репрессиями против молока и бензина. Армения и та получила лишь обещание снижения цены на газ да еще одно обещание финансирования строительства железной дороги...
При этом, что забавно, Сбербанк, опровергая пафос г-д затулиных, выдал украинскому правительству новый кредит в 750 млн долларов. Потому что выгодно безо всякого ТС. Это дела, а то слова.
Потому в Украине «дурних немає», и вот этого-то, видать, совсем не понимают в Москве.