12 сентября на украинские экраны выходит один из самых изысканных фильмов года «Великая красота» Паоло Соррентино. Кроме того, что эта лента прекрасна сама по себе она примечательна ещё и своим реверансом в сторону творчества Федерико Феллини. Это, по сути, первый в истории успешный сиквел феноменальных фильмов итальянского классика.
Влияние маэстро Федерико замечается во многих как современных, так и ретрофильмах. Киноцитаты из его картин начали появляться ещё при жизни режиссёра. В одних случаях это было признаком хорошего вкуса, в других же режиссёры таким образом демонстрировали свою немощь. «Показать ту или иную сцену лучше, чем это уже сделал Феллини, я не могу, поэтому просто процитирую его», проглядывает в таких лентах.
К творчеству Феллини многие относятся как к чему-то сакральному. Поэтому-то режиссёры и боятся переделывать то, что в своё время шедеврально снял Феллини. Так что ремейки или сиквелы его фильмов можно пересчитать на пальцах одной руки.
Каждый из этих отчаянных режиссёров-смельчаков, не побоявшихся создать свои интерпретации феллиниевских фильмов, словно бросает вызов итальянскому классику. Вызов, после которого лишь одному Паоло Соррентино удалось одержать победу. Остальные же или потерпели поражение, или свели свои попытки превзойти Феллини к унылой ничьей.
Сладкая «Великая красота»
«Великая красота» (2013) Соррентино это своего рода продолжение истории, которую Феллини рассказал в «Сладкой жизни» (1960). Джеп Гамбарделла, главный герой фильма этого года своего рода постаревший журналист Марчелло, протагонист фильма
Трейлер фильма «Великая красота»
Заветная мечта героев как первого, так и второго фильма написать книгу. Творчество для них синоним счастья, которое и для Марчелло, и для Джепа является недосягаемым. В личной жизни оба они несчастны.
Отрывок из фильма «Сладкая жизнь»
Обе эти картины переполнены хлёсткими репликами на современное общество. Деградирующая аристократия; религиозный ажиотаж, доходящий до абсурда; скучающие богачи и их дети, заблудившиеся в жизни всё это и многое другое создаёт гротескную картину сегодняшнего римского общества.
Сам же город показывается в «Великой красоте» как переполненная (и оттого гниющая) чаша. «Где-то за тем миром, который показан здесь, за всем этим декадентством и вульгарностью скрывается истинная красота Рима. Но рассмотреть её очень непросто... Италия это страна, у которой буквально в каждую эпоху было множество возможностей, которые преимущественно так и оставались нереализованными. Своеобразным олицетворением этого и является Джеп, который так и не реализовывает свой талант...» рассказывает режиссёр «Великой красоты». Эти же слова абсолютно справедливо можно адресовать и Марчелло из «Сладкой жизни».
Фильм Паоло Соррентино хоть и не столь революционный, как творение Феллини, но по талантливости уж точно находится в одной «весовой категории» с оным. Сняв столь мощную картину, современный режиссёр как бы выстроил ось между Золотым веком итальянского кино
8 ½ + 2
Единственный фильм Феллини, переживший сразу два ремейка «Восемь с половиной» (1963). Свои интерпретации этой картины предлагали американские режиссёры Роб Маршалл и Вуди Аллен. И оба этих «сражения» с картиной итальянского классика окончились ничьей. Ни одна из них не стала преемницей славы феллиниевского шедевра. Так что по сей день все три фильма существуют отдельно друг от друга.
Трейлер фильма «Восемь с половиной»
Роб Маршалл, прославившийся своей оскароносной картиной «Чикаго», в 2009 году сделал ремейк итальянского фильма в стиле мюзикл. Несмотря на то, что эту ленту он назвал «Девять», а значит, в ней должно быть сказано чуть больше, чем в «Восьми с половиной», ничего принципиально нового здесь не встречаешь. То, что Феллини оставил недосказанным в своей картине, не получает ответов и в ленте Маршалла.
Последняя лишь пафосно интерпретирует внешние стороны фильма Феллини. В то время как внутренняя суть классической картины сводится к минимуму.
Трейлер фильма «Девять»
Те, кому нравится этот мюзикл, не будут смотреть итальянский фильм-первоисточник, так как им будет скучно. То же чувство испытают и поклонники классической картины по отношению к «Девяти».
Если в первой всё строится на психологическом накале, то во второй на сценических эффектах. Язык итальянской ленты местами переступает грань сюрреализма, а также наполнен сновидениями и аллюзиями. А в американском фильме буквально каждая деталь припудрена бродвейским лоском. Если фильм Феллини напоминает масштабный аквариум творческого пространства, в котором тонет главный герой, то работа Маршалла не более чем просто масштабное шоу.
Совсем по-другому подошёл к интерпретации «Восьми с половиной» Вуди Аллен. Его картина «Воспоминания о звездной пыли» (1980) это попытка переосмыслить и раскрыть загадки, которые остались без ответа в гениальном фильме Феллини. Но одно из обязательных качеств гениальности её иррациональность. А значит ответов на вопросы, заданные гениями, попросту не существует. Так что попытки Вуди Аллена пойти дальше, чем это удалось итальянскому классику, свелись к тому, что он просто по-другому переформулировал вопросы, заданные в итальянском фильме. А ответы на них он так и не нашёл.
Аллен бережно сохранил в своей картине отдельные сцены и приёмы из «Восьми с половиной»: ч/б съёмка, главный герой режиссёр, мающийся в творческом параличе, приморские пейзажи, любовные мытарства, нескончаемый поток шаржированных человеческих образов, космический корабль... Ну а первая сцена этой американской ленты практически дословно цитирует вступление к итальянскому фильму.
Первая сцена фильма «Воспоминания о звездной пыли»
«Я даже не половина от феллиниевского Восемь с половиной», сказал в одном из своих интервью американский классик. И всё же его творение во всех отношениях попадает в категорию «почти шедевр».
Фильм Феллини это исповедь, в то время как лента Аллена больше напоминает монолог у психотерапевта. Альтер-эго Феллини выглядит рыбой, запутавшейся в любовных сетях и вытянутой на берег. А герой Аллена, который исполняет в картине главную роль, напоминает скорее трагикомичную марионетку, каждая конечность которой управляется любовницами, музами, продюсерами, поклонниками и т. д. Итальянский фильм наполнен неудержимым вихрем образов и аллюзий, а американский выстроен по строго продуманной матрице.
И пусть «Воспоминания о звёздной пыли» фильм не гениальный, но уж точно пророческий. В одной из заключительных сцен картины один сумасшедший поклонник протагониста стреляет в него, и режиссёр умирает. Премьера этой картины состоялась 26 сентября 1980 года, а спустя два с половиной месяца таким же образом убили Джона Леннона...
И всё-таки корабль плывёт...
В 2005 году живой классик советского кинематографа Георгий Шенгелая снял ремейк шедевра Феллини «И корабль плывёт» (1983). Это была первая полнометражная режиссёрская работа грузинского режиссёра после двадцати лет молчания. Назвал он её «И шёл поезд».
Обе эти ленты переполнены харизматичными типажами, крупные планы которых превращают просмотр в пёструю карнавальную карусель. Лента итальянского маэстро символическая притча о крушении старого мира и отходящей высокой культуры. А творение грузинского классика анекдотическая аллегория на общество маленькой кавказской страны.
Вызов, брошенный Феллини, в этом случае окончился печальным поражением Шенгелая. Его фильм выглядит халтурной гипсовой копией мраморного феллиниевского изваяния.
Отрывок из фильма «И корабль плывёт»
Феллинифобия
Наверняка именно из-за боязни того, что попытка переснять Феллини окончится жалким образом, даже самые опытные режиссёры не берутся за столь рискованное дело. В 2010 году о своём намерении сделать ремейк феллиниевских «Ночей Кабирии» (1957) заявил американский режиссёр Ли Дэниелс (автор прославленного фильма «Сокровище», 2009). А в прошлом году переснять эту же ленту задумывал голливудский продюсер Брэд М. Гилберт. Однако дальше намерений дело не пошло. Наверняка оба фильммейкера вовремя одумались и поняли, что лучше не вступать в схватку с итальянским гением.
Страх перед итальянским маэстро хорошо показан в короткометражке «Фактор Феллини», которую сняла молодой украинский режиссёр Мирослава Хорошун. «Главный герой фильма студент-первокурсник, который только учится делать кино, но уже парализован страхом перед гением Феллини», рассказывает создатель картины.
Что ж, возможно когда-нибудь и какой-нибудь украинский режиссёр отважится перекроить замысел итальянского маэстро. Ведь главное в этом решении, как показывает опыт других именитых фильммейкеров, не смелость и изобретательность, а умение осознать и побороть свой страх перед творчеством Феллини. А страх, судя по этой короткометражке, нашим кинематографистам уже понятен.