Венеция-2013: лжеренессанс итальянского кино

7 сентября подвёл итоги юбилейный 70-й Венецианский кинофестиваль. Несмотря на то, что в этом году он отличался достаточно сильной конкурсной программой, награды в итоге получили не самые лучшие фильмы. Так что церемония награждения сопровождалась громким буканьем журналистов. Жюри кинофорума в этом году решило поддержать итальянский кинематограф, который последние два десятилетия переживает не лучшие времена.

Победителем стала лента Джанфранко Рози «Священная римская кольцевая». Таким образом, впервые с 1998 года на этом кинофоруме триумфовала итальянская лента. При этом в 70-80-е итальянское кино побеждало здесь едва ли не каждый третий год.

Главная же особенность, что в этом году в Венеции впервые победила именно документальная картина. Этот факт спровоцировал многих критиков задуматься о том, что в современном кинематографе наиболее интересным жанром является именно документалистика. Мол, последние технологии, позволяющие нарисовать на компьютере любую реальность — ничто по сравнению с «правдой-маткой», которую режут режиссёры, вооружившись одними лишь кинокамерами-скальпелями.

Однако большинству такой победитель фестиваля показался чересчур сомнительным. Ведь в основном конкурсе феста был целый ряд фильмов, превосходивших эту ленту. Одна из причин такого результата кроется в самом жюри фестиваля, председателем которого в этом году был итальянский режиссёр со всем известными патриотично-экспериментальными пристрастиями Бернардо Бертолуччи.

Несмотря на то, что войти в состав жюри Венеции можно лишь один раз в жизни, Бертолуччи стал в этом году председателем уже во второй раз. Когда же он впервые возглавлял жюри, то победу присудили Жан-Люку Годару за чересчур экспериментальную ленту «Имя Кармен». Так что церемония вручения призов была обречена на сюрпризы.

«Как я и боялся, 70-й Венецианский фестиваль провалили не отборщики, режиссеры или критики, а авторитетное ткскзть жюри. Бернардо, иди уже отдохни, что ли», — написал по окончании кинофеста один из авторитетнейших российских кинокритиков Антон Долин.

Среди сегодняшнего невыразительного поколения итальянских режиссёров Джанфранко Рози — личность заметная. Триумфовавшая на Мостре «...Кольцевая» — лишь четвёртая полнометражная режиссёрская работа в его карьере. Однако каждый его предыдущий фильм участвовал если не на Санденсе или Венецианском кинофесте, то номинировался на приз Европейской киноакадемии или другую престижную награду.

В оригинальном названии фильма-победителя «Священная римская кольцевая» («Sacro GRA») кроется созвучный намёк на «Святой Грааль». И это — далеко не единственный подтекст фильма, заставивший высоколобых критиков провести ночь после его просмотра в интеллектуальных стенаниях.

Эта картина переполнена зрелищными сценами и весьма живописными личностями, которых режиссёр нашёл на римской кольцевой дороге. Счастливые рыбаки, престарелые проститутки, обанкротившиеся аристократы, доморощенные философы, замученные постоянными вызовами работники скорой помощи... Все эти люди составляют очень точную картину современного общества.

Трейлер фильма «Священная римская кольцевая»

Лауреат другого ключевого приза— Кубок Вольпи за лучшую женскую роль — шокировал критиков ещё больше. Досталась эта награда одной из наиболее посредственных, по мнению многих, лент конкурса «Улица в Палермо». Фильм рассказывает о двух автомобилях, которые не могут разъехаться на узкой улочке Палермо. За рулём одной из них — упрямая пожилая эмигрантка из Албании, а в другой — две наглые лесбиянки. В этой картине итальянцы рассмотрели метафору на сегодняшнюю политическую ситуацию в стране.

Исполнительница роли престарелой эмигрантки — 82-х летняя Елена Котта — и была признана лучшей актрисой феста.

Елена Котта в фильме «Улица в Палермо»

Как и в прошлом году, награды за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль получил один фильм. Но если в прошлом году это был действительно шедевральный «Мастер» Пола Томаса Андерсона, то на этот раз — сомнительная «Госпожа жестокость» грека Александроса Авранаса.

Несмотря на то, что вручение «Серебрянного Льва» за лучшую режиссуру сопровождалось громким бурчанием журналистов — практически все отмечают, что «Госпожа жестокость» снята достаточно оригинально. Сюжет картины вращается вокруг девочек-проституток и дедушек-эксплуататоров, официальной безработицы и нелегальных доходов, скелетов в шкафу и трупов за окном, семейных тайн и публичного расследования.

Исполнитель главной роли в «Госпоже жестокости» Темис Пан с Кубком Вольпи и Александрос Авранас с «Серебрянным Львом»

Из двадцати фильмов, которые в этом году боролись за главные награды кинофорума, семь были сняты под флагом США. Однако ни один из них не получил ни одного ключевого приза. Таким образом, жюри киносмотра, наверняка, попыталось провозгласить торжество европейского кинематографа над американским. Но это, скорее, личное мнение самих членов жюри, а не констатация тенденции в мировом кинематографе, о которой мы писали в одной из предыдущих статей.

