Венецианский кинофестиваль: кинобогу или мамоне?

Венеция — это одновременно и мекка искусств, и торговый центр. Карма города сказывается и на его легендарном кинофестивале — Мостре. Правда, если сам город служит одновременно и музам, и торговцам, то его кинофорум бросается то к одним, то к другим. Изначально Венецианский кинофест был не более чем инструментом пропаганды. Со временем же он перерос в кинематографический эпицентр Европы. Правда, сегодня он переживает не лучшие времена: ключевые фигуры на нём уже не «музы», а «торговцы».

Три кита европейского киномира

Правящий триумвират европейского фестивального киномира — Канны, Берлин и Венеция — собирает большинство самых ярких фильмов мира. Изначально они появлялись как бы в противовес друг другу.

Но уже в 80-90-е годы эти кинофесты уже не столько соперничают между собой, сколько дополняют друг друга. Они стали тремя китами, на которые опирается мир европейского киноискусства. Ведь каждый из них негласно стал ячейкой, в которую попадают кинокартины особой специализации.

Берлинале уделяет особое внимание фильмам на социально-политическую тематику. А в его программу пытаются внести хотя бы по одному фильму с каждого уголка планеты. Высокомерный Каннский кинофест намагничен на лоск и гламур Лазурного берега. Поэтому-то он и притягивает к себе лишь самые пафосные премьеры из мира авторского кинематографа.

Ну, а программа Мостры выглядит более либерально. В ней чаще можно встретить анимационные и документальные фильмы, которые в Каннах и Берлине встречаются крайне редко. Кроме того, на Венецианском кинофесте учреждена специальная секция фильмов на ЛГБТ-тематику, а также программа экспериментальных лент, которые открывают новые горизонты в кинематографе.

Однако в последние годы эта колыбель лучших европейских кинотрадиций постепенно тонет в попкорновом океане мировой киноиндустрии. И если сама Венеция погружается в воду на 5 мм в год, то фестиваль — намного быстрее.

Любимчики кинофеста

Так как этот кинофорум — самый щедрый на награды, то малейшие перемены в его политике или финансовом самочувствии сразу же отображаются в том, какие именно фильмы получают его главные призы.

Например, в первое десятилетие своего существования (1932-1942) кинофест поощрял, прежде всего, итальянское (фашистское) и немецкое (нацистское) кино. А главный приз кинофорума в те годы назывался «Кубок Муссолини».

Сразу после Второй Мировой войны двумя локомотивами европейского кинематографа стали Италия и Франция. Именно в этих странах разрабатывались новейшие идеи и технологии кино, а также появлялись десятки звёзд мировой величины. Из девяти фильмов, которые за этот период были отмечены высшими наградами феста — пять были сняты именно в этих двух странах.

Своеобразным олицетворением той эпохи стал загадочный француз Андре Кайат. Первый в истории режиссёр, дважды получивший «Золотого льва» за свои фильмы.

Первый его триумф (когда в 1950 году он был отмечен за ленту «Правосудие свершилось») многие называют случайностью. Как и многие другие работы режиссёра, она не далеко ушла от типичного коммерческого кино. А в 1960-м году фильм Кайята «Переход через Рейн» выбил победу даже у выдающейся ленты Лукино Висконти «Рокки и его братья». Правда, сегодня чаще пересматривают именно вторую...

Под знаком итальянского кино прошли и 60-е. За это десятилетие в Венеции шесть раз триумфовали фильмы, снятые именно на Апеннинском полуострове. Чаще остальных они побеждали также в Каннах и в Берлине. Именно в те годы творили великие Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони и другие классики.

В 70-е Мостра стала внеконкурсной и лучший фильм кинофорума не определялся. А в 80-е каждый второй «Золотой лев» отправлялся во Францию. Именно в это десятилетие по две высших награды фестиваля получили французы Жан-Люк Годар (в 1982 году — за вклад в кинематограф, а в 1983 — за фильм «Имя Кармен») и Луи Маль.

Бунтарские и зачастую провокационные фильмы Маля постоянно наталкивались на жёсткую критику, а отдельные его работы и вовсе подвергались откровенной травле. Поэтому он был вынужден уехать из Франции в Голливуд. Вручив в 1980-м году Луи Малю «Золотого льва» за «Атлантик-Сити», европейский мир кино как бы попросил прощения у большого художника. Однако Старый Свет со своей закостеневшей на то время моралью был ещё не готов принять все табуированные темы, которыми режиссёр атаковал зрителей в своих фильмах.

Остаться в Европе режиссёр решился лишь после того, как в 1987 году ещё один его фильм «До свидания, дети» был отмечен «Золотым львом».
В 90-е компас европейского искусства искал новые полюсы — традиционные на то время «ориентации» общества и власти уже размагнитились. Кинематограф Старого Света высматривал новые культурные горизонты. В связи с этим европейские кинофесты начали уделять всё больше внимания восточному кино.

Из 12 фильмов, получивших главную награду Венецианского кинофорума в 90-е, — пять были сняты в Азии или на Ближнем Востоке. При этом за весь 31 год работы фестиваля до этого — его главная награда досталась лишь шести азиатским или ближневосточным лентам.

Символом этой тенденции стал китайский режиссёр Чжан Имоу, который в 1992 году получил «Золотого льва» за ленту «История Цю Цзюй», а в 1999 — за фильм «Ни одного терять нельзя».

В это же десятилетие другой дальневосточный режиссёр Энг Ли (Тайвань) получает два «Золотых медведя» на Берлинале. В отличие от Венецианского кинофорума, на престижнейшем немецком — это пока что единственный случай, когда высшая награда феста доставалась одному режиссёру дважды.

Мода на восточное кино в Венеции продолжилась и в 2000-е. И вновь из десяти триумфаторов Мостры за это десятилетие — пять были снято в Азии или на Ближнем Востоке. Так что тот же Энг Ли получил ещё и два «Золотых льва»: в 2005 — за «Горбатую гору», а в 2007 — за «Вожделение».

Золотой Микки Маус

А в последние годы в программе Венецианского кинофестиваля прослеживается крен в сторону американского кино. С 2005 года фильмы «made in USA» побеждали четыре раза — столько же раз американское кино триумфовало на Мостре за все предыдущие 48 лет проведения кинофорума. Кроме того, в течение четырёх предыдущих лет главное жюри феста возглавляли американские кинематографисты. Да и треть конкурсных фильмов в этом году — под флагом США.

Практически к каждому европейскому кинофестивалю класса «А» применима незамысловатая закономерность: как только статус кинофорума снижается — в его программе сразу же растёт количество голливудских фильмов. Ставя в программу какую-нибудь голливудскую премьеру, устроители феста стремятся таким образом привлечь к своему детищу побольше внимания. Ведь если в Канны или Венецию приедет представить свой новый фильм Брэд Питт или Брюс Уиллис — резонанс будет намного шире, чем от визита китайского актёра Тони Люн Чу Вая или одной из сильнейших современных французских актрис Леи Сейду. Притом, что мастерство вторых столь же высоко, как известность первых.

Кроме того, в закулисьях кинофорума поговаривают, что американские продюсеры неплохо платят организаторам за то, чтобы их фильмы попадали в конкурсные программы. Не мудрено, если лет через десять в Венеции будут вручать за лучший фильм не «Золотого льва», а «Золотого Микки Мауса»...

«Львы» с оговоркой

С некоторой оговоркой пятым в список дважды лауреатов «Золотого льва» можно поставить и Никиту Михалкова. Впервые высшую награду Венеции он получил на волне распада СССР — в 1991 году за фильм «Урга: территория любви». Мостра тогда проходила через две недели после легендарного Августовского путча.

А второго льва ему вручили в 2007 году за «12». Правда, когда члены жюри распределяли награды, то между ними разгорелся напряжённый спор. Половина голосовала за ленту Михалкова, а другие — за картину «Вожделение» вышеупомянутого Энга Ли. В результате было решено раздать сразу две столь почётные награды за одну церемонию. Второй по значимости, но абсолютно идентичный по виду «Золотой лев» тогда и отошёл российскому фильммейкеру.

P. S.

Неоднократно «Золотого льва» получали и другие 12 режиссёров. Правда, эти призы доставались им не только за конкретный фильм, но и за «вклад в кинематограф» или «творческие достижения» (вторая награда считается хоть и весьма уважительной, но всё же не столь престижной):

Луис Бунюэль: в 1967 году получил главную награду феста за ленту «Дневная красавица», а в 1982-м — за вклад в кинематограф.
Акира Куросава: в 1951-м — за «Расёмон», а в 1982-м — за вклад.
Микеланджело Антониони: в 1964-м — за «Красную пустыню», а в 1983-м — за вклад.
Жан-Люк Годар: в 1982-м — за вклад, а в 1983-м — за «Имя Кармен».
Роберт Олтмен: в 1993-м — за «Короткий монтаж», а в 1996-м — за выдающиеся достижения в кинематографе.
Ален Рене: в 1961-м — за ленту «В прошлом году в Мариенбаде», а в 1995-м — за вклад.
Эрик Ромер: в 1986-м — за «Зелёный луч», а в 2001-м — за вклад.
Мануэль де Оливейра: в 1985-м и 2004-м — за вклад.
Франческо Рози: в 1963-м — за «Руки над городом», а в 2012-м — за вклад.
Марио Моничелли: в 1959-м — за «Большую войну», а в 1991-м — за вклад.
Сатьяджит Рей: 1957-м — за «Непокорённого», а в 1982-м — за вклад.
Александр Клюге: в 1968-м — за фильм «Артисты под куполом цирка: Беспомощны», а в 1982-м — за вклад.