На недавней конференции в Вене известный промоутер расширения НАТО (а также интересов военно-промышленного гиганта Lockheed Martin) Брюс Джексон назвал Россию и Украину двумя важнейшими странами на постсоветском пространстве, косвенно намекнув, что между ними происходит конкуренция за влияние в регионе.
Ну что же...
Это и так, и не так одновременно Украина с трудом добивается своего на развалинах ГУУАМА в Грузии и Молдавии. Поскольку и Киев, и Тбилиси, и Кишинёв в процессе принятия ключевых решений неизбежно «выгибаются», принимая форму туннеля, ведущего в Брюссель и Вашингтон. Россия сражается с другими вызовами, особенно в Средней Азии, и как раз Центральной Азии (это более широкое понятие, включающее Афганистан и Пакистан) было в значительной степени посвящено недавнее мероприятие «Академия ОДКБ», на котором мне довелось побывать лично. Мероприятие организовали Фонд публичной дипломатии им. Александра Горчакова (учредитель МИД РФ) и Институт ОДКБ (аналитический центр Организации договора о коллективной безопасности).
Я был удивлён тем, что при всём широком информационном инструментарии Москвы, ОДКБ (а её бюджет на 50% формирует Россия) страдает от недостатка PR. Видимо, преодолеть этот дефицит организация стремится и за счёт упомянутой программы.
Надо сказать, что у меня тоже было мнение, что ОДКБ это канцелярское учреждение вроде СНГ, а его члены пытаются решать свои проблемы либо в двухстороннем порядке, либо привлекая внешние центры влияния США, Китай, ЕС. Однако, это оказалось если и не стопроцентным мифом, то результатом явно искажённого представления.
Разумеется, ОДКБ не имеет масштабов НАТО, но его штаб в московском Сверчковом переулке производит впечатление. Детализирую: мы привыкли воспринимать разнообразные про- и околороссийские проекты как несерьёзные, за которыми, с одной стороны, стоит риторика вовлечения нас обратно в империю (хоть тушкой, хоть чучелком), а с другой отсутствие реальных ресурсов и инструментов воплощения в жизнь этих желаний. Однако за последние годы ситуация стала заметно меняться.
Чувствуется, что за ускорившимся «обрастанием мясом» ОДКБ теперь стоит политическая воля Кремля и элит стран-членов (кроме России в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), а также бешеная энергия её генсека Николая Бордюжи, в прошлом разведчика, главы Администрации президента России и секретаря российского Совета безопасности.
Альянс признан ООН и ОБСЕ, подписывается всё больше соглашений о реальных параметрах сотрудничества, получила статус наблюдателя при парламентской ассамблее ОДКБ Сербия, с которой буквально на днях начаты переговоры о членстве в ЕС.
Но главное созданы разные подразделения военного характера, такие как КСОР, готовые в любой момент отразить внешнюю угрозу. Сегодня под такой угрозой подразумевается Талибан и ваххабитские движения в неспокойной части Средней Азии. Участникам академии исследователям проблем безопасности, журналистам, релевантным чиновникам из восьми стран показали и учения спецназа на, скажем так, опорной базе для КСОР в Московской области.
Украину в ОДКБ трезво рассматривают как страну, плотно сотрудничающую с НАТО. Однако согласно Закону «Об основах внутренней и внешней политики», мы государство внеблоковое, кроме того, косвенное указание на это содержится и в нашей действующей Конституции, поскольку в её Преамбуле есть ссылка на Декларацию о государственном суверенитете, а оная провозглашает внеблоковый статус Украины. Тем не менее, в НАТО Украина не собирается, и ничего не мешает нам, как мне кажется, поступить по-сербски, а именно: подать заявку на статус наблюдателя при Парламентской ассамблее ОДКБ, чтобы иметь более широкий доступ к возможностям организации, уже прошедшей боевое крещение в Средней Азии.
Не стоит забывать, чем грозят нам проблемы с ваххабитскими движениями, рвущимися в Крым, и нарастающий османизм турецких властей во главе с Реджепом Эрдоганом. Не следует думать, что Киев сможет «отсидеться» или получить помощь НАТО против... члена НАТО Турции, если она скатится в османизм или исламизм (неизвестно, что хуже!). Или если громыхнёт на Кавказе, где у нас самые серьёзные интересы. Или если поскачет по кривой дороге огромный Узбекистан, подкузьмивший и нас с нашим многострадальным ГУУАМом, и ОДКБ, то входя в него, то «приостанавливая» членство.
Не отсидимся, поскольку в мире осталось только две философии (это моё личное мнение): агностическая светскость и исламизм. ОДКБ гораздо ближе к первой, а значит, наш вихляющий драйв в ЕС, похожий на утреннее путешествие ищущего опохмелки пьяницы к киоску никак не противоречит расширению сотрудничества с этим военным союзом исторически близких нам стран Евразии, сумевшим создать боеспособную инфраструктуру, которая в считанные часы прихлопнет «безбашенного» интервента.
Да, украинцы привыкли сыто смотреть на военно-политические проблемы, мол «да кому мы нужны!» и «кто на нас нападёт?!». Но так думают не все. К примеру, родственники убитых бандитскими пулями оперативников, под которые их подставил хоружевский клоун в мутном деле «Фаины»...