Шестнадцатилетний американский актёр Тай Шеридан получил приз им. Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру. Эта второстепенная награда — едва ли не единственный приз, который после юбилейной 70-й Мостры отправился в США.

В карьере Шеридана, получившего награду за роль в драме Дэвида Гордона Грина «Джо», это — всего третья полнометражная лента. Примечательно, что каждая из этих картин участвовала в основном конкурсе если не Канн, так Венеции. Удивительный драматический талант этого подростка подтверждает то, что «опыт человеку приходит не с возрастом, а со зрелостью души».

Тай Шеридан в фильме «Джо»

«Филомена» получил приз за лучший сценарий (сценаристы: Стив Куган и Джефф Поуп). В ленте раскрывается действительно удивительный сюжет, основанный на реальных событиях. 1952 год, Ирландия. Девушка-подросток Филомена беременеет и рожает ребёнка. Затем её сразу же отправляют в монастырь, а ребёнка — в США на усыновление. После этого всю свою жизнь она безуспешно искала своего сына. А на определённом этапе ей начинает помогать журналист.

«Фрирз (Стивен Фириз, режиссёр картины, — ред.) бьет наотмашь, насыщая эту правильную во всех отношениях мелодраму, едкой критикой в адрес католической церкви и консервативной Англии», — написал об этом фильме Андрей Алфёров.

Вторую по значимости награду кинофестиваля, Гран-при жюри, получил малайзийско-тайваньский режиссёр Цай Минлян за картину «Бродячие псы». Очень специфически снятая лента рассказывает о небольшом городке, в котором живут преимущественно молодёжь и старики. Здесь крайне трудно найти какую-либо работу, поэтому всё трудоспособное население городка уехало. В поисках хоть каких-то денег по улицам городка постоянно ходят «стаи» голодных местных жителей, которые бесцеремонно обирают богатых.

«Волшебство фильмов Цая лежит за пределами кадра. Я уверен, что то, что он не показывает, гораздо важнее того, что он показывает. Ваш разум дорисовывает разнообразные версии происходящего», — считает один из наиболее значимых современных дальневосточных режиссёров, лауреат «Золотой пальмовой ветви» Апичатпонг Вирасетакул.

Кроме своего непоколебимого туристического имиджа, высокого экономического статуса и многолетнего кинематографического авторитета Венеция прославилась на весь мир ещё и как город, в котором похоронены великие художники. Именно здесь покоится также прах Иосифа Бродского, Игоря Стравинского, Джентиле Беллини и многих других. Ну а на прошедшем кинофесте список «смертей» условно можно дополнить ещё двумя дальневосточными режиссёрами: Хаяо Миядзаки и упомянутым Цай Минляном. Оба официально объявили об окончании своих кинематографических карьер. Чтобы перечислить шедевры, снятые каждым из них, не хватит пальцев одной руки.

Умение вовремя остановиться не менее важно, чем умение снимать даже в глубокой старости. Это подтверждает, в частности, последний фильм Терри Гиллиама, который в этом году боролся за «Золотого льва». Классик американского кинематографа на этот раз снял весьма посредственную картину «Теорема зеро». Многие упрекали её в отсутствии оригинальности и усталости режиссёра, которая чувствуется буквально в каждом эпизоде.

«Новым словом в искусстве» назвали драму Филипа Грёнинга «Жена полицейского». Эта лента была отмечена спецпризом жюри.

Словом, на 70-й Мостре торжествовал европейский кинематограф. Судя же по тому, сколько наград скопилось, к примеру, у итальянцев — киноиндустрия Апеннинского полуострова должна переживать ренессанс. На самом же деле это не так. Ведь в последние годы кино этой страны продолжает оставаться лишь длинной — растянувшейся на десятилетия — тенью «Золотого века» итальянского кинематографа, когда творили Феллини, Антониони, Висконти и другие гении.

Украина же продолжает оставаться terra incognita где-то за пределами кинематографической географии. За год, прошедший с прошлого Венецианского кинофеста, до наших кинотеатров дошло только три фильма, участвовавших в основном конкурсе прошлогодней Мостры. И все эти ленты были лишь в ограниченном прокате. А значит, показаны они были не более чем в десяти кинозалах. Ещё несколько фильмов можно было увидеть в рамках других украинских кинофестивалей. А остальные — лишь скачать на нелегальных файлообменниках.

И пока украинские прокатчики продолжают обделять ценителей истинного кинематографа — последним приходится заниматься пиратством. Что ж, в поисках этих фильмов уже через пару месяцев можно будет брать торренты на абордаж...

P. S. Вот такие ролики об истории Мостры крутили на кинофесте между официальными кинопоказами. Глядя на входящего в кинотеатр Геббельса и зал, в котором нацистов больше, чем кинематографистов, — затрудняешься ответить на, казалось бы, простой вопрос: «На что организаторы Венецианского кинофеста намекают?